Проект «Международные лаборатории» изначально был направлен на укрепление позиций Высшей школы экономики в глобальном академическом мире. Идея этого проекта – в привлечении ведущих зарубежных учёных, представляющих различные исследовательские традиции, к совместной работе и созданию новых научных школ в нашем университете. В 2010 году были созданы, а с 2011 года начали работать в полную силу 3 международные лаборатории. Сегодня их – 50. Мы подводим некоторые итоги первого десятилетия и взглянем на то, как создание международных лабораторий преобразило Вышку.
«Теперь, когда появились исследования лабораторных практик, мы начинаем лучше понимать, чем занимаются ученые в странных местах, называемых лабораториями…»[1]
Карин Кнорр Цетина (1983)
Фразу о лаборатории как о точке опоры вслед за аллюзией Бруно Латура на известное восклицание Архимеда – «Дайте мне лабораторию, и я переверну мир» – могут повторить многие исследовательские команды из Вышки: 10 лет прошло с момента рождения в нашем университете международных лабораторий. Высшая школа экономики – первый российский вуз, который начал инвестировать собственные средства в создание таких центров, что позволило вывести научные исследования университета на качественно иной уровень, а коллективам включиться в глобальную исследовательскую повестку и обогатить себя новыми ценными сотрудниками.
[1] Цит. по: Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос. 2002. №5–6 (35).
Каждая международная лаборатория появляется на конкурсной основе и должна соответствовать высоким и строгим показателям эффективности, в штат лабораторий обязательно привлекаются ведущие учёные, имеющие опыт работы в престижных зарубежных университетах, каждые три года проекты проходят через международную экспертизу и продлеваются только результативные. Залогом успеха лабораторий являются команда: полученное финансирование дает результаты только тогда, когда есть эффективная совместная работа под руководством ведущего зарубежного ученого и руководителя лаборатории с российской стороны.
Сегодня уже сформированы и получили известность высококлассные междисциплинарные коллективы, которые работают в самых разных исследовательских областях и обеспечивают преемственность научного знания и включенность в передовые международные исследования по своему направлению. Выстраиваются устойчивые и плодотворные партнёрства с крупнейшими мировыми центрами. Российские учёные включились в важные сетевые проекты, позволяющие получить доступ к современной методологии и сетям научной коммуникации.
Международные лаборатории, сегодня их 50 (43 – в Москве, 7 – в региональных кампусах), затевались и создавались органично, вырастая из естественных обстоятельств академической жизни. Ниже воспоминания некоторых собеседников «Окон роста» о контексте и обстоятельствах рождения новых исследовательских коллективов и самых затейливых научных коопераций.
Эдуард Панарин вспоминает: «Это произошло в 2010 году, когда я только начинал работать в Вышке. Сначала я узнал о конкурсе мегагрантов от Правительства России на создание научных лабораторий, а буквально через неделю со мной связался профессор Рональд Инглхарт, чтобы обсудить возможности проведения очередной волны Всемирного исследования ценностей в нашей стране. И я предложил воспользоваться этим грантом, ведь размера финансирования хватило бы и на создание международной лаборатории, и на проведение очередной волны исследования. Инглхарт согласился, и позже, уже в Москве, мы встретились на Симпозиуме памяти Хантингтона, куда ученый приехал по приглашению одного из организаторов мероприятия – Евгения Ясина. В кулуарах этого семинара мы окончательно договорились о том, что будем подавать заявку на конкурс с поддержкой Высшей школы экономики…» (см. полную версию интервью).
Фуад Алескеров: «Наш путь начался в июне 2009 года, когда по решению руководства Высшей школы экономики была создана Лаборатория анализа и выбора решений. Чуть позже, в апреле 2010 года, ей был присвоен статус научно-образовательного центра, а в июне 2011 года лаборатория получила статус международной…» (см. полную версию интервью).
Леонид Гохберг: «Лаборатория экономики инноваций (ЛЭИ) появилась в первую волну создания международных лабораторий в НИУ ВШЭ. Ее общую концепцию мы разработали и направили на конкурс в 2010 году, а с 2011 года она начала свою деятельность в составе Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. Параллельно была создана еще одна наша лаборатория — Лаборатория исследований науки и технологий (ЛИНТ). Ровно десять лет назад 15 июня состоялась их первая презентация.
Лаборатории органично дополняют друг друга, исследуя различные аспекты сложных и динамичных процессов создания, распространения и использования знаний. Эту тематику ведущие сотрудники ИСИЭЗ развивают в течение уже почти 30 лет, и она охватывает полный цикл исследований, сфокусированных на сфере науки, технологий и инноваций (НТИ), а в последние годы еще и на становлении цифровой экономики, — от формирования понятийного аппарата и систем статистического измерения до форсайт-исследований и дизайна доказательной научно-технологической и инновационной политики.
2021 год объявлен Годом науки и технологий, и оценка результатов, достигнутых международными лабораториями, образующими ядро фундаментальных исследований ИСИЭЗ, представляется не только символичной, но и принципиально важной в содержательном плане. За прошедшее десятилетие они значительно обогатили нашу исследовательскую повестку, способствовали дальнейшему усилению международной интеграции через участие в академических и экспертных консорциумах и представительство в глобальных think-tanks (включая ОЭСР, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МСЭ, Евростат). Лаборатории тесно сотрудничают между собой и с другими подразделениями Вышки. Непрерывный обмен идеями и вовлечение коллег, представляющих разные области науки – экономику, социологию, data science, политологию, право, –– позволяет получить мультидисциплинарную картину изучаемой нами сферы, что, кстати, органично отражает ее природу…» (см. полную версию интервью).
Дмитрий Леонтьев: «Наша лаборатория формировалась в несколько этапов, и в начале своего существования она представляла куда более простую структуру, далеко не международную. Началось все с факультета психологии МГУ, на котором я проработал более 30 лет. Длительное время там наблюдалась устойчивая тенденция: никак не удавалось найти для выпускников факультета, даже лучших из них, какие-то ставки или места на факультете. Поэтому в нулевые годы несколько моих очень сильных выпускников ушли работать в Высшую школу экономики. Спустя некоторое время у них возникла идея создать на базе университета какое-то формальное подразделение и пригласить туда меня. Если до этого мы существовали в форме “invisible college”, незримого коллектива, не привязанного ни к какому месту, то теперь появилась возможность институционализировать нашу структуру на базе департамента психологии Вышки. Так в 2011 году возникла наша небольшая научно-учебная лаборатория, посвященная позитивной психологии и качеству жизни, которую я по совместительству возглавил. Мы начали активно работать в рамках этой проблематики и через несколько лет решили принять участие в конкурсе на создание международных лабораторий. Поскольку у нас всегда были хорошие международные контакты, нам не составило труда найти достойного человека на пост научного руководителя будущей лаборатории. Чуть сложнее было его уговорить, но и с этим мы успешно справились, и сейчас он точно не жалеет, что связался с нами. Речь о профессоре Кенноне Шелдоне из Университета Миссури. В итоге в 2014 году наш небольшой коллектив трансформировался в Международную лабораторию позитивной психологии личности и мотивации…» (см. полную версию интервью).
Валентин Конаков: «В течение ряда десятилетий у меня были тесные научные контакты с Францией и Германией. С 1999 по 2010 год я преподавал в Университете Пьера и Марии Кюри в Париже, проводя там в качестве приглашенного профессора от шести до девяти месяцев в году. Надо сказать, что это университет с одной из сильнейших в мире школ по стохастическому анализу. В Германии у меня также были тесные научные контакты с вероятностной группой Института прикладной математики Университета Гейдельберга. В 2010 году я достиг пенсионного возраста и, согласно французским законам, не мог более преподавать, став французским пенсионером. В 2010 году я вернулся в Москву, поступил на работу в Вышку и с грустью думал, что моим интенсивным научным контактам с зарубежными коллегами пришел конец. Но, к счастью, появился этот замечательный проект – «Международные лаборатории». Когда в 2014 году в Вышке был объявлен конкурс на создание международных лабораторий, у меня не было сомнений или раздумий, к кому из иностранных коллег обратиться и пригласить в лабораторию. Я обратился к тем, с кем уже давно работал. Володя Панов, с которым мы писали исходную заявку, также пригласил своего соавтора. Коллеги откликнулись: академическим руководителем лаборатории стал профессор Университета Гейдельберга Э. Маммен, в состав лаборатории также вошли С. Меноцци (Университет Эври, Франция), А. Веретенников (Университет Лидса, Великобритания), Д. Беломестный (Университет Дуйсбург–Эссен, Германия). Так сформировался наш стартовый состав из одиннадцати участников…» (см. полную версию интервью).
Владимир Школьников: «Международная лаборатория исследований населения и здоровья создана в стенах Высшей школы экономики в начале 2017 года. Ее непосредственным предшественником был Центр демографических исследований Российской экономической школы (ЦДИ РЭШ), в котором я также был научным руководителем. ЦДИ был воплощением возникшей в 2009–2010 годах идеи использования в нашей стране опыта российских ученых, успешно работавших на Западе. Центр получил поддержку фонда Дмитрия Зимина «Династия» и просуществовал с 2011 по 2016 год. Сотрудники ЦДИ проводили научные исследования и способствовали освоению российскими молодыми учеными современных методов демографии и получению, на их основе, доказательных результатов, конкурентоспособных на международном уровне с возможностью публикации в международных научных журналах. Кроме того, мы проводили курсы повышения квалификации для научных сотрудников, аспирантов и магистрантов из РЭШ, ВШЭ и других научных институтов. На этих курсах преподавали, как сотрудники ЦДИ, так и ведущие исследователи из других стран. Мы создали также онлайновую базу данных по рождаемости и смертности в России, которая до сих пор обновляется и поддерживается нами на сайте РЭШ.
В середине 2016 года Анатолий Григорьевич Вишневский, директор Института демографии Вышки, написал мне, что в НИУ ВШЭ объявлен конкурс на создание международных лабораторий в рамках Проекта поддержки фундаментальных исследований «5–100» и предложил в нем поучаствовать. Вместе с коллегой по Институту демографических исследований Общества Макса Планка в немецком городе Росток (далее по тексту – Институт Макса Планка) и ЦДИ РЭШ Дмитрием Ждановым при непосредственном участии Сергея Тимонина и Евгения Андреева, имевших опыт работы как в ЦДИ РЭШ, так и в Вышке, мы подали заявку на этот конкурс. В ноябре 2016 года наша заявка была одобрена, и Международная лаборатория исследований населения и здоровья получила финансирование на 3 года, начиная с января 2017 года, которое в конце 2019 года было продлено на трехлетний период.
Слова «население» и «здоровье» точно отражают суть того научного направления, которым я занимался с начала 80-х годов прошлого века, а наш заведующий лабораторией, Е.М. Андреев, – еще с конца 60х. Главным для лаборатории является изучение смертности, продолжительности жизни и здоровья человека, а также методы объективной оценки здоровья и его факторов. Особое внимание уделяется России и определению того, что нужно сделать для продления жизни и улучшения здоровья россиян…» (см. полную версию интервью).
Владимир Щур: «В Вышке был объявлен конкурс международных лабораторий в Вышке, и я сразу же предложил Расмусу Нильсену (руководителю лаборатории в Беркли), и ему очень понравилась идея по двум причинам. Во-первых, Москва известна своей сильной школой по математике, физике и программированию, а эти компетенции очень нужны в нашей науке. Таким образом у него появилась возможность получить доступ к нашим ценным кадрам и студентам. Во-вторых, в России очень много археологических находок, которые являются источником древней ДНК (человека, мамонта и др.). Но большинство данных анализируется за рубежом. Мнение наших археологов, которые делают находки, западные школы часто игнорируют. Безусловно, это несправедливо. Расмус разделяет это мнение, и поддерживает инициативу анализа этих данных внутри нашей страны.
Чтобы сделать нашу команду еще сильнее (Расмус руководит собственной лабораторией и вовлечён во множество других проектов, поэтому не может много времени проводить в России), мы пригласили в проект ещё двух коллег: Торфина Корнелиуссена из университета Копенгагена и Расса Корбетта-Детига из университета Санта-Круза (оба раньше работали в лаборатории Расмуса). Торфин и Расс имеют свои группы в университете Копенгагена и калифорнийском университете Санта-Круза соответственно. На тот момент у меня с ними уже были совместные проекты. Все мы специалисты в разных областях: Торфин – в компьютерных науках и обработке данных, а Расс – вычислительный биолог. Таким образом мы дополняем друг друга, получается междисциплинарная команда. Сейчас мы налаживаем сотрудничество между лабораториями не только на уровне ведущих учёных, но и на уровне аспирантов и студентов. Так, аспирантка Расмуса обучает нашего стажёра-исследователя методам популяционного анализа современной и древней ДНК. Наша лаборатория в этом коллективе отвечает за математическое и компьютерное моделирование, разработку новых методов…»
Вовлеченные в работу лабораторий молодые специалисты (среди штатных сотрудников таковых 77%, среди внутренних совместителей – 54%, из внешних – 68%) получают опыт участия в международных исследовательских проектах, формируют соответствующую академическую культуру на начальном этапе своей исследовательской карьеры и получают возможности для дальнейшего академического развития.
Дисциплинарный спектр проекта международных лабораторий охватывает области знания от биологии, физики и географии до медиа, коммуникаций и образования, от компьютерных наук и математики до психологии, политологии и философии, от социологии, истории и образования до здравоохранения и фундаментальной медицины, от экономики и менеджмента до электроники и электротехники…
За время существования созданным лабораториям удалось добиться внушительных результатов. Ниже пара десятков рассказов руководителей лабораторий Вышки о научных фронтирах, международных партнёрствах, институциональном развитии и росте, об учителях и учениках, преемственности и революциях в науке, о работе в традиционных и новых исследовательских полях.
В 2010 году открылась Международная лаборатория сравнительных социальных исследований имени Рональда Франклина Инглхарта. О том, почему культура имеет значение, о знакомстве и работе с именитым профессором, Всемирном исследовании ценностей и ключевых исследовательских результатах десятилетия рассказывает заведующий лабораторией Эдуард Понарин.
Об интеграции в академические и экспертные консорциумы, главных драйверах инновационных процессов и создании благоприятных для этого условий, и о стратегии привлечения лучших мировых ученых рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.
О том, как формировалась сеть зарубежных коллег, выявлении наиболее предпочтительных сценариев будущего с помощью форсайт-исследований, сотрудничестве с международными организациями и правительствами разных стран рассказывает заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний и директор Международного научно-образовательного форсайт-центра Александр Соколов.
За более чем десятилетнюю историю своего существования Международный центр анализа и выбора решений успел пройти огромный путь от лаборатории до центра научного притяжения ученых мирового уровня. О формировании коллектива центра, направлениях и результатах исследований и решениях арктических дилемм с помощью математических моделей рассказывает директор центра Фуад Алескеров.
Являясь площадкой для интеграции российских и зарубежных кросс-культурных психологов, Международный центр социокультурных исследований уже более десяти лет ведет работу по изучению ценностей жителей постсоветского пространства и других стран. О мировых ученых, которые успели стать частью коллектива, трансмиссии ценностей и психологическом благополучии подростков, связи креативности и принятия культурных различий рассказывает директор центра Надежда Лебедева.
Заведующий Международной лабораторией социальной нейробиологии Василий Ключарев рассказывает о знакомстве с именитыми финскими учеными, методах исследований в социальной нейробиологии и особенностях активности мозга под влиянием мнения окружающих.
Как изучают счастье, радость и оптимизм? Что такое хорошая жизнь? Какие качества помогают справиться с негативными последствиями пандемии? Обо всём этом рассказывает заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации Дмитрий Леонтьев.
О важности изучения нерациональных решений, измерении уровня доверия с помощью уроков инвестирования, способах улучшения туристической доступности заповедников Камчатки и использовании поведенческой экономики в государственном управлении рассказывает заведующий Международной лаборатории экспериментальной поведенческой экономики Алексей Белянин.
О вызовах междисциплинарности, выявлении новых функций мозга и языках, ради которых стоит ехать в джунгли, рассказывает директор Центра языка и мозга Ольга Драгой.
О первых постдоках, работе с международными коллегами, особенностях социальной истории и фермерском рынке в центре Вашингтона рассказывает директор Института советской и постсоветской истории Олег Будницкий.
О научном предшественнике Международной лаборатории исследований населения и здоровья, многолетнем сотрудничестве и дружбе с коллегами, вкладе в демографический исследовательский инструментарий и корректности данных о воздействии коронавирусной инфекции на смертность в мире рассказывает научный руководитель лаборатории Владимир Школьников.
О работе во французских университетах, применении стохастического анализа для изучения поведения и изменений, математическом взгляде на борьбу с коррупцией и квантовых процессах будущего рассказывает заведующий Международной лабораторией стохастического анализа и его приложений профессор факультета экономических наук Валентин Конаков.
О важности региональных процессов, создании собственной научной повестки и будущих планах рассказывает заведующий Международной лабораторией исследований мирового порядка и нового регионализма, профессор факультета мировой экономики и мировой политики Александр Лукин.
О знакомстве с профессором Колумбийского университета Тимоти Фраем, формате распределенной лаборатории, ежегодных конференциях и вызовах будущего рассказывает директор Международного центра изучения институтов и развития Андрей Яковлев.
Об особенностях интеграции студентов из числа представителей коренных народов, роли НКО в социальной сфере, инклюзивном образовании в школах постсоветского пространства и зимне-весенней школе с Музеем современного искусства «Гараж» рассказывают заведующая Международной лабораторией исследований социальной интеграции Елена Ярская-Смирнова и главный научный сотрудник лаборатории Мария Козлова.
О высокой ценности русской мысли на Западе, культурном явлении «русских европейцев», «двудомности» среди философов и писателей и изучении русской эмиграции в Сербии рассказывает заведующий Международной лабораторией исследований русско-европейского интеллектуального диалога Владимир Кантор.
О том, что такое геномика и как математика и биология соединились в ней, рассказывает Владимир Щур, заведующий Международной лабораторией статистической и вычислительной геномики.
О гуманитарных исследованиях в Вышке, а также о том, как должен быть устроен идеальный университет, рассказывает Алексей Плешков, директор Института гуманитарных историко-теоретических исследований.