Заведующий Международной лабораторией социальной нейробиологии ординарный профессор НИУ ВШЭ Василий Ключарев рассказывает о знакомстве с именитыми финскими учеными, методах исследований в социальной нейробиологии и особенностях активности мозга под влиянием мнения окружающих.
Заведующий Международной лабораторией социальной нейробиологии
Василий Андреевич, расскажите, как и при каких обстоятельствах создавалась Международная лаборатория социальной нейробиологии?
В 2000-2004 годах после защиты диссертации я провел свою первую стажировку (PostDoc) в Аалто университете, где и познакомился с зарождающейся Социальной Нейробиологией. Я работал в группе профессора Микко Самса, ведущего финского психофизиолога, одного из энтузиастов только возникшей Социальной Нейробиологии. Именно там я познакомился с будущим научным руководителем нашей новой лаборатории Ииро Яскелайненом. Тогда это был молодой подающий надежды ученый, вернувшийся в Хельсинки из Гарварда. Во время моей работы в Хельсинки мы много обсуждали развитие когнитивных нейронаук и даже организовали неформальный вечерний научный клуб, в котором обсуждали проблемы нашей науки, методологические сложности. Прошло больше десяти лет, и теперь уже маститый ученый Ииро Яскелайнен откликнулся на мой пост в Facebook о нашем новом научном центре в Москве. Слово за слово, я пригласил его с лекцией в Москву, здесь он встретил много старых знакомых по работе в Хельсинки, и мы начали развивать совместную научную повестку. Ииро предложил использовать необычный метод исследования работы мозга, позволяющий изучать синхронизацию мозга в группе людей. Мы же предложили воспользоваться нашими знаниями некоторых важных механизмов социального поведения. Общие научные интересы переросли в заявку на Мегагрант, который мы выиграли с первой же попытки.
Как формировался состав ведущих ученых Лаборатории?
Мы пригласили в команду ведущего российского психофизиолога Юрия Иосифовича Александрова (Институт психологии РАН). В проекте есть важная цель — изучить кросс-культурные различия работы мозга, и профессор Александров здесь безусловно является национальным лидером. Более того, у нас есть опыт совместной работы, причем познакомились мы именно в Хельсинки. Мы также пригласили в проект ведущего эксперта в области нейробиологии социального влияния Анну Николаевну Шестакову (НИУ ВШЭ). А поскольку мы планируем изучать социальные эффекты нарративов, то нам потребовалась экспертиза Нины Борисовны Казаниной (Университет Бристоля). За последний год у нас выросла команда аспирантов, причем кроме российских ребят, к нам пришли молодые ученые из Греции и Франции.
Что такое социальная нейробиология? Что изучают такие исследователи и какие методы используют?
Социальная нейробиология – это междисциплинарная область, изучающая роль мозга в социальных взаимодействиях, от восприятия эмоциональной экспрессии, до сложных аспектов социальной динамики. Традиционно нейробиологи изучали конкретный мозг, фокусировались на индивидуальном поведении. Однако ученые довольно быстро осознали, что индивидуальное поведение трудно объяснить, не принимая во внимание социальные контексты. Социальная нейробиология потребовала новых походов, например возможности изучения работы мозга группы людей. Возникли методы, «гипер-сканирования» – изучение синхронизации активности мозга коммуницирующих друг с другом людей и «метод меж-субъектных корреляций» – изучение синхронизации мозга большой группы людей при просмотре сходной информации. В новой лаборатории мы широко используем последний метод для изучения восприятия эмоциональной информации, новостей, новостных фейков. Основным преимуществом данного метода по сравнению с классическими является то, что стимул может быть показан один раз и нет необходимости в усреднении данных. Таким образом, экспериментальные условия могут быть приближены к более реальным, когда человек смотрит фильм или слушает историю.
Какими направлениями исследований вы занимаетесь? Поделитесь самыми любопытными результатами исследований сотрудников лаборатории?
Нашей лаборатории чуть больше года, поэтому основные исследования все еще впереди. Одна из наших работ была посвящена изучению изменения убеждений под влиянием большинства. Участники исследования оценивали степень своего доверия к лицам незнакомцев по их фотографиям. Затем они узнавали мнение сверстников о том, стоит ли доверять этим незнакомцам. Иногда мнение большинства сверстников противоречило мнению участников исследования, а иногда совпадало с ним. Спустя полчаса мы попросили испытуемых дать повторные оценки степени доверия тем же лицам и обнаружили изменения в работе мозга под влиянием окружающих: увидели «следы» прошлых разногласий со сверстниками в активности нашего мозга. Когда испытуемые вновь видели лицо незнакомца, через доли секунды их мозг «сигнализировал» о том, что в прошлый раз их личное мнение не совпадало с оценкой сверстников. Скорее всего, закрепление этого сигнала позволяет мозгу в будущем предсказывать возможные конфликты с социальной группой.
Очень интересные результаты мы ожидаем от совместного проекта с Департаментом медиа, в котором мы изучаем, как наш мозг воспринимает Fake News. Причём изучается активность мозга как наивных участников, так и тех, кто прошел специальную программу критического восприятия новостей.
Среди ваших партнеров – финский Университет Аалто. Почему для сотрудничества был выбран именно этот университет? Какие общие проекты удалось реализовать?
Университет Аалто – мировой лидер в передовых методах исследования мозга. Коллеги научили нас пользоваться «методом меж-субъектных корреляций» активности мозга. Благодаря этому стало возможно изучать мозговые механизмы восприятия длительных социальных стимулов: нарративов, кинофильмов, новостей. Ранее мы могли исследовать лишь восприятие коротких сообщений, кратких стимулов (фотографий лиц, эмоциональной экспрессии и так далее). В дополнение к Лаборатории социальных нейронаук мы проводим совместный проект, изучающий способы помощи детям с врожденными наращениями движения, придумываем новые технологии, помогающие врачам справиться с заболеванием детей.
Каких успехов успели достичь сотрудники лаборатории?
В общей сложности сотрудники нашей Лаборатории успели подготовить около 50 научных публикаций, примерно одна пятая из которых посвящена новым направлениям. К сожалению, из полутора лет существования лаборатории год пришелся на пандемию, что приостановило программу научного обмена. По этой причине мы вынуждены были перевести стажировки в режим онлайн, а также участвовали почти исключительно в онлайн-конференциях. Тем не менее жизнь не остановилась, мы многому научились и ближайшим летом уже сами проведем онлайн-конференцию по социальной нейробиологии.
Развивается ли Лаборатория по направлению к некоторой цели? Какие задачи видятся Вам как приоритетные в перспективе ближайших лет?
Одна из долгосрочных целей Лаборатории – это изучение влияния нарративов на развитие экономики. Роберт Шиллер, лауреат Нобелевской премии по экономике, выделяет нарративы как важные факторы, которые двигают развитие экономик. Шиллер предположил, что через изменение характера нарративов можно понять и даже предсказать экономические кризисы и подъемы. Перед нами стоят нетривиальная задача создать инструментарий, который позволит проверить эту гипотезу Роберта Шиллера. Мы развиваем методы позволяющие регистрировать активность мозга при восприятии нарративов, а также характеризовать экономическое поведение людей. Надеюсь, к окончанию гранта мы создадим такой инструментарий, который позволит изучить глобальный эффект нарративов на экономическое поведение.