За более чем десятилетнюю историю своего существования Международный центр анализа и выбора решений НИУ ВШЭ успел пройти огромный путь от лаборатории до центра научного притяжения ученых мирового уровня. О формировании коллектива центра, направлениях и результатах исследований и решениях арктических дилемм с помощью математических моделей рассказывает директор Международного центра анализа и выбора решений, профессор факультета экономических наук Фуад Алескеров.
Заведующий Международной научно-учебной лабораторией анализа и выбора решений
Фуад Тагиевич, расскажите, как и при каких обстоятельствах создавался Международный центр анализа и выбора решений, как формировался состав ведущих ученых центра.
Наш путь начался в июне 2009 года, когда по решению руководства Высшей школы экономики была создана Лаборатория анализа и выбора решений. Чуть позже, в апреле 2010 года, ей был присвоен статус научно-образовательного центра, а в июне 2011 года лаборатория получила статус международной. В прошлом году произошел новый виток нашего развития – международная лаборатория была преобразована в международный центр.
В состав первоначальной команды лаборатории вошли сотрудники, которые к тому времени уже работали во ВШЭ, а также коллеги, которых я ранее пригласил работать на тогда еще кафедру математики факультета экономики (позже она была преобразована в департамент математики). Я бы хотел лично отметить своих коллег и друзей, работающих в центре, – ученых мирового уровня в области принятия решений и анализа данных. Среди них – Владислав Владимирович Подиновский, специалист в области теории принятия многокритериальных решений, Борис Григорьевич Миркин – специалист в области анализа данных, Александр Соломонович Беленький – специалист в области принятия решений и оптимизации, Александр Евгеньевич Лепский – специалист в области нечеткой логики и принятия решений в условиях риска и неопределенности. К нам также присоединился мой друг профессор Эрик Маскин, в ту пору уже лауреат Нобелевской премии по экономике. Все вместе мы и составили ядро нашего центра. Позже к нам потянулись и молодые сотрудники, ведь мы всегда активно приглашали сильных студентов присоединиться к нашему коллективу. Главные условия для этого – участие в исследовательских проектах и желание много и качественно работать. Сейчас у нас в постоянной части команды насчитывается более 20 сотрудников: 6 докторов наук и 15 кандидатов наук, большинство из которых молодые ученые до 39 лет.
Объясните неподготовленному читателю, что представляет собой наука о принятии решений.
Приведу один простой пример. Представим, что перед нами стоит задача построить новый мост через Якиманку. Очевидно, что до начала работ необходимо оценить целый ряд факторов: как такой мост изменит потоки транспорта и улучшит транспортное сообщение для пассажиров, проживающих в соответствующих районах, сколько будет стоить мост, как он будет влиять на экологическую ситуацию (например, на шум в районах проживания людей). Такие задачи не могут решаться простым волевым образом, так как затраты и риски волевых решений в таких ситуациях слишком высоки. Здесь и приходит на помощь уже достаточно развитая наука, которая позволяет решать такие задачи.
Как результаты подобных исследований можно использовать на практике?
Наука о принятии решений делится на несколько направлений. Одно из них связано с психологическими аспектами принятия решений. Мы этими вопросами не занимаемся, и первенство здесь удерживают наши коллеги на факультете психологии.
Другое направление связано с математическим моделированием процесса принятия решений, как индивидуальных, так и коллективных. Здесь выделяется еще одна тема, тесно связанная с теорией игр, – реализация процедур принятия решений игровыми схемами. Уже под этими направлениями возникает огромное количество других областей. Результаты таких исследований можно использовать в самых разных областях: и в бизнесе, и в государственном управлении, и в политике. У нас есть целая серия работ о различных аспектах принятия решений в политических системах. Например, задачи, связанные с распределением влияния между фракциями в парламентах разных стран. Мы моделировали и прогнозировали результаты голосования в России на уровне думских или губернаторских выборов. Если говорить о бизнесе, то мне в свое время довелось консультировать и проводить большую работу для различных зарубежных банков и крупных фирм. Одной из задач для банков была оценка эффективности функционирования их отделений. А для торговой сети группы компаний МЕТRО AG мы решали задачу о сегментировании множества клиентов по спросу на продукты и создавали метод построения адресных скидок на различные товары для клиентов. Кроме того, исследовался жизненный цикл клиентов и задача возврата уходящих клиентов.
Какими направлениями исследований занимается центр? Поделитесь самыми любопытными научными результатами.
Мы не ставим себе какие-то конкретные задачи, которые должны быть решены в течение какого-то времени. Есть направления, в которых мы работаем, а дальше, как говорил Карл Поппер, «в науке нет областей или ветвей знаний, в науке есть нерешенные проблемы и потребность их решать». Именно из этого мы исходим, когда возникают интересные задачи как практического, так и теоретического характера.
В частности, сейчас мы разрабатываем целый ряд моделей анализа данных. Это совершенно новые модели сетевого анализа, связанные с оптимизацией процессов в самых разных областях. С их помощью можно решать задачи по оптимизации маршрутов мусоровозов и размещения зарядных станций для электромобилей, оценивать финансовую целесообразность строительства и эксплуатации новых транспортных узлов и многое другое. Новые методы сетевого анализа также успешно применяются для анализа более крупномасштабных явлений: сетей международной торговли, экспорта и импорта продовольствия, миграционных процессов между странами. Имеются у нас и очень серьезные работы теоретического характера, в которых мы решаем задачи выбора в условиях риска и неопределенности. Направление, которое меня лично очень привлекает, связано с библиометрическим анализом статей и журналов в разных областях знаний. У нас уже имеются публикации на эту тему, и мы собираемся и дальше развивать эти работы.
Разработка и анализ моделей расчета степени манипулируемости правил агрегирования предпочтений – еще одна любопытная область исследований сотрудников центра. В рамках нее мы анализируем различные схемы голосования в больших и малых группах на предмет манипулируемости. В последние годы у нас активно развиваются исследования методов анализа текстов и применения их в решении задач таксономического анализа предметных областей. Мы занимаемся изучением математических моделей в банковской и финансовых сферах, фокусируя наши усилия на анализе моделей банковского регулирования, оценке устойчивости их функционирования и многом другом.
На мой взгляд, теоретические и прикладные исследования центра взаимно дополняют и обогащают друг друга. Прикладные задачи требуют разработки новых концепций и методов их решения, тогда как теоретические модели выбора, анализа и принятия решений находят применение при решении прикладных задач. Примером таких теоретических моделей, которые разрабатывались в центре и были впоследствии использованы для решения прикладных задач, могут служить модели многокритериального принятия решений, модели анализа профилей предпочтений, модели сетевого анализа, модели агрегирования предпочтений, методы анализа паттернов, модели оболочечного анализа данных, модели и методы теории функций доверия.
Пандемия коронавируса стала самой обсуждаемой темой среди исследователей в 2020 году. Расскажите о результатах ваших исследований в этой области.
О пандемии коронавируса сейчас, действительно, пишут огромное количество работ, и наш центр не остался в стороне. Мы разработали модели анализа распространения вируса по странам в зависимости от принимаемых правительством карантинных мер и уровня законопослушности населения. Кроме того, мы смогли создать модели, позволяющие прогнозировать динамику инфицированных больных по странам, а также проанализировать эффективность карантинных мер с помощью метода оболочечного анализа данных. Сейчас в связи с вакцинацией населения возникает необходимость корректировки этих прогнозов с учетом количества вакцинированных. Результатами нашей работы в этой области я уже успел поделиться на ряде мероприятий в 2020 году – международной научной школе-конференции «Теория и численные методы решения обратных и некорректных задач», вебинаре «Экономика и данные: возможности для здравоохранения», круглом столе «Международный трансфер технологий: качество жизни как приоритет развития» и конференции ВСПИ (Всемирный союз прогрессивного иудаизма), где я выступил с докладом «Всему свое время: время обнимать и время объятий сторониться» (это цитата из Экклезиаста). Я был также приглашен организовать секции на двух ведущих конференциях мирового уровня по этой тематике – ежегодной конференции общества INFORMS (Общества по исследованию операций и наукам о менеджменте) и конференции по информационным технологиям и количественному менеджменту.
Центр ведет активное сотрудничество с Университетом Тромсё и Университетом Молде. Почему выбор пал именно на арктические университеты? Расскажите подробнее об этом сотрудничестве.
Почему мы стали заниматься арктическими проблемами? Произошло это совершенно случайно. Несколько лет тому назад ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов попросил меня принять участие в семинаре по арктическим проблемам. Мне было неудобно отказывать и признаваться, что эта тема меня совершенно не интересует, поэтому я согласился. Семинар тогда проходил в корпусе на Мясницкой, в кабинете 311. Я посидел 20 минут, послушал, о чем идет разговор, вытащил свой блокнот, который всегда при мне, и нарисовал модель, которая оценивала привлекательность участков северных морей для разных стран. К настоящему времени я уже успел представить эту модель в виде пленарных докладов на двух Арктических конгрессах и ряде научных семинаров. А в 2019 году модель была уже полностью опубликована. Создана очень серьезная модель, которая позволяет делить месторождения нефти и газа на свободных арктических территориях на основании ряда параметров.
Я хочу подчеркнуть, что мы не предлагаем делить территории. Мы предлагаем механизм, который поможет это делать за столом переговоров за счет подстройки параметров и никак не путем применения силы. Вот это и было моим ключевым пониманием ситуации, когда мы начинали эту работу. Дело в том, что сегодня много стран, даже не входящих в Арктический регион, проявляют интерес к этому региону из-за того, что там найдены крупные месторождения нефти и газа. А в связи с таянием льдов арктические маршруты становятся все более привлекательными для тех стран, которые производят и экспортируют большое количество товаров. Все это ведет к возникновению проблем экологического характера, ведь если начнутся разработки месторождений нефти и газа и произойдут какие-то утечки нефти, то это может очень негативно отразиться на фауне Арктики. Поэтому сейчас мы активно занимаемся этой проблемой и имеем совместный проект, финансируемый Норвегией. В рамках этого проекта мы читаем лекции нашим и норвежским студентам и аспирантам по теории и практике принятия решений, а они потом делают проекты под нашим руководством. Эти лекции читались в Норвегии в университетах Тромсё и Шпицбергена. В 2020 году мы должны были это сделать в Москве, но из-за пандемии перенесли на 2021 год. Надеюсь, удастся реализовать это осенью.
Чего удалось достичь за время существования центра? Какие цели вы ставите в перспективе ближайших лет?
Наши главные цели – создавать научные работы высокого уровня и растить молодежь. И результаты нашей работы демонстрируют, что мы с этим успешно справляемся. За время существования лаборатории мы опубликовали 787 работ, более 150 из которых индексированы в WoS и Scopus. С каждым годом стабильно увеличивается количество публикаций в индексируемых изданиях в квартилях Q1-Q2: 2014-й – три, 2015-й – четыре, 2016-й – четыре, 2017-й – пять, 2018-й – шесть, 2019-й – семь, 2020-й – восемь. До 2020 года наши сотрудники ежегодно участвовали более чем в 30 международных научных конференциях, представляя результаты своей работы. А за весь период существования лаборатории, а затем центра мы приняли участие в 350 конференциях и выступили более чем с 500 докладами. Наши коллеги получили 12 авторских свидетельств и патентов, 16 молодых ученых успели защитить свои кандидатские диссертации. Среди них:
C 2011 по 2019 год мы каждый год проводили сезонные школы с участием лидеров в области анализа и выбора решений. Например, наша осенняя школа «Современные тренды в теории принятия решений» в ноябре 2018 года собрала в числе спикеров целую плеяду ученых со всего мира: Ицхак Гильбоа (Tel Aviv University, Tel Aviv, Israel), Теохарис Григориадис (Freie Universität Berlin, Berlin, Germany), Мишель Грабиш (Université Paris I Panthéon-Sorbonne, Paris, France), Габриэль Деманж (Paris School of Economics, Paris, France), Саптарши Мукерджи (Indian Institute of Technology Delhi, Delhi, India), Стефан Напель (University of Bayreuth, Bayreuth, Germany), Агнешка Русиновска (Centre d'Economie de la Sorbonne, Université Paris I Panthéon-Sorbonne, Paris, France), Уильям Томсон (University of Rochester, Rochester, USA), Катарина Чекларова (P. J. Šafárik University Košice, Košice, Slovakia). А спустя год, осенью 2019 года, в организованной нами осенней школе «Современные методы и модели теории индивидуального и коллективного выбора и принятия решений с применением к сетевому анализу данных, задачам агрегирования, индексам влияния» приняли участие Ханс Петерс (Университет Маастрихта, Нидерланды), Канак Пател (Кембриджский университет, Великобритания), Ласло Кочи (Центр экономических и региональных исследований, Венгрия), Анна Хмельницкая (СПбГУ, Россия), Петер Эмерсон (Институт де Борда, Великобритания).
Я хочу от имени всех сотрудников нашего центра высказать благодарность ректору и всему руководству Вышки, Управлению по сопровождению деятельности международных лабораторий и Управлению международного сотрудничества за постоянную поддержку нашей работы.