Михаил Бойцов, декан факультета гуманитарных наук
Для факультета гуманитарных наук прошедший год оказался, как всегда, сложным, но далеко не скучным. У нас произошло много перемен. Достаточно отметить, что прошлым летом сменилось руководство факультета. Кроме того, Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение о разделении школы филологии надвое – на департамент истории и теории литературы и департамент общей и прикладной филологии. Сама же школа филологии летом прекращает свое существование. Абитуриентам по этому поводу беспокоиться нечего: весьма успешная бакалаврская программа «Филология» будет продолжена. Магистерским программам школы филологии тоже ничего не грозит. Не меньше, чем такое постоянство у филологов, радуют, напротив, новшества, предлагаемые Институтом классического Востока и античности. В этом году он приглашает абитуриентов сразу на четыре только открывающиеся бакалаврские программы: «Ассириология», «Языки и литература Юго-Восточной Азии», «Язык и литература Японии», а также «Античность». Поскольку у нас в этом году появился Центр античной и восточной археологии, он тоже запускает свою программу – правда, не бакалаврскую, а магистерскую. Ее своего рода предвкушением стала археологическая школа в Агридженто, на Сицилии, прошедшая в начале мая. Напомню, что еще у нас возник и Международный центр антропологии, так что в этом году факультет расширялся воистину стремительно.
Одной из самых важных тем для факультета на протяжении всего года было развитие его инфраструктуры. Прошлой осенью заработала столовая, сразу же завоевавшая не только желудки, но и сердца учащихся, преподавателей и сотрудников. Пару дней назад мы открывали кабинет психологической помощи. Надеемся, что за ним со временем появится и медпункт. Но самое главное, нам предстоит расширение: историческая часть главного здания на Старой Басманной прошлой осенью перешла, наконец, в распоряжение НИУ ВШЭ и была отдана нашему факультету, которому очень не хватает площадей. Было много забот и с распределением этих помещений, и с приведением их в порядок (спасибо ремонтным службам университета). Теперь в центре внимания – обсуждение дизайнерских решений и закупка мебели и оборудования. К сожалению, дело затягивается, но мы все же очень надеемся на то, что в сентябре в обновленном историческом корпусе разместятся научные подразделения факультета и начнутся занятия. Кстати, одно из самых больших помещений в историческом корпусе выделено под детскую комнату – новшество, которое, возможно, будет перенято и в других учебных комплексах НИУ ВШЭ.
Разумеется, факультет не ограничен стенами, даже историческими: он должен быть открытым городу, тем более факультет гуманитарный. В этом году удалось найти весьма удачную форму сотрудничества с нашими добрыми соседями – Домом-музеем Муравьевых-Апостолов. При помощи лектория НИУ ВШЭ мы провели в прекрасных интерьерах дома-музея цикл лекций «Неизвестный XIX век». Поскольку лекции пользовались успехом и собрали весьма заинтересованную публику, мы надеемся на их продолжение и в следующем году.
Было бы слишком долго перечислять состоявшиеся конференции, вышедшие книги, удачные экспедиции и прочие наши научные достижения. Отмечу лишь в качестве важной вехи то, что с прошлого лета уверенно заработали три наших диссертационных совета и прошли первые защиты диссертаций по новой процедуре. Что до многообещающих новаций, то хочется обратить внимание на развитие у нас цифровой гуманитаристики. На факультете прошел смотр того, что делается в этой области во всех кампусах НИУ ВШЭ (выяснилось, что делается немало, но не все знали о работах друг друга), и состоялась перспективная встреча со специалистами из Университета Эксетера, хозяевами большой и успешной цифровой лаборатории. А еще ряд факультетских исследовательских проектов получил крупные гранты РНФ и других фондов, что не может не радовать.
Многим сотрудникам факультета год запомнится, наверное, интенсивными дискуссиями по поводу критериев формальной оценки их научного вклада. Похоже, критерии эти стали менее формальными, чем раньше, и в них теперь больше учитывается специфика гуманитарных исследований. Вероятно, обсуждение этой темы будет продолжено.
Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук (ФКН)
Артём Мессих, менеджер ФКН
В этом году факультету компьютерных наук НИУ ВШЭ исполнилось пять лет. ФКН прошел значительный путь – от идеи, которая возникла у руководства «Яндекса» и Вышки весной 2014 года, к одному из ведущих IT-факультетов России. Каждый год ФКН выпускает сильных разработчиков и исследователей в области анализа данных и машинного обучения, хранения и обработки больших данных, биоинформатики и финансовых технологий, программной инженерии и системного программирования.
За последнее время Высшая школа экономики заметно продвинулась в международных рейтингах, войдя в топ-250 лучших университетов мира по компьютерным наукам рейтинга QS и в топ-100 Шанхайского рейтинга по математике. В прошедшем году проект заведующего Научно-учебной лабораторией методов анализа больших данных Андрея Устюжанина «Использование вероятностных нейроморфных генеративных моделей̆ для развития технологии цифровых двойников нелинейных стохастических систем» получил лабораторный грант Российского научного фонда. Это уже десятый грант РНФ на счету сотрудников факультета. У нас открыласьНаучно-учебная лаборатория анализа данных в финансовых технологиях. Она вошла в составЦентра глубинного обучения и байесовских методов и стала еще одним партнерским проектом Сбербанка ифакультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.Активно работает новый диссертационный совет, уже трое соискателей успешно защитили кандидатские диссертации и получили степень PhD in Computer Science. В 2018-2019 учебном году ФКН подписал соглашения об обмене студентами с Политехнической школой Парижа (Франция), Миланским политехническим университетом (Италия), Университетом Гренобль-Альп (Франция), Байройтским университетом (Германия) и Университетом Твенте (Нидерланды). Китайский университет Гонконга стал первым азиатским партнером факультета.
Бакалаврская программа «Программная инженерия» получила престижную международную аккредитацию американской инженерной ассоциации ABET. На сегодняшний день это единственная в России программа, имеющая эту аккредитацию. Состоялся успешный запуск бакалаврской программы двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета «Прикладной анализ данных». В 2018 году на первый курс бакалавриата было принято 508 студентов, из них 39 победителей и призеров заключительного этапа Всероса. На магистерские программы было зачислено 223 студента. Англоязычная специализацияAdvanced Machine Learning, созданная Вышкой в партнерстве с «Яндексом», стала первым в России онлайн-проектом, получившим премию Outstanding Educator Award от платформыCoursera. Специализация была отмечена в категории «Инновации».
26 апреля Ученый совет НИУ ВШЭ утвердил положение о Попечительском совете ФКН. В состав совета вошли представители руководства «Яндекса», JetBrains, SAS, 1С и Сбербанка. На первом заседании было принято решение о формировании эндаумента, при помощи которого факультет сможет финансировать долгосрочные проекты. В настоящее время факультет ведет совместные проекты с Samsung, SAS, CERN, JetBrains. Совместно с «Яндексом» и при поддержке Сбербанка была проведена вторая Международная олимпиада по анализу данных IDAO 2019.
Студенты ФКН регулярно становятся победителями и призерами международных олимпиад, в том числе крупнейшего в мире чемпионата по программированию ICPC: в апреле 2019 года в Португалии наши студенты получили бронзовую медаль.
Владлен Тиморин, декан факультета математики
Летом 2018 года в Рио-де-Жанейро состоялся двадцать восьмой Международный конгресс математиков. Это традиционно самое влиятельное и массовое математическое событие. Международные конгрессы собираются раз в четыре года с конца XIX века; знаменитые Филдсовские медали анонсируются и вручаются в рамках этих мероприятий. Тогда же, в августе 2018-го, стало известно, что следующий конгресс пройдет в Санкт-Петербурге летом 2022 года. Это решение стало знаковым для развития математики в России. Целый ряд ключевых решений правительства направлен на подготовку к конгрессу в самом широком смысле, и эта подготовка, разумеется, не ограничивается санкт-петербургской инфраструктурой или даже продумыванием сопутствующих мероприятий в разных точках России. Отечественные математические центры, и не в последнюю очередь Вышка, получат существенные ресурсы на развитие долгосрочных площадок международного сотрудничества в области математики. Научный руководитель Международный лаборатории теории представлений и математической физики НИУ ВШЭ Андрей Окуньков (медаль Филдса – 2006) выбран в исполнительный комитет Международного математического союза. Он же вошел в организационный комитет конгресса-2022.
Факультет математики отпраздновал десятилетие в формате научно-практической конференции, организованной силами выпускников. Выступали признанные эксперты старшего поколения, выпускники и студенты, получившие заметные на международном уровне научные результаты, а также некоторые из выпускников, решающих интеллектуальные задачи вне академической сферы.
Вышка продолжила движение вверх в тематических рейтингах по математике. В 2018 году мы вошли в топ-100 Шанхайского рейтинга ARWU, усилили позицию в рейтинге U.S. News (заняв 107-е место), вышли на первое место в России по научной продуктивности согласно рейтингам ARWU и «Эксперт».
Год оказался богат индивидуальными достижениями. Пользуясь случаем, хочу еще раз поздравить Антона Айзенберга и Наталию Гончарук с премией Московского математического общества (Антон был постдоком на ФМ, а теперь работает на ФКН; Наталия после окончания нашей аспирантуры работает в Корнелле), студентов ФМ Романа Крутовского и Илью Думанского – с победой в конкурсе научных работ им. Августа Мёбиуса, аспирантов и научных сотрудников Романа Гонина, Алексея Иванова, Алексея Ильина, Андрея Зотова и Игоря Махлина – с победой в конкурсе научных работ «Молодая математика России», профессора и академика РАН Виктора Васильева с присуждением ему премии имени И.Г. Петровского, доцента Валентину Кириченко – с первой в НИУ ВШЭ степенью доктора математических наук, полученной по совокупности опубликованных научных статей.
В научной деятельности коллеги решили несколько амбициозных задач; наиболее яркие результаты получены в алгебраической геометрии, математической физике и в анализе. Объективные показатели – продвижение в рейтингах, показатели публикационной активности и цитируемости – являются признанием наших прошлых заслуг. Признание приходило в этом году своим чередом, об этом я написал выше. В преподавании – существенное расширение работы со школьниками и учителями. Теперь мы охватываем математическое образование на всех уровнях. В рамках городского проекта «Математическая вертикаль» Вышка является одним из ресурсных центров, наш центр курирует 40 школ.
Самый серьезный вызов – существенное увеличение числа студентов, угрожающее нам переходом от модели индивидуальной работы к модели массового образования. Угроза не реализовалась в этом году, но пока рано судить о том, справились ли мы с вызовом или просто «пока еще держимся».
Евгений Крук, научный руководитель Московского института электроники и математики (МИЭМ)
Несомненно, главным событием университетского года была разработка программы развития НИУ ВШЭ вплоть до 2030 года. Дело тут не только в том, что само по себе создание новой программы развития на длительный период является важнейшим этапом в жизни университета, но и в первую очередь в том, что эта программа определяет кардинально новое направление движения НИУ ВШЭ и в образовании, и в науке: цифровой университет, онлайн-обучение, комплексные междисциплинарные программы исследований, направленные на решение ключевых народно-хозяйственных проблем. Это далеко не полный перечень целей, которые университет планирует достичь.
Главное направление развития МИЭМ в уходящем учебном году было связано с разработкой и внедрением проектной модели обучения. Цифровая экономика требует, с одной стороны, ускоренных темпов процесса обучения, а с другой – приближения его к практике. Для решения такой задачи мы применяем проектную модель. Обучение в проекте предполагает отход от лекционно-аудиторной модели в пользу построения учебного процесса в рамках конкретного содержательного проекта. Такое построение обучения предполагает формирование специалиста в составе команды в ходе выполнения реального «боевого» проекта с реальными сроками и контролем исполнения. При этом выполнение требований соответствующего образовательного стандарта приводит к необходимости формирования для каждого проекта собственного образовательного трека, что возможно в условиях ограниченных временных и преподавательских ресурсов только на основе применения средств цифрового обучения.
Мы понимали, что внедрение такого обучения осложняется рядом методологических, технологических, организационных, правовых и психологических барьеров, но это мировой тренд современного инженерного образования, от которого нельзя оставаться в стороне: можешь оказаться невостребованным. И мы рискнули и запустили проектное обучение широко. Проекты стали обязательной частью обучения на третьем курсе всех образовательных программ МИЭМ. Остальные студенты института могли участвовать в проектах по желанию. Всего было заявлено более ста проектов, в которых приняло участие более 400 студентов. Сейчас мы можем сказать, что проектное обучение в МИЭМ состоялось. Совсем недавно, с 20 по 23 мая, прошла проектная сессия, в рамках которой действовали три авторитетные комиссии (председатели комиссий – И. Агамирзян, В. Старых, Е. Крук), в которых работали как преподаватели НИУ ВШЭ, так и привлеченные специалисты. Мы глубоко благодарны коллегам, которые отработали все четыре дня сессии с 10 до 18 часов. Многие еще и участвовали в ежедневных обсуждениях итогов, затягивавшихся порой до глубокого вечера. Комиссии признали состоявшимися 86 проектов, что составляет 84% от общего числа представленных. Нам кажется это серьезным достижением.
Собственно, организация проектного обучения – это и был серьезный вызов. Нужно было преодолеть инерцию и недоверие студентов, неверие и скепсис преподавателей. Был целый ряд организационных и методических вопросов, существование которых не сразу было осознано. Думаю, что, может быть, только в Вышке их и можно было решить, поскольку здесь уже создан информационно-правовой инструментарий, которым, правда, надо было научиться пользоваться. Но развитие проектного обучения еще требует дальнейших усилий. К следующему году мы уже сейчас запускаем новый пул из ста проектов, а это новые темы и новые люди – студенты, руководители. Только оформляется система взаимодействия с индустриальными заказчиками студенческих проектов, и это порой вступает в противоречие с нировскими интересами преподавательского корпуса. Пока не заработала система поддержки проектов с помощью цифрового образования. А еще надо развивать магистерскую проектную деятельность. Большинство магистров уже работают. Значит, их проектное обучение должно это учитывать: впереди создание магистерской инженерно-технологической школы. Никто не снимает с нас и забот о развитии НИОКР. Университет ставит перед собой цель организации комплексных междисциплинарных научных программ, ориентированных на решение крупных народно-хозяйственных задач. Инженерный сайт университета не только не может остаться в стороне от этого движения, но должен быть одним из самых активных его участников. А есть ведь еще кадровые проблемы, развитие прорывных научных направлений, активизация взаимодействия со студентами и многое другое. Причем ничего нельзя оставить на потом, нужно все и сразу. Впрочем, это, кажется, принцип существования Вышки.