• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка-2017: достижения и вызовы


В этом номере «Окна роста» подводят итоги прошедшего учебного года. Мы задали коллегам три вопроса, чтобы узнать, как они его оценивают и чего ждут от следующего.

 

1. Каково ваше достижение в этом учебном году?

2. Что важного произошло за этот год в Вышке?

3. Какой основной вызов встанет перед Вышкой в будущем академическом году?

 

Андрей Борисович Жулин, проректор НИУ ВШЭ

1.  Мы провели серию инициативных исследований, показавших архаичность информационной базы государственного управления. У руководства страны практически нет надежных данных о ее социально-экономическом положении. По большому количеству показателей, попадающих в стратегические документы, постоянно меняются методики подсчета, обеспечивающие достижение целей только на бумаге. Благодаря нашей экспертной настойчивости по этому направлению вышел ряд поручений председателя правительства (по раскрытию данных бюджетных учреждений в социальной сфере), Минэкономразвития России включило в перечень приоритетов собственной деятельности вопрос о создании новой системы информационного обеспечения государственного управления.

2. 1 млн слушателей на Coursera. Вхождение в мировой рейтинг 50 молодых университетов. Существенное расширение тематик при работе с ключевыми заказчиками (Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Госдумой, Правительством Москвы, ЦСР и т.д.).

3. У Вышки огромный потенциал совместной работы ее подразделений. Мы находим в Вышке уникальные коллективы, которые при объединении усилий могут решать комплексные задачи крайне высокого уровня.

 

Сергей Михайлович Кадочников, директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

1.  Примерно год назад у меня появилась мысль создать консорциум хороших университетов из Юго-Восточной Азии, Европы и стран постсоветского пространства, чтобы помочь студентам бакалавриата по экономике столкнуться с реалиями глобальной экономики. Наши студенты-экономисты умеют виртуозно решать математические (а местами и экономические) задачки, но слабо представляют себе реалии бизнеса в различных культурных средах и совсем ничего не знают о том, чем занимаются инновационные компании. Весной мы договорились вместе с Национальным университетом Сингапура, Фуданьским университетом из Шанхая, Университетским колледжем Лондона и Университетом Помпеу Фабра из Барселоны создать консорциум по глобальной экономике и инновационной политике, каждый студент которого сможет провести семестр в партнерском университете и пройти семестровую стажировку в одной из мировых инновационных компаний. При этом Semester Abroad и стажировка должны быть организованы в разных мировых макрорегионах, так что в итоге выпускник-бакалавр будет иметь за плечами хороший и академический, и бизнес-тренинг собственного развития в культурном окружении и Европы, и Азии, и России. Первые студенты консорциума появятся в 2019 году.

2.  Первое. Мы иначе стали относиться к формированию в НИУ ВШЭ международной студенческой среды. Мы впервые всерьез инвестируем в прием иностранных студентов. Второе. Мы очень серьезно стали относиться к стратегическому партнерству с крупными корпорациями и фандрайзингу. Свидетельства этого – договоренности ректора с каждым из членов Попечительского совета об инвестициях в наши университетские проекты, а также прошедший осенью семинар о фандрайзинге для всех мегафакультетов и кампусов Вышки. И третье – это решение о внедрении модулей по Digital Culture в каждую основную образовательную программу НИУ ВШЭ.

3.  Сегодня диплом Вышки ассоциируется с двумя вещами. Первое. В Вышке непросто: там не допускают плагиат и мотивируют учиться много и честно. Второе. В Вышке стараются дать широкое образование. Мне кажется, этого недостаточно. Вызовом ближайших лет станет поиск контентного ядра, с которым будет ассоциироваться образование и диплом НИУ ВШЭ.


Андрей Юрьевич Мельвиль
, декан факультета социальных наук

1.  «Личное достижение» для меня звучит слишком пафосно, но есть несколько вещей, которые мне приятны. Например, моя статья “Bad Enough Governance”: State Capacity and Quality of Institutions in Post-Soviet Autocracies (совместно с М. Миронюком) опубликована в хорошем журнале Post-Soviet Affairs. Важной, и не только в академическом плане, считаю свою статью «Неоконсервативный консенсус в России? Основные компоненты, факторы устойчивости, потенциал эрозии» в «Политии». И еще три главы в итальянской и американских книжках. Одна (про новую национальную идею в России) уже вышла, две другие будут опубликованы летом – про российскую геополитику и про консервативный сдвиг в идейно-политическом спектре. А еще я вместе с коллегами выиграл грант РНФ на трехлетнее исследование «Новые подходы к анализу могущества и влияния современных государств в условиях меняющегося мирового порядка».

2.   Вышка – кипящий котел, здесь всегда что-то происходит. По мне, так среди многого важного за этот год – наше продвижение в топ-100 QS по предметным рейтингам «Экономика и эконометрика», «Социология» и «Политика и международные отношения». Понятно, что это лишь формальные индикаторы, но за ними – очень важная работа, и не только академическая. 

3.   Основной вызов состоит в определении и уточнении стратегических ориентиров в контексте новой (или обновленной) программы развития НИУ ВШЭ и в переводе этих ориентиров в задачи в рамках реалистичной и понятной дорожной карты. Мы понимаем, что Higher School of Everything – это эмоционально привлекательный слоган, но не стратегия развития. Где – по каким направлениям – и (NB!) как именно – с упором на какие инструменты и тактики – мы можем быть лучшими? Хорошо бы, чтобы это ясно понимали не только «генералы», но и «командиры» и «рядовые». Но для этого, как мне кажется, необходима развитая двусторонняя горизонтальная и вертикальная коммуникация, при которой крупные подразделения (факультеты и др.) участвуют в подготовке и принятии решений, напрямую их затрагивающих, а не просто получают их для исполнения. Это, конечно, вряд ли академический вызов – скорее управленческий, но и он очень важен.  

 

Ирина Георгиевна Карелина, директор программы развития НИУ ВШЭ

1.  Сейчас я мало привязана к учебному году, и мне трудно ответить на этот вопрос.

2.   К важным достижениям Вышки я бы отнесла стремительное продвижение в предметных рейтингах. НИУ ВШЭ сейчас среди университетов 5-100 имеет наибольшее в своем зачете число предметов, по которым он входит в топ-лист (в том числе на позициях топ-100); и в целом в институциональных рейтингах как интегральный результат работы по развитию практически по всем направлениям НИУ ВШЭ вошел в топ-100 молодых университетов THE.

Из внутренних событий я бы назвала введение системы КПЭ факультетов. Это новая для НИУ ВШЭ система мотивации коллективов факультетов на основании результатов их работы. 

3.   В этом году мы прошли экватор проекта 5-100, основные положения конкурсной программы развития реализованы, ряд плановых показателей 2020 года (в частности, по библиометрии) университет достиг. Поэтому перед Вышкой стоит серьезный вызов – разработка новой дорожной карты развития до 2020 года и защита ее перед международным советом программы в октябре 2017-го.

 

 Дмитрий Александрович Дагаев, заместитель проректора

1.   Мой год прошел под знаком экономики спорта. В рамках Апрельской конференции мы второй год подряд организуем секцию по этому направлению, и, на мой взгляд, она получается интересной. Сейчас мы вместе с КФУ и РЭШ организуем отдельную конференцию по экономике спорта, приуроченную к Кубку конфедераций. Наконец, работа Winning by Losing: Incentive Incompatibility in Multiple Qualifiers, над которой мы вместе с Константином Сониным (включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента) работали пять лет, была принята к печати в Journal of Sports Economics.

2.   Знаковым событием для НИУ ВШЭ стало создание факультета физики. Первый набор еще впереди, подводить начальные итоги можно будет, пожалуй, только после первого выпуска, но дух захватывает уже сейчас.

3.   Важной стратегической задачей для Вышки будет прорыв на новые образовательные рынки. Я имею в виду и географию (представительство международных студентов по странам у нас неравномерно), и образовательные программы (к слову об упомянутом факультете физики), и интернет (уже сейчас по многим параметрам Вышка – лидер в области онлайн-образования, но этот рынок будет быстро расти).

 

Мария Александровна Лытаева, доцент

1.   Этот год для меня был довольно удачным. Готовы к печати учебник, рабочая тетрадь и книга для учителя по немецкому языку для 10-го класса. Я завершила работу над учебником для 11-го класса, он выйдет позже. Это было для меня большим шагом, так как впервые я работала над этими учебниками как основной автор. Мне хотелось создать учебник, который будет интересен и полезен детям, а также поможет учителю сделать учебный процесс более эффективным. У учебников интересная структура, они многоуровневые, позволяющие реализовать дифференциацию в языковых группах. Весь год я много ездила по стране, представляя учебники издательства учителям и руководителям школ. Это огромный опыт, который можно получить, только общаясь с коллегами на местах. 

2.   В этом году стало очевидно, что те цели, которые три-четыре года назад университет ставил перед собой и перед нами, достижимы. Вышка поднимается в международных рейтингах, а гуманитарные направления становятся все более заметными среди факультетов и департаментов университета. Если говорить о мероприятиях, в которых я принимала участие, то мне запомнились две конференции. Это вторая конференция «Кадровые резервы университетов», которая показала, что работа в направлении академического развития сотрудников университетов – очень важное, но непростое дело. Радостно, что у нашего университета в этом отношении есть много интересных проектов и наработок. Кроме того, в конце 2016 года прошла вторая конференции департамента иностранных языков, в подготовке которой я тоже участвовала. Нам удалось составить интересную программу, но мы увидели ресурсы для изменения и развития конференции как с точки зрения содержания, так и с точки зрения организации. Надеюсь, что в этом году мы сможем предложить участникам новые интересные форматы работы.

3.   Думаю, что в будущем году не потеряют актуальности и прежние вызовы: интернационализация, повышение публикационной активности на международном уровне и т.д. Становится все более очевидным, что каждому подразделению нужно думать о том, как самостоятельно заработать средства на развитие, в том числе и через программы ДПО. Я надеюсь, что возобновится дискуссия о едином эффективном контракте, так как «совмещать несовместимое» сейчас приходится многим сотрудникам, и хочется правильно расставлять приоритеты. 


Евгения Юрьевна Кулик, директор Центра развития онлайн-обучения

1.   Мое личное достижение – это эффективная команда Дирекции по онлайн-обучению, как результат – 1 млн слушателей онлайн-курсов НИУ ВШЭ на Coursera и лидерство на Национальной платформе открытого образования. У курсов Вышки есть слушатели почти в 200 странах.

2.   Выделить самое важное событие в Вышке сложно. О том, что НИУ ВШЭ – университет-лидер, свидетельствует не только высокий балл поступающих, но и  большой конкурс на преподавательские вакансии. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Иванович Кузьминов на встрече с президентом РФ отметил, что число преподавателей-иностранцев на штатных должностях в университете превышает число наших преподавателей, уехавших в западные университеты. Эта тенденция сама по себе – значимое достижение для российского высшего образования, поскольку демонстрирует конкурентоспособность университета на международном уровне.

3.   Основной вызов – это вызов времени. Сегодня на международных онлайн-платформах зарегистрировано более 10% от общей аудитории всех студентов в мире. Поколение Z живет, работает и учится в интернете. По расчетам экспертов, к 2020 году количество онлайн-слушателей вырастет до 100 млн человек. Учитывая, что в мире всего 150 млн студентов, основной вызов ближайшей перспективы, на мой взгляд, – это серьезная конкуренция за онлайн-студентов.

 

Валентина Викторовна Кускова, заместитель первого проректора

1.    До этого года я никогда не преподавала социологам. Так вот, их, оказывается, учат мыслить по-другому – более широко, чем в других областях. Надеюсь, студенты не поняли, как мне было сложно адаптировать курсы по анализу данных под их образ мышления. Мне пришлось изрядно покопаться в литературе по социологической теории. Студенты невольно помогали своими вопросами, и к концу года я начала понимать, что становлюсь «своей» в департаменте социологии. Очень этим горжусь.

2.    Я бы отметила первый вышкинский забег. Это не академическое событие, а пропаганда спорта, и о его связи с академической успеваемостью не писал только ленивый. Кому-то это может показаться мелочью, а для меня важно, что Вышка преуспевает еще и здесь.

3.   На предстоящий год самый сложный вызов, как мне кажется, – отметить свое 25-летие в соответствии с высокими ожиданиями общественности. Вопрос, который витает в воздухе: а что такого Вышка придумает на этот раз? Но я уверена, что мы справимся.

29 июня, 2017 г.