• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей Вышки: итоги учебного года

«Учащийся – это такая же самостоятельная фигура, как и взрослый, поэтому ему нужно предоставлять выбор и возможность реализовывать свои идеи»: интервью с директором лицея НИУ ВШЭ Дмитрием Фишбейном об итогах и вызовах завершившегося учебного года.

Какие события, произошедшие в российском образовании, с вашей точки зрения, стали самыми примечательными в этом году?

Во-первых, Министерство просвещения запустило процесс обновления Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5-9-й классы). Те предложения, которые были сделаны, по оценкам большой части экспертов, ведут к уменьшению вариативности образования. Например, в контексте учебной дисциплины «Литература» прописан список конкретных произведений, которые должен прочитать школьник. Это шаг назад по отношению к подходу, когда прописывались и формулировались образовательные результаты, а способы их достижения через те или иные форматы, в данном случае литературные произведения, образовательная организация и преподаватель могли выбирать сами. В Институте образования Высшей школы экономики, который выступает одним из лидеров такой экспертной оценки, высказались против данных изменений. С точки зрения лицея, хотя за всю ступень говорить сложно, ведь у нас реализуется пока только 9-й класс, это также шаг назад. И если этот стандарт в том виде, в котором он предложен, будет принят, это явным образом осложнит реализацию конкретных образовательных программ школ. С моей точки зрения, это в определенной степени событие года.

Второе событие года касается появления иного типа школ. Конечно, в большей степени это имеет отношение к Москве. Раньше, если бы мы смотрели на образовательную карту Москвы, основной сегмент принадлежал бы муниципальным школам, пусть даже с серьезными изменениями в рамках реорганизации, а частные школы представляли лишь очень небольшую часть, около 2-3% максимум. Сейчас же появились такие школы, как школа «Летово», «Новая школа», «Хорошкола», которые очень громко заявили о себе. Создавались они по принципу государственно-частного партнерства: сугубо частными их назвать нельзя, но вместе с этим они активно поддерживаются частными инвесторами и фондами. При их запуске совершенно по-иному создавалось и буквально заново конструировалось образовательное пространство. В этом году также запустился Инженерный корпус Центра образования 548, школа Рачевского в совхозе «Московский». Мне кажется, это буквальный отклик на запрос, который есть у большого количества современных родителей, достаточно молодых, которые видят другую школу. Как изначальная инфраструктура помещений, так и материально-техническая база этих школ служат примером того, что, несомненно, должно быть в будущем повсеместным явлением. Эти процессы представляют собой вызов для всех остальных школ.

Опыт данных школ и траектория их развития, на мой взгляд, являются очень важной историей. Не так давно в Высшей школе экономики прошел семинар с директорами этих школ, на котором состоялось обсуждение того, как запускались данные образовательные организации, как школы видят нынешних первоклассников через 10 лет, во время выпуска, и как это видение отличается от представления других школ. Появление таких школ однозначно является позитивным фактом как с точки зрения конкуренции для нас, так и с точки зрения принимаемых там решений. Мы очень внимательно следим за этим процессом и тоже думаем над тем, какие аспекты нововведений, которые есть в этих школах, могут быть использованы в лицее.

 

Что важного произошло в лицее в уходящем академическом году? Какие особые достижения или текущие интересные процессы вы бы отметили?

Первое, что хотелось бы отметить, это очень большой и достаточно серьезный шаг, который лицей в этом году сделал в олимпиадном движении. Если сравнивать результаты по основным ведущим олимпиадам, в частности по Всероссийской олимпиаде школьников, то рост количества призеров и победителей в лицее по сравнению с прошлым годом составил больше 30%. В этом году мы впервые внесли коррективы в работу с детьми, которые выбирают этот трек в качестве основного, организовывали выездные сборы для команд олимпиадников. В основном это касается двух наших ведущих предметов – обществознания и экономики, так как представленность лицеистов по ним в команде Москвы во Всероссийской олимпиаде школьников очень высокая. Однако такие выезды стали организовываться и по ряду других предметов, например по информатике. На наш взгляд, это является важным результатам не только потому, что это предоставляет многим ребятам реальный шанс поступить в желаемый вуз, но и по причине необходимости ответа на достаточно сильный запрос. В целом нам не кажется, что все должны заниматься олимпиадами. Это все-таки специфическая и, я бы сказал, в чем-то спорная история со спортом высоких достижений. Однако если ребенок выбирает для себя эту траекторию, то мы считаем важным предоставить ему такую возможность. Это важная история, которую мы планируем продолжить, поэтому те форматы, которые были отработаны в этом году, будут использоваться и дальше.

Вторая ключевая история заключается в том, что в этом году состоялся первый набор в 9-й класс лицея. Несомненно, нам только предстоит анализ нынешнего года и результатов ребят, однако частично нам удалось воплотить нашу изначальную идею в отношении учащихся. Нам виделось, что ребята, которые всегда традиционно приходили в лицей в 10-й класс и сразу вынуждены были выбирать направление своего обучения, пусть и из большого числа вариантов, делали это на основе либо собственных ощущений, либо советов родителей. Да, мы организовывали дни открытых дверей, рассказывали про направления, про специфику учебного плана каждого из них, но все-таки, если бы мы спросили нашего традиционного абитуриента, который идет в 10-й класс: «А почему вот это?», не очень понятно, насколько аргументированное было бы его мнение. Задача, которую мы себе ставили по отношению к 9-му классу, была как раз в том, чтобы попробовать сделать, скажем так, демоверсию для них 10-го, 11-го класса, которая влечет за собой значительно меньшую ответственность. Ученики 9-го класса лицея помимо обязательных предметов могли также выбрать один или два элективных курса из достаточно большого списка и попробовать себя, например, в китайском, в социологии или в программировании, понять, смогут ли они продолжать обучение в этом направлении.

Помимо такой предметной составляющей, мы также организовывали массовые мероприятия под названием «Дни направлений», во время которых ребята могли получить полное представление о направлениях обучения. К лицеистам также приходили руководители направлений, итогом чего стало введение защиты программы дальнейшего образования, обязательной для всех девятиклассников. Суть состоит в том, что в конце 9-го класса 14-15-летний ребенок выходит перед комиссией и говорит, к примеру: «Уважаемые коллеги, я сейчас попытаюсь вам объяснить, почему я хочу учиться на дизайнера, что я понял за это время, что я изучил, что я там буду дальше делать, почему у меня имеются основания для того, чтобы выбрать все-таки это». Нам показалось это ключевым компонентом. Эффекты данного нововведения нам еще предстоит увидеть и проанализировать в предстоящем году. Но из моего личного опыта присутствия на этих защитах было видно, что очень много ребят подошли к ним со всей серьезностью. И, что меня особо порадовало, зачастую лицеисты говорили про разницу между тем, что советовали родители, и тем, что им в действительности стало интересно. Это такой важный элемент проблематизации собственного выбора, который является ключевым для лицея. И мне представляется очень важным, что мы заложили это в ребят.

Наконец, в этом году мы закладывали основы для открытия в лицее двух новых направлений обучения – «Естественные науки» и «Математика», которые откроются со следующего учебного года. Для их открытия необходимо было достаточно много сделать: спроектировать эти направления, произвести набор учащихся и так далее. Главным основанием для запуска этих новых направлений для нас служило то, что, имея в следующем году 10 направлений обучения в 10-11-м классе, мы реальным образом предоставляем нашим ребятам максимальные возможности и выбора, и смены этих приоритетов в дальнейшем.

 

Это как-то связано с появлением «естественных» факультетов в университете?

Несомненно, это связано. Одним из оснований, безусловно, было появление таких факультетов и их запрос на формирование определенного портрета их абитуриента. Но не менее важным для нас моментом было и то, что ориентированные на естественные науки ребята, по сути, уходили из лицея, потому что у них не было возможности реализовать себя здесь дальше. То же самое касается и достаточно узкого, я бы сказал камерного, направления «Математика». У нас есть большие направления, связанные с математикой, это «Экономика и математика», «Информатика, инженерия и математика». Но стало понятно, что есть и другая математика, высокая математика, скажем так, к чему мы шли последовательно совместно с факультетом математики НИУ ВШЭ. Речь идет о достаточно небольшой группе ребят, которые увлечены чистой математикой и воспринимают ее не как средство, чтобы реализоваться в сфере информатики или экономики, а именно как чистую увлекательную науку. И эти ребята себя немножечко теряли здесь, не понимая, почему их вынуждают учить, скажем, экономику в большом количестве, которая им неинтересна. Поэтому этот новый этап нам кажется очень важным. Но надо сказать, что и раньше при наличии восьми направлений лицей был чуть ли не единственной школой в России, которая предоставляла ребятам в рамках одной образовательной организации возможность поступить потенциальным востоковедом, а выйти экономистом, поступить дизайнером, а выйти биологом. Учащийся – это такая же самостоятельная фигура, как и взрослый, поэтому ему нужно предоставлять выбор и возможность реализовывать свои идеи. И опять же возвращаясь к первому вопросу, если дело дойдет до внесения корректив в Федеральный государственный образовательный стандарт старшей школы, которые будут сужать вариативность, то мы, скорее всего, будем возражать против таких изменений, ведь практически все идеи, которые заложены в лицее, реализованы в этом стандарте.

 

Какие, по вашему мнению, вызовы стояли перед лицеем в этом году? Удалось ли их преодолеть?

Наверное, один из вызовов, с которым мы явно столкнулись в этом году, связан с университетом. У нас на протяжении уже где-то двух с половиной – трех лет существует так называемый факультетский день, когда в один из дней ребята учатся на факультетах. Это в целом очень непростая история, которая, как мне кажется, в этом году сильно эволюционировала в отношении того, что происходило раньше. С одной стороны, образовательные программы отмечают, что качество факультетского дня, который они организовывают совместно с лицеем, улучшается. Большой мониторинг детей и родителей, впервые проведенный в этом году Центром внутреннего мониторинга, также показал позитивные результаты, причем даже среди родителей, у которых имелись особые беспокойства по этому поводу. Процент тех, кто поддерживает реализацию факультетского дня, растет. Однако идея нуждается в изменениях, и мы это видим. Например, мы поняли, что неправильно создавать единую структуру факультетского дня по отношению ко всем направлениям обучения и, значит, образовательным программам Вышки. Различия в направлениях и образовательных программах настолько велики, что строить мероприятие по какой-то однотипной модели нельзя. Сейчас, готовясь к следующему учебному году, мы планируем внести коррективы в факультетский день, которые в первую очередь будут касаться предоставления каждому направлению обучения возможности формировать собственный формат с точки зрения набора дисциплин. Ключевая задача состоит в том, чтобы ребята узнали про образовательную программу и потенциальную профессию, которыми они интересуются, что точно останется в рамках обязательных дисциплин. А дальше будет возможность добрать дисциплины, выбрать из какого-то пакета. Поэтому мы предполагаем, что эта линейка возможности расширится, в первую очередь потому, что сами ребята смогут выбрать какие-то вещи, что сделает факультетский день специфичным для каждого из них. Нам кажется, что в целом это правильный шаг, и в следующем году мы будем с осторожностью пробовать новую модель. С нашей точки зрения, это вызов, с которым, с одной стороны, мы справились, но вместе с этим получили в итоге новый вызов, так как поняли необходимость внесения корректив в организацию факультетского дня по итогам этого года.

Здесь важно, как мне кажется, также отметить позитивный тренд, когда на образовательных программах коллеги буквально подбирают себе студентов. Это происходит в силу существования достаточно большого процента олимпиадников, ребят, которые имеют право зачисления без вступительных испытаний (БВИ), которые могут выбирать определенное количество образовательных программ. Предположим, у ребенка хорошие результаты по литературе и имеется большая линейка выбора. Тогда, например, образовательная программа «Филология», понимая, что у этого ребенка нет никаких ограничений по поступлению и он просто выбирает программу, будет заинтересована в таком сильном студенте. И мы видим, что потом ребята, которые уже учатся на таких программах, говорят, что представители программ их сами подобрали на факультетском дне, убедили их в том, что на этой программе им будет интересно, будет именно то, что они хотят. И это, мне кажется, очень правильные эффекты, которые должны происходить.

 

Стал ли вызовом активный рост лицея? Влияет ли он на качество обучения?

Несомненно, большое количество лицеистов можно назвать одним из вызовов. В этом году мы добавили к традиционному количеству 10-11-классников больше 330 девятиклассников, что было очень не просто. И мы увидели очень интересную эволюцию того, как лицей переживал открытие 9-го класса. В этом смысле это, наверное, можно сравнить с тем, что лицею в этом году исполняется шесть лет и, как мне кажется, университет до сих пор еще остается немножко беременный лицеем. И пока все еще пытается осознать в аспекте своих разных факультетов и структур, как быть с этим ребенком, потому что он специфичный, другой по отношению к университету в целом. Похожим образом воспринимался в лицее и 9-й класс: что они маленькие, что они не вписываются в концепцию ответственного выбора, который должен быть у школьников. Мы наблюдали довольно сложные тенденции среди детей, когда ученики 10-11-х классов не очень принимали появление 9-го класса, начинали чувствовать конкуренцию с точки зрения каких-то лицейских событий. Это было вызовом как для нас, как и для детей, хотя по большей части мы смогли на него ответить. Не совсем удалось, пожалуй, осуществить процесс перехода из 9-го в 10-й класс. Это был наш первый опыт, и, надо сказать, мы уже сейчас понимаем, что надо менять. Но в целом в конце учебного года мы увидели, что адаптация и вхождение девятиклассников произошли. Например, в марте этого года мы традиционно, уже второй год подряд, получается, отмечали день рождения лицея. Шесть лет назад в марте был подписан приказ о его создании. Мы постарались сделать так, чтобы девятиклассники стали частью этого события, что нам в итоге удалось: на многих площадках действительно объединились ученики 9-10-11-х классов, а финальное мероприятие вообще проходило в здании, где живут девятиклассники. Поэтому, несмотря на все сложности, мы на этот вызов в какой-то степени ответили.

Автор текста: Фишбейн Дмитрий Ефимович, 13 июня, 2019 г.