• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги года. Часть 2

Чем запомнится академическому миру бурная университетская жизнь наших студентов? Какие важнейшие события произошли в пермском кампусе НИУ ВШЭ? Где начал работать первый виртуальный консультант Юра Вышкин? «Окна роста» продолжают подводить итоги 2018/19 академического года.

 

Валерия Касамара, проректор НИУ ВШЭ

Жизнь Вышки очень многогранна, поэтому сложно выделить что-то наиболее значимое. Так, например, в финале «Научных боев» победил студент-физик Александр Лукин. Теперь Вышка доказала, что ее можно переименовать из Higher School of Economics в Higher School of Everything.
Для меня и моей научной команды значимым является открытие Института прикладных политических исследований, который возник на базе Лаборатории политических исследований, созданной группой инициативных студентов еще в 2008 году. Работа лаборатории, а теперь уже и института – хороший пример того, что академическая карьера в Вышке не знает возраста, границ, ей не страшны расстояния и 25-часовые сутки. Буквально несколько недель назад 19-летние стажеры института выступали на престижной конференции в Гонконге с результатами своего проекта, поразив зарубежных коллег, пришедших слушать доклад, не только полученными результатами, но и своим возрастом: «Как ваш научный руководитель не побоялся вам это доверить и сюда одних отправить?»
Главное достижение Вышки – это бурная академическая жизнь студентов. Стартовал проект «Республика ученых», который уже объединил более 100 студентов, заинтересованных в научно-исследовательской работе. Центр академического развития студентов начал вести новую программу travel-грантов для учащихся из числа «республиканцев» и победителей конкурса НИРС. Прошел первый конкурс научных блогеров, который позволил отобрать несколько перспективных научно-популярных проектов. Сейчас ребята работают над первыми выпусками своих подкастов и видеороликов, доступным языком рассказывающих о результатах исследований Вышки. Расширилась география проекта «Открываем Россию заново». Буквально несколько недель назад мои коллеги с группой студентов вернулись из экспедиции в Магадан, куда они ездили изучать представления магаданской молодежи о жизни и карьере. Как говорят ребята, эта поездка полностью поменяла их отношение к исследовательской работе. Они не только влюбились в Магадан и теперь планируют поехать туда на Новый год, но и серьезно рассматривают академическую карьеру и просятся к нам в институт на ПМЖ. Здорово, что в Вышке столько возможностей пробовать себя в разных сферах и можно не бояться академического трека.
Серьезный вызов этого года, как, впрочем, и всех остальных, – это ограниченное количество часов в сутках. Я, как и многие мои коллеги в Вышке, совмещаю несколько ролей. Есть административные полномочия, есть преподавание, научные проекты, экспертная деятельность, есть студенты – все такие разные и непохожие друг на друга. Есть много неопубликованного, что хочется наконец-то дописать и опубликовать, потому что Publish or Perish. И это все очень здорово. Это дает драйв и жизненные силы. Но иногда хочется остановиться и провести время с семьей. Я очень люблю Вышку, но Вышка забирает много времени, а детям периодически нужна мама. Наверное, это действительно самый серьезный вызов – найти тот баланс, который позволит реализовать все задуманное и при этом не быть матерью-ехидной. С нетерпением жду открытия нашего вышкинского детского сада.
 
Галина Володина, директор НИУ ВШЭ – Пермь
Я бы отметила несколько значимых событий уходящего академического года. Осенний семестр начался с ведущей международной научной конференции по прикладным исследованиям в экономике (iCARE – International Conference on Applied Research in Economics). В год 20-летия пермской Вышки конференция проводилась уже в шестой раз. Работа конференции объединяет как ведущих мировых исследователей в области экономики, так и молодых ученых и аспирантов. — icare.hse.ru/2018
Сентябрь ознаменовался визитами трех иностранных специалистов: Нада Матта, профессора технологического университет г. Труа (Франция), Ай-Чинг Ли, профессора Государственного университета Тайваня, и Джеймса Томаса, преподавателя-методиста, автора многих книг, посвященных методике преподавания, эксперта по преподаванию на иностранном языке. — perm.hse.ru/news/222945030.html
В 2019 году в Перми открыта новая магистерская программа «Экономика впечатлений». В марте состоялась одноименная Всероссийская научно-практическая конференция, участие в которой приняли более 130 человек из 10 регионов России. Конференция транслировалась онлайн, и популярность у заочных участников зашкаливала. — perm.hse.ru/news/255283433.html
В этом учебном году у пермской Вышки стало больше партнеров: заключены соглашения о сотрудничестве с компаниями Galileosky, INSYTE Electronics, «Сибур-Химпром» для проведения совместных научных исследований и формирования у студентов актуальных востребованных компетенций в IT-сфере.
Пермский кампус НИУ ВШЭ – сильный исследовательский вуз, наши образовательные программы бакалавриата и магистратуры узнаваемы не только на рынке Пермского края, но и в других регионах. В учебной деятельности успешно реализуются студенческие проекты. Именно здесь в 2014 году возникла Международная лаборатория экономики нематериальных активов с коллективом ученых из разных стран, организовавших исследования по сетевому принципу. В НИУ ВШЭ – Пермь сформирован один из сильнейших в Пермском крае научно-педагогических коллективов. В кампусе 100% научных работников соответствуют критериям оценки публикационной активности!
Перед пермским кампусом стоят и вызовы. Несмотря на то что наши научные коллективы и исследователи проводят фундаментальные исследования по грантам РНФ и РФФИ, не удается добиться значительного роста объема НИОКР и консалтинга. Эта задача требует, с одной стороны, сформировать трек прикладных исследователей и экспертов, с другой – осваивать новые направления: цифровизация бизнеса и ГМУ, разработка интеллектуальных систем.
 
Алия Ермакова, директор по правовым вопросам
Год в целом был бурный, турбулентный, и значимых событий было довольно много. Отмечу лишь некоторые. Переназначение ректора, проведение конференции работников НИУ ВШЭ и формирование нового состава Ученого совета, участие в урегулировании спора с крупным подрядчиком и прецедентный судебный процесс с Минобрнауки, закончившийся нашей победой. А еще в этом году мы ярко отметили 10-летие Правового управления, приняли на работу Юру Вышкина – нашего виртуального консультанта.
Главным достижением Правового управления мы считаем, наверное, изменение структуры нашей работы и характера отношений с подразделениями. Конечно, по-прежнему приходится решать много типовых разовых задач или участвовать в «тушении пожаров», когда о возникших проблемах мы узнаем по факту. Но все чаще в этом году в Правовое управление обращались за получением юридического сопровождения важных для университета проектов на долговременной партнерской основе. Наша экспертиза обогащает такие проекты и делает многие вещи реализуемыми. Здорово, что мы причастны ко многим хорошим вещам, которые происходят в Вышке. Для нас это индикатор признания и показатель того, что мы развиваемся в правильном направлении.
Самые серьезные вызовы – на тех направлениях, где нам пока не удалось достигнуть желаемого результата. К сожалению, мы так и не смогли запустить в этом году конструктор договоров – сервис, который должен стать еще одним хорошим юридическим помощником для сотрудников университета и сможет значительно упростить процедуры создания и согласования договоров. Не получается добиться быстрых результатов и на направлении законотворческой деятельности, которым мы занимаемся, чтобы обеспечить комфортную правовую среду для деятельности университета. Ну и, конечно, самый серьезный вызов, с которым приходится сталкиваться всем нам, – это ограниченность времени. Поэтому мы по-прежнему ждем от наших научных подразделений, что они смогут изобрести удлинитель времени. И будьте уверены, мы сможем его запатентовать!
 
Ольга Кострикина, начальник договорно-правового отдела
Вышка как Вселенная – не перестает расширяться. Хотя чему тут удивляться – латинское universum и означает «вселенная». В уходящем академическом году Вышка расширила перечень факультетов, которые осуществляют подготовку по естественным наукам: были созданы факультеты химии, биологии, географии. Факультеты будут работать в тесном сотрудничестве с профильными институтами РАН. Так студенты будут получать и теоретическую, и практическую подготовку – о таком высшем образовании можно было только мечтать.
Если отвечать на вопрос с точки зрения того, что запомнилось, то запомнилась активная работа по правовому сопровождению деятельности естественно-научных факультетов – химии, биологии. Сложносочиненная система организации образовательной деятельности на этих факультетах, основанная на использовании НИУ ВШЭ научной, приборной базы институтов РАН, требовала юридического оформления взаимоотношений НИУ ВШЭ и институтов РАН. От Правового управления требовалось найти и предложить нестандартные договорные модели, которые бы учитывали существующие жесткие нормативные требования и одновременно были бы достаточно гибкими и удобными для взаимодействия Вышки и институтов. Мы проводили переговоры с институтами, с несколькими министерствами – с учредителем институтов Минобрнауки и с Росимуществом, тесно взаимодействовали с коллегами из финансового блока и, конечно, коллегами с факультетов. Это по-настоящему командная работа, причем и НИУ ВШЭ, и институты, и государственные органы находятся в одной команде.
 
Дмитрий Дагаев, заведующий научно-учебной лабораторией исследований спорта
Для меня знаковым событием стало проведение I Международной олимпиады по экономике. До 2018 года Межнара по экономике не было, и Вышка решила внести свой вклад в богатые отечественные олимпиадные традиции. С учетом того, что экономика преподается в школе далеко не во всех странах, а образовательные программы по экономике существенно различаются, 15 стран-участниц на первый год проведения олимпиады – это несомненный успех. II Международная олимпиада по экономике пройдет с 23 июля по 1 августа 2019 года в Санкт-Петербурге. Важной задачей организаторов олимпиады в ближайшее время станет обеспечение преемственности – без нее олимпиада не станет действительно международной.
Научно-учебная лаборатория исследований спорта, созданная на факультете экономических наук в июне 2018 года, уже добилась определенных результатов. Стажеры-исследователи лаборатории активно работают в исследовательских проектах и докладывают свои результаты на международных конференциях. Оба выпускника лаборатории 2019 года, Гарик Варданян и Максим Вавулин, продолжат свое образование в сильных магистратурах – в Беркли и Боккони. Нам важно показать студентам, что исследования – это прекрасная возможность изучить мир и реализовать свои идеи о том, как сделать мир лучше. Даже если ты не собираешься идти в академию, исследовательские навыки обязательно пригодятся на работе. Мы уделяем особое внимание прикладным исследованиям. Так, в июне 2019 года Лаборатория исследований спорта помогла составить календарь соревнований по футболу для Российской Премьер-Лиги.
Вышка продолжает свою трансформацию в классический университет. Создание трех новых факультетов – факультета химии, факультета биологии и биотехнологии и факультета городского и регионального развития – это очередной шаг на этом пути. Просматривая список образовательных программ или перечитывая работы, опубликованные учеными Вышки, очень трудно представить, что университет был основан всего 27 лет назад. Возможность найти коллег по очень широкому кругу тем и вместе с ними формировать научную и образовательную среду – это несомненное достижение университета.
Два непопулярных, но стратегически важных для университета решения потребовали проявить способность сохранять холодную голову. Во-первых, это распространение оценки публикационной активности на весь профессорско-преподавательский состав университета. Во-вторых, это введение возможности использования преподавателями блокирующих оценок. Оба решения могут показаться неприятными прямо сейчас, но они создают правильные стимулы и в среднесрочной перспективе сыграют положительную роль.
 
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования
Во-первых, есть такой очень важный для нас внутренний результат, связанный с завершением в 2018-м году нашей первой стратегии. Ведь Институту всего шесть с половиной лет официально. Мы приняли эту стратегию 6 лет назад и, кажется, выполнили. В ноябре 2018 года мы пригласили ведущих ученых из разных стран – экспертов, которые работали у нас три дня и в итоге одобрили то, что мы делаем. По итогам дискуссий с нашим международным комитетом мы разработали новую стратегию. Мы работали над ней работали параллельно с участием в разработке стратегии Вышки. Конечно, окончательно финализировать ее мы сможем уже после того, как будет завершена стратегия Вышки. Но уже сейчас понятно, что мы будем продолжать развиваться именно как graduate school. У нас были большие дискуссии относительно открытия бакалаврской программы, и мы отказались от этой идеи. Однако мы будем очень сильно фокусироваться на развитии исследовательской магистратуры и аспирантуры.
Помимо этого, мы собираемся очень сильно вкладываться в молодое поколение исследователей, в их профессиональный рост. Мы ставим задачу, чтобы через пять лет, как минимум, 10–15 человек из нашего молодого поколения стали известными в мире авторитетными исследователями, которые потом будут уже здесь руководить какими-то коллективами. Другое очень важное для нас решение связано с укрупнением нашей внутренней структуры. В частности, у нас сократится число мелких подразделений. Мы также поняли, что наша очень серьезная задача – это интеграция нашей прикладной и исследовательской деятельности. Вот в этом направлении будет развиваться дальше Институт. И мне кажется, что подготовка такой стратегии – очень важный результат года.
Конечно, было много и других важных результатов этого учебного года. Это был самый плодотворный год по числу публикаций. Мы очень горды тем, что сегодня завершается издание серии наших монографий под названием «Белые книги» российского образования. Это беспрецедентный по своему масштабу продукт. Другим важным результатом этого года было то, что мы продолжали бороться за разумность тех реформ, которые предлагаются в образовательной политике. Этот учебный год стал фактически годом стартовой реализации национального проекта. И мы были очень сильно вовлечены в то, чтобы это не превратилось в какую-то формальную показушную историю. Вынужден сказать, что удается нам это с переменным успехом, но мы старались и будем стараться.


26 июня