• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академические кружки и клубы Вышки

Этот выпуск мы решили посвятить неформальным научным сообществам, академическим кружкам и клубам. Организаторы этих клубов рассказывают нам об истории их создания и делятся своим мнением о преимуществах и недостатках формальных и неформальных академических сообществ


Как появилась идея создания клуба?

Руководитель Логико-философского клуба, старший преподаватель Школы философии факультета гуманитарных наук Виктор Горбатов

Похожий проект, что-то вроде кружка, я начал делать еще на прошлом месте работы почти 10 лет назад. Для меня важно было заинтересовать студентов какими-то дополнительными вопросами, которые остаются за рамками стандартных курсов логики и философии. В Вышке студенты гораздо более заинтересованные, мотивированные – здесь кружок превратился в клуб и стал весьма востребованным. Мне очень повезло, что коллеги сразу поддержали мое начинание (Юлия Горбатова, Тарас Пащенко, Софья Данько, Диана Гаспарян, Татьяна Левина и другие). И оказалось, что такой клуб нужен не только студентам, но и в гораздо большей степени нам самим. Почти каждая встреча плавно перетекала в дружескую философскую дискуссию в одном из близлежащих кафе. Из этих посиделок зачастую рождались идеи для статей и докладов на больших конференциях.

Сайт клуба: https://phc.hse.ru/lfk/

Группа в Facebook: Logico-philosophical club https://www.facebook.com/groups/158871947485418/?fref=ts

Группа «ВКонтакте»: https://vk.com/club1486974

Информация о том, как принять участие в деятельности клуба: https://phc.hse.ru/lfk/about 


Координаторы арабского клуба «Пальмира» старший преподаватель Школы востоковедения Лариса Чупрыгина и студентка 3-го курса Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики Анастасия Антонова

Арабский клуб «Пальмира» был организован по инициативе студентов-арабистов Школы (в то время – отделения) востоковедения в 2012 году. Основной целью клуба было создание неформальной площадки для тематических встреч студентов и преподавателей секции Ближнего Востока со специалистами различных профилей, которых объединяет интерес к странам Арабского Востока. Студенты, стоявшие у истоков клуба, уже окончили Вышку, но они все равно приходят поделиться опытом (стажировок, поступления в магистратуру, работы с арабским языком) с новым поколением арабистов. Одна из рубрик клуба так и называется – «Передача эстафеты». Клуб стал своеобразным связующим звеном между первыми выпускниками-востоковедами и теми, кто учится сейчас.
За время работы клуба (а в этом году мы будем отмечать 5-летие «Пальмиры») состав его участников значительно расширился. Сегодня в деятельности клуба принимают участие студенты других образовательных программ Вышки, аспиранты и магистранты, приехавшие из арабских стран, студенты-арабисты московских вузов и их преподаватели, учащиеся и преподаватели Лицея НИУ ВШЭ и старшеклассники московских школ, изучающие арабский язык.
Клуб организует лекции, семинары, круглые столы, творческие вечера, на которых выступают ведущие востоковеды-арабисты, исламоведы, дипломаты, журналисты, специализирующиеся на изучении стран Арабского Востока. Некоторые рубрики уже стали традиционными; к ним относится цикл «Узнай больше об Арабском Востоке!». Например, в рамках тематической встречи, посвященной Марокко, можно было посмотреть презентацию аспиранта из Марокко и послушать его рассказ об культурных традициях Магриба, познакомиться с впечатлениями студентки 3-го курса Школы востоковедения Динары Янбековой от трехнедельного путешествия по Марокко и ученицы лицея Айши Биляловой от учебы в летней школе при одном из марокканских университетов.
Встречи, в которых принимают участие только арабисты, частично проходят на арабском языке (но всегда с согласия присутствующих). Но такое случается редко, ведь мы рады видеть на встречах не только арабистов! Презентации и координаты авторов мы размещаем на сайте клуба, поэтому есть возможность уточнить необходимую информацию, например получить совет о выборе летней школы.
Арабский мир – это 22 страны более чем с 350-миллионным населением, богатейшей историей и культурной традицией. В нем постоянно происходит много интересных событий, которые студенты-арабисты могут обсуждать бесконечно. Поэтому гости клуба – это яркие состоявшиеся профессионалы-востоковеды, которые делятся с участниками клуба личным опытом. Одна из задач таких встреч – помочь студентам сделать выбор будущей специализации и определиться с траекторией своего профессионального движения.
Тематика и формат встреч могут быть различными, они варьируются от чаепития с просмотром фильмов на арабском языке до дискуссий на политические темы.

Сайт клуба: https://oriental.hse.ru/palmira

Группа в Facebook: Арабский клуб «Пальмира» https://www.facebook.com/groups/1210898258953866/

Группа в «ВКонтакте»: https://vk.com/clubpalmyra_hse



Координатор Клуба молодого историка, доцент Школы исторических наук факультета гуманитарных наук Виктор Борисов

Идея дополнить Лекторий Школы исторических наук «Школой юного историка» была высказана Владимиром Владимировичем Файером. Это достаточно традиционный формат, много лет существующий, например, в МГУ и уже прижившийся в НИУ ВШЭ. Везде есть свои особенности, но основные черты схожи: школьникам предлагается выбрать те или иные небольшие курсы из нескольких занятий (как правило, их ведут студенты), численность группы на каждом отдельно взятом курсе обычно невелика, форма занятий предполагает общение преподавателя и слушателей. Соответственно, появляется возможность получше узнать потенциальных абитуриентов, поделиться с ними не только знаниями, но и, как это сейчас принято говорить, компетенциями. Школьники, в свою очередь, получают более полное представление о том, чем им придется заниматься после поступления. Приведенные выше соображения были нам вполне близки. Был брошен клич среди студентов, и осенью 2016 года проект удалось запустить. Аббревиатура ШЮИ (Школа юного историка) показалась не вполне удачной, после некоторого обсуждения она превратилась в КМИ (Клуб молодого историка).

Сайт клуба: https://hist.hse.ru/club/

Анонсы мероприятий: https://hist.hse.ru/club/news/tags/inv/

По любым вопросам, связанным с деятельностью клуба, записью на курсы и участием, можно обращаться по электронному адресу club-history-hse@mail.ru



Организатор Герменевтического кружка, аспирант Школы философии факультета гуманитарных наук Ангелина Бухарова

Идея создания кружка возникла весной 2013 года, я тогда училась на 4-м курсе философского факультета НИУ ВШЭ и активно работала над своей будущей ВКР, изучая тексты одного из христианских богословов. Для меня эта работа была чем-то вроде вызова, я восприняла ее очень серьезно, и трудности, возникающие при чтении и интерпретации любого источника, досаждали на этот раз сильнее обычного. Фрагменты трактата, входящие друг с другом в такие противоречия, что даже первое правило герменевтики не помогало; понятия, уходящие корнями в более ранние философские и богословские учения, так что приходилось раскручивать этот клубок, погружаться в традицию, чтобы ухватиться за нить, уловить самый точный смысл важного слова; наконец просто неясные и не становящиеся яснее при очередном прочтении места источника… Все это временами подстегивало интерес, а временами приводило в отчаяние.

Хорошо, что мне действительно было с кем поделиться своими переживаниями. Я имею в виду, конечно же, моего научного руководителя Александра Владиславовича Михайловского. Во-первых, и большой опыт научного руководства Александра Владиславовича, и мой опыт общения с однокурсниками свидетельствовал в пользу того, что мои проблемы – общие для всех «юных исследователей». Во-вторых, нам обоим показалось, что удачным решением этой проблемы было бы дать студенту возможность не только получать замечания и критику уже готового текста (или части) курсовой работы, но и читать и обсуждать со своим научным руководителем сами источники, те фрагменты, которые, с одной стороны, являются важными для исследования, а с другой стороны, либо трудны для понимания, либо порождают слишком много интерпретаций. А еще лучше – приглашать к размышлению и обсуждению других студентов и преподавателей.

В конце концов именно так и работает философское сообщество, и только оно и является «условием возможности» философии… Вот так из нашего с Александром Владиславовичем общения и родилась идея Герменевтического кружка как учебно-научной коллегии, где студенты-философы представляют гипотезы своих исследований и предлагают фрагменты философских источников для чтения и обсуждения вместе с преподавателями.

Разумеется, на встречи кружка приходят не только или, может быть, не столько те студенты, которые хорошо разбираются в заявленной тематике семинара, сколько те, кто имеет о ней слабое представление… и сильный интерес к ней. Скажу больше: в нескольких семинарах приняли участие ребята, получающие техническое образование, а недавно мне на электронную почту пришло сообщение от студента академии МВД с вопросом о возможности участия в очередном семинаре. Словом, помимо собственно исследовательских задач и интеграции философского сообщества кружок выполняет просветительскую функцию, причем разнообразие обсуждаемых тем внушительное: на сегодня – от проблемы времени в философии Платона до феномена истории в философии Яна Паточки. Кстати, это одна из причин, почему формат НИСа, который сконцентрирован вокруг одной темы, не совсем отвечает духу кружка.

Сайт кружка: https://phc.hse.ru/gk/

Группа в Facebook: Герменевтический кружок (Школа философии НИУ ВШЭ) https://www.facebook.com/groups/523816561077667/

Информация о том, как принять участие в деятельности кружка: https://phc.hse.ru/gk/info



В чем отличия неформальных научных кружков и клубов от формальных институций?  

Виктор Горбатов

Неформальные клубы по определению являются более гибкой формой. Они ведь не требуют формального членства и каких-либо обязательств. Другой характеристикой таких объединений является квалитативное целеполагание: в них важнее глубокая осознанность процесса, а не узкая устремленность на результат. В случае с Логико-философским клубом я бы упомянул еще принципиальный демократизм: у нас выступают и маститые профессора, доктора наук, и пока еще не снискавшие академических лавров студенты. Не каждая формальная академическая институция может себе позволить такой подход.



Лариса Чупрыгина, Анастасия Антонова

Когда мы говорим о неформальном студенческом объединении, то подразумеваем, что инициатива создания и деятельности такого кружка/клуба/организации должна в первую очередь исходить от студентов. Преподаватели предлагают интересные, на их взгляд, темы для встреч и помогают решать некоторые организационные вопросы. Что касается формальных институций, то подобные объединения созданы, как правило, по инициативе сверху. Деятельность их четко регламентирована руководством.



Виктор Борисов

Начать, наверное, нужно с того, что наш клуб все-таки не научный, а в лучшем случае научно-популярный. Если оставаться в рамках университета, в этой области не так-то просто найти формальные институции, с которыми можно было бы сравнивать. НИУ ВШЭ проводит множество мероприятий по распространению научного знания (лектории, встречи, летние школы). Но везде преподаватели действуют на общественных началах, а посетители не приближаются к получению юридически значимых документов об образовании. Наиболее близким формальным аналогом, видимо, можно считать участие в научно-исследовательских семинарах Лицея НИУ ВШЭ (и наши коллеги-историки в них действительно участвуют). Но в этом случае речь идет о гораздо более узкой аудитории, и не только с точки зрения того, кто может прийти учиться, но и с точки зрения того, кто может преподавать. В КМИ, напомним, могут преподавать студенты




Каковы преимущества и недостатки неформального объединения?

Виктор Горбатов

Главных преимуществ два. Во-первых, не нужно ни перед кем отчитываться за результаты (в наше время тотальной бюрократизации университетской жизни это ценно). Во-вторых, по моему убеждению, в нашем философском сообществе ощущается нехватка одного важного ингредиента (если верить Аристотелю, этот ингредиент всегда был решающим для любого живого философствования). Я имею в виду «схолэ» – свободное время, досуг, который можно потратить на себя. Это сразу меняет всю атмосферу, вы же понимаете.
Из недостатков можно было бы указать большую текучку состава. Хотя лично для меня это совершенно нормальное явление: различных людей привлекают различные тематические направления, и посещать все подряд мероприятия клуба не только не обязательно, но и вряд ли разумно. К тому же год за годом сменяются поколения студентов: некоторые из наших участников успели сменить факультет, перейти из бакалавриата в магистратуру и затем в аспирантуру, съездить в зарубежные стажировки, а некоторые стали преподавателями.



Лариса Чупрыгина, Анастасия Антонова 

Основное преимущество – личная заинтересованность каждого члена группы, ведь основа неформального объединения – общность взглядов, идей, интересов, личная симпатия, дружеские взаимоотношения между членами объединения. Кроме того, неформальное объединение – инициатива, которая исходит напрямую от студентов, а значит, как нельзя лучше отражает то, что интересно именно им и именно сейчас. Главный недостаток – обратная сторона свободного объединения: отсутствие руководящих ролей, а значит, и четких указаний в отношении обязанностей каждого участника, четко согласованных ролей в организационных вопросах. Но мы работаем над повышением коллективной ответственности за успех.



Виктор Борисов

Вряд ли наш ответ будет оригинален: при неформальном объединении меньше ограничений, короче путь от идеи до реализации, но и меньше ресурсов. Соответственно, больше зависит от энтузиазма участников.




Хотели бы вы сделать из клуба, к примеру, научно-учебную группу (НУГ)?

Виктор Горбатов

Нет. Как вы поняли, я сознательно стремлюсь к тому, чтобы наш клуб оставался неформальным. Эта ниша важна и должна быть чем-то заполнена. Тем более что НУГи подобной направленности уже существуют: в 2013-2014 годах мы плодотворно работали вместе с группой «Современная метафизика», сейчас очень успешно функционирует дружественная нам группа «Формальная философия», из которой мы приглашаем интересных докладчиков. И с каждым годом таких групп становится все больше, чему можно только порадоваться. В связи с этим мы даже пересмотрели концепцию клуба и с этого года сделали акцент на популяризаторской работе, а не на формате научных семинаров. Если в НУГах чаще всего бывают глубокие и узкоспециальные выступления, ориентированные в первую очередь на тех, кто в теме, то наш клуб среди прочего стремится привлечь публику, пока еще далекую от логики и философии.



Лариса Чупрыгина, Анастасия Антонова

Пока подобная идея не рассматривалась. Приоритетом для клуба «Пальмира» на сегодняшний день стало расширение своего присутствия в публичном пространстве, в социальных сетях и установление связей с организациями студентов-востоковедов, прежде всего арабистов, из других вузов.



Виктор Борисов

НУГ – это все-таки объединение вокруг какого-то исследования. Мы скорее думаем про проект в рамках «Ярмарки проектов». На сегодня это, видимо, оптимальный способ укрепления формального статуса КМИ.



Ангелина Бухарова

Скоро нашему кружку исполнится четыре года. Темы и участники меняются, остается одно: нам все еще нравится быть неформальным объединением. Это позволяет самостоятельно решать, когда и как мы будем работать, дает свободу для творчества: мы сами создаем возможности, новые форматы. Кроме того, каждый семинар – это свидетельство живого и искреннего интереса к теме и потребности в дискуссии, а не действия принуждающих и дисциплинирующих сил институций. Представьте, как много значит, когда студенты после пар в университете не бегут поскорее домой или к друзьям, а собираются в аудитории, где проходит очередной семинар кружка. Ведь Герменевтический кружок – это собрание, где преподаватели и студенты говорят друг с другом на равных, и представляется, что именно такое общение внутри университета и есть его душа.

Авторы текста: Борисов Виктор Евгеньевич, Бухарова Ангелина Андреевна, Горбатов Виктор Викторович, Зелтынь Лариса Альбертовна, 17 марта, 2017 г.