Школа дизайна – подразделение факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. Это место, где учатся самые творческие и креативные студенты Вышки. Образовательных бакалаврских программ на направлении три: «Дизайн», «Мода» и «Современное искусство». Каждая из них, в свою очередь, подразделяется еще на несколько профилей (на «Дизайне» их целых 14!). «Дети Вышки» решили приблизиться к «Современному искусству», а именно изучить «Кино и видеоарт», и отправились в корпус, расположенный на Павелецкой, чтобы поговорить с одной из студенток направления.
Уже на подходе к зданию университета чувствуется, как бы странно это ни прозвучало, дизайнерский дух. Студенты творческих вузов всегда отличаются особым стилем в одежде: необычные сочетания, броские аксессуары и кричащие надписи на футболках. В общем, внешний вид как средство самовыражения.
Здание Школы дизайна представлялась мне как невысокое сооружение из стекла и бетона. На самом деле корпус Школы – достаточно старая постройка дореволюционной эпохи. Когда заходишь внутрь, сразу понятно, что попал в обитель дизайнеров: стены изрисованы учащимися, повсюду красуются многочисленные афиши выставок и проектов. Мне это чем-то напомнило современный стиль лофт: каменные лестницы, трубы и вентиляционные устройства «наружу».
Немного побродила по зданию, успела заблудиться (да, вначале я зашла на «нерабочий» этаж, после чего по каким-то лестницам перешла в другую часть здания), заглянуть в пару аудиторий, посмотреть, как обучаются работать в «Фотошопе», и пообщаться со студентами факультета.
«Современное искусство» – новая программа Школы дизайна. Она делится на четыре специальности: «Художник и куратор», «Медиаарт», «Кино и видеоарт» и «Саунд-арт и саунд-дизайн». Свое направление студенты должны выбрать уже на первом курсе.
Как написано на официальном сайте, основа и особенность обучения – создание собственных проектов и развитие концептуального мышления. Но, конечно, теорию никто не отменял. У студентов есть такие обязательные предметы, как теория и история искусств.
Студентка первого курса Мария Минаева рассказала мне о процессе обучения на курсе «Кино и видеоарт»:
– В самом начале, когда я только поступила, была безумно рада и думала: «Как все круто, ура! Изучаю кино, учусь в HSE Film School, клевые преподаватели и предметы – мечта, а не учеба! Еще и на парах смотрим фильмы, обсуждаем».
Из предметов у нас есть драматургия, где учат писать сценарии, есть сторителлинг, где мы пишем тексты. Во втором модуле брали интервью у знаменитых людей: художников, продюсеров, журналистов. Часть интервью опубликовали на сайте Школы дизайна, а самые лучшие напечатали и представили на Telling Stories Fest. Мы также изучаем историю кино, где мы смотрим еще больше фильмов, а после пишем на них рецензии. Кроме того, у нас есть сценическое движение, работа с актерами и история видеоарта. Ну и, конечно, пары с куратором, где мы делаем проекты, которые затем публикуются на сайте Школы. У нас прекрасные лекторы. Курс лекций по русскому авангарду, например, вел Андрей Сарабьянов, настоящий эксперт по русскому искусству XX века. Драматург Валерий Печейкин давал мастер-класс, был у нас и писатель Геннадий Островский.
Что мне действительно нравится в нашей программе «Современное искусство», так это прилагательное «современное». Мы не «засиживаемся» где-то в начале времен, а проходим самое актуальное, начиная с конца XIX века. На сторителлинге разбираем стихи Пауля Целана, читаем Ингеборг Бахман и Макса Фриша, пытаемся имитировать стиль Уильяма Берроуза. На парах по философии изучаем Жижека и Лакана, а не Платона и Аристотеля (с последними мы знакомы благодаря обязательному онлайн-курсу, не переживайте).
Но поскольку наша программа новая, отрегулировано еще не все. Мы вроде бы киношкола, но своей собственной студии, как у фотографов, где мы могли бы снимать и практиковаться, у нас нет. Аппаратуру нам поздно закупили и толком не научили ею пользоваться (был только один мастер-класс). Говорят, более подробно об этом будет на втором курсе.
Я бы сказала, что мы экспериментальный набор и в каком-то смысле это здорово. У нас нет четкого проторенного пути, но администрация к нам прислушивается. Например, мы просили добавить историю кино в первых двух модулях, и в третьем нам ее сделали. Так и создается наша программа. For the next generations to come!
Другой студент программы, Петр Сильвестров, на мой вопрос о процессе обучения ответил кратко: «Жизнь не всегда так красива, как сайт HSE DESIGN». Так ли это на самом деле? Не знаю. На первый взгляд факультет показался мне приятным, атмосфера дружелюбная (я ходила как потерянная, пока студентка не нашла меня на пустом этаже и не указала путь в администрацию). Стоит ли поступать на это направление? Причин, по которым делать этого я бы не советовала, нет. Главное – не потеряться по дороге.
Елена Цыбулина