• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оковы выбора, или Как я перестал бояться и полюбил делать ошибки

Фото: hse.ru

«Дети Вышки» провели опрос, согласно которому 90% десятиклассников в Лицее НИУ ВШЭ отметили, что в этом году стали чаще задумываться о своей будущей профессии, 65% – что их представление о ней изменилось. Как не заблудиться в чаще своих профессиональных мечтаний? Как быть, если та профессия, о которой мечтаешь сегодня, по прогнозам в будущем будет менее востребована? С этими вопросами «Дети Вышки» обратились к администратору, учащейся и преподавателю лицея.

 

Мария Гугучкина, лицеистка

Признаюсь, я завидую тем, кто переключается от одной мечты к другой! У меня, например, просто пустота и страх на данном этапе. Если есть мечты, надо пробовать, взвешивать, никуда не торопиться. Про «торопиться» – важно. В реальности не существует никаких установленных временных рамок, все они у нас в голове. То, что надо обязательно поступать после школы в университет, заведомо навязано. Здорово, если ты не попадаешь в этот капкан и делаешь так, как чувствуешь. Чувствуешь, что уверен, – поступай. Чувствуешь, что сомневаешься, – take your time: есть возможность съездить на волонтерскую программу в другую страну, поработать подмастерьем в сферах, которые привлекают, и т.д. и т.п. Главное – прислушиваться к своим желаниям и пробовать, потому что ошибиться в принципе невозможно. Разве наша жизнь – это тест с четырьмя вариантами ответа? Нужно не бояться пробовать, нащупывать, что твое, а что нет. Даже если поступаешь и разочаровываешься – очень круто, ведь ты теперь уверен, что выбранный тобою ранее путь не для тебя.

 

Екатерина Савицкая, менеджер по связям с общественностью Центра поддержки студенческих инициатив

Как не заблудиться среди профессиональных мечтаний? Спустя какое-то время после окончания школы я бы посоветовала блуждать как можно больше и чаще, использовать каждую возможность попробовать что-то новое. Потому что мир очень динамичный. Все так быстро меняется, что даже если вам захочется спустя десять лет быть тем же журналистом, врачом или юристом, то работа, которую вы будете делать, окажется совсем иной. Меняются технологии, ускоряется наука, да и люди тоже становятся другими.

В школе мне хотелось заниматься рекламой. Потом увлеклась историей и решила поступить в Вышку на культурологию. Мне хотелось заниматься культурной журналистикой: писать про фестивали, выставки – а для этого была внутренняя потребность в хорошем бэкграунде. Параллельно с учебой в университете я начала пробовать себя в журналистике. Это было прекрасное время, когда появлялись интерактивные форматы, медиа стали верить в социальные сети и никто не ограничивал полет фантазии.

Еще мне нравилось делать проекты. Было ощущение, что я попробовала все: от Дня Вышки в Парке Горького до детского лагеря и собственной школы журналистики. К внеучебной жизни все относятся по-разному, но для меня это была та самая возможность поблуждать, попробовать себя в разных ролях. Это здорово, когда человек еще в школе решает, чем будет заниматься всю оставшуюся жизнь. Но мне всегда казалось, что понять, «твое» или «не твое», можно только на практике. И уже после окончания Вышки студенческие проекты стали неожиданно для меня самой моей работой в той же Вышке. Два года в Центре поддержки студенческих инициатив я помогала студентам воплощать их идеи в жизнь. И хочется верить, что помогала найти свое будущее занятие.

Сейчас я учусь на графического дизайнера, а работаю дизайнером-иллюстратором. В какой-то момент снова захотелось все поменять и попробовать что-то новое, открывать горизонты. Я почти уверена, что на этом я не остановлюсь, ведь слишком много всего интересного нас окружает.

Нет ничего страшного в том, чтобы разочароваться в занятии, которое ты себе выбираешь в 15-16-17 лет. Потому что спустя какое-то время методом проб и ошибок обязательно найдется то самое. А все предыдущие попытки станут ценнейшим опытом, который с большой долей вероятности будет полезен и в новой работе.

 

Анастасия Копылова, преподавательница ТОКа (теория познания)

В 10-11-м классе нужно стараться пробовать. Лицей создает для этого довольно открытое и насыщенное пространство. В проектах можно понять что-то про себя: любишь ли ты организовывать, верстать, писать… Грантовый конкурс дает возможность как выбрать что-то совсем новое и пока непонятное, так и проверить старое увлечение: вдруг это уже не про меня?

Конечно, тут должны играть роль и факультетский день, и Юрьевы дни (дни в году, когда ученики лицея могут поменять свое направление. – Ред.). Шансов понять что-то про себя и свои увлечения, на самом деле, много. Важно не метаться туда-сюда, а стараться разобраться, из чего это состоит, насколько мне это близко, а могу ли я выполнять такую работу, нравится ли она мне и т.д.

 

Анастасия Сенина

6 сентября, 2019 г.