Лицей НИУ ВШЭ называют предуниверсарием – школой с углубленным изучением профильных дисциплин, с университетской системой и погружением в студенческую жизнь. О том, насколько необходим и полезен опыт учебы в нем для дальнейшего обучения в «большой» Вышке, рассказали поступившие в вуз выпускники лицея: студент факультета бизнес-информатики Василий Месропов и студентка факультета права Анастасия Сильянова.
– Изменилась ли ваша жизнь после поступления в лицей?
В.М.: В лицее были созданы условия для того, чтобы чувствовать себя спокойно. Я чувствовал, что мне нужно больше свободы, чем в обычной школе. В лицее я создал проект – провел кучу мероприятий, связанных с киберспортом, и стал другим человеком. Теперь я намного лучше общаюсь и договариваюсь с людьми.
А.С.: Сначала поменялось расписание. Занятия заканчивались в 6 вечера. Привыкнуть было тяжело. Со временем у меня появился новый круг общения, очень многое поменялось в моем мышлении. Лицей помог сформировать жизненные приоритеты и, отчасти благодаря работе в проекте «Организация мероприятий», помог понять, чем я хочу заниматься в будущем.
– Какие академические навыки вы приобрели в процессе обучения?
В.М.: Навык выполнять работу в день дедлайна и не нервничать. Это самый главный и, наверное, единственный академический навык, который у меня есть.
А.С.: Я согласна с Васей. Это помогает как-то выкручиваться. В лицее нам дали много свободы и ответственности, и cейчас я понимаю минимум, который от меня требуется. Если мне в какой-то момент учеба не так интересна, как что-то другое, я выполняю этот самый минимум и нахожу время для того, что действительно хочу.
– Были ли у вас мысли не пойти в Вышку после лицея?
А.С.: Весь 10-й класс я не хотела идти в Вышку, не понимая, чем она отличается от МГИМО или МГУ. Но потом вкусила эту атмосферу и поняла, что ВШЭ для меня – единственная возможность продолжить получать образование в России.
В.М.: Вышка – это в каких-то моментах ужасно. Но ты понимаешь, что учиться в другом месте уже просто не сможешь. Здесь тебя подсаживают на свободу, и ты думаешь: «Как можно пойти в университет, где отмечают посещаемость?» Я слушаю друзей из других вузов и понимаю: там настолько «ни о чем» или настолько «о чем-то», что мне не нужно…
– Чувствовали ли вы себя более подготовленными к студенческой жизни, нежели другие абитуриенты?
А.С.: Да. У других абитуриентов было много вопросов: «Что такое накоп?», «Почему мы сидим два урока подряд?». Мы уже понимали, как работает Вышка. На некоторых занятиях проходили то, что уже затрагивали в лицее. Он очень похож на университет. И в ценностях, и в образовательных моментах. Но атмосфера все-таки отличается. В лицее, например, общаются не только внутри группы, но и, благодаря проектам, с ребятами с других направлений.
В.М.: Лицей и Вышка – это два разных учебных заведения. В лицей нужно поступать для того, чтобы учиться в лицее, а не для того, чтобы потом учиться в Вышке. Лицей – это крутая пиар-кампания университета. И он намного лучше «большой» Вышки за счет того, что раза в три меньше. Например, невозможно представить, что в нем тебе попадается плохой преподаватель.
А.С.: Нет, кстати. Но в лицее плохих, безусловно, меньше, потому что туда отбирают людей в вышкинском духе, в то время как в «большой» Вышке очень ценят профессоров.
В.М.: Например, в лицее классный английский. Английский в ВШЭ – факультативный, от посещения пар можно отказаться, сдав экзамен в конце года.
А.С.: Я отказалась. Когда преподаватель вместо «let`s begin» говорит «let`s начнем», стоит задуматься. И сейчас я столкнулась с проблемами сдачи экзамена, потому как мы только в середине апреля узнали, что сдаем не обычный IELTS, а юридический. Говорят: «Мы, наоборот, вам помогли, сузили тему». Как будто по экологическим проблемам я ничего не скажу, а по юридической начну шпарить.
– Насколько необходим лицей как предуниверсарий для поступления в ВШЭ?
А.С.: Если ты собираешься в ВШЭ и живешь в другом городе, поступать в лицей необязательно. Я знаю, что есть и другие хорошие школы, после которых можно спокойно адаптироваться к университету.
В.М.: Да, есть люди, которые приходят из школ в Воложском и пишут все на десятки, а ты из лицея сидишь и вообще не понимаешь, как это возможно.
– Если бы можно было отмотать время назад, захотели бы вы поступить в лицей вновь?
А.С.: Конечно, я бы поступала. Лицей очень помогает социализироваться: до него я не была такой открытой всему. А еще в нем очень лояльны к ученикам: понимают, что ответственность за образование лежит на ребенке, а преподаватель просто объясняет материал.
В.М.: У меня двоемыслие по Оруэллу. С одной стороны, я бы перепоступал в лицей на разные направления, потому что он в чем-то круче, чем «большая» Вышка. С другой – не поступал бы в лицей ни за что в жизни, потому что пошел бы лучше в какую-нибудь математическую школу.
Софья Дымова