• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Легкие крылья раздолья или тяжелое бремя ответственности?

Сегодня Лицей НИУ ВШЭ – одна из лучших школ Москвы. И дело не только в преподавателях, которые работают здесь (хотя они и их профессионализм играют значимую роль). Лицей – это нечто большее, чем просто учеба. Многих абитуриентов он привлекает отсутствием формальных ограничений, которые есть в других школах. И правда, здесь не заставляют носить единую для всех форму, не встают классом, когда в аудиторию входит преподаватель. Сами педагоги относятся к тебе как ко взрослому, равному, а во время перемен любой может пойти хоть на все четыре стороны – главное, чтобы вернулся на пару. Именно эта свобода и отличает лицей.

Впрочем, свобода свободой, а за свои поступки отвечаешь ты сам. И от того, как распоряжаешься этим самым отсутствием ограничений, зависит и твоя успеваемость, и твой имидж, и твоя репутация. Так что же такое эта свобода? Зло или благо? И самое главное, как научиться пользоваться этой свободой грамотно? Об этом «Дети Вышки» решили спросить своих преподавателей.

Евгения Колоссовская, преподаватель английского языка

Свобода в лицее для меня – это возможность выбора для лицеиста. Куратор, преподаватель, лицей в целом могут поддерживать, поощрять, направлять, никогда не диктовать – одним словом, задавать траекторию жизненного пути лицеиста, но как и куда двигаться по этой траектории – сугубо выбор ученика. Самостоятельное принятие решений – очевидное следствие свободы в лицее. По многочисленным отзывам наших выпускников, когда они оказываются в системе высшего образования, для них, по сути, ничего не меняется: они давно привыкли решать вопросы самостоятельно.

Также свобода – это умение дружить со временем, а именно планировать его так, чтобы хватало и на работу, и на веселье, и на отдых. Кроме того, в лицее важно научиться принимать диаметрально разные характеры тех, кто оказывается вокруг тебя, их точку зрения. В общем, научиться разговаривать и дружить.

Татьяна Пересадько, преподаватель китайского языка

Свобода в лицее – это скорее свобода выбора и самоопределения. Дается куча возможностей, и каждый решает для себя, использовать их или нет, и если ребенок эти возможности не использует, то его никто не будет заставлять, и ответственность лежит на нем. Помимо этого, мне кажется, свобода в лицее выражается во внешних проявлениях и потом накладывает отпечаток на внутреннее: свобода выбора одежды, прически, цвета волос, возможность выбирать места, где лицеисты будут обедать. Наверное, это очень важно.

Как научиться правильно пользоваться предоставленными возможностями? С одной стороны, свобода – это хорошо, так как ребенок может сам выбирать, что брать, а что не брать, как себя вести. Этот выбор может быть полезным для ребенка: у него будет максимум возможностей посетить все, что только можно, организовать и придумать то, что захочется. А можно использовать в другом ключе: ничего не делать и выбрать путь, который в дальнейшем может привести к трагическим последствиям. Вообще, проще жить, когда за тебя кто-то что-то решает и ты ограничен, но идешь, как многим кажется со стороны, по правильному пути. А когда за тебя никто ничего не решает и ты сам решаешь, как пользоваться свободой, то это зачастую может привести к печальным последствиям. Свобода хоть и есть, но надо научиться ею правильно пользоваться, чтобы потом последствия не были очень грустными.

Кирилл Сакута

6 сентября, 2019 г.