• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей Вышки в рейтингах российских школ

В прошлом году лицей занял 2-е место среди лучших школ Москвы и 10-е место среди всех российских школ. Мы обсудили с директором лицея Дмитрием Фишбейном отличия лицея от других школ, а также возможные причины такого резкого продвижения в рейтинге.

 

В чем состоит отличие лицея Вышки от других школ?

Лицей – одна из немногих школ в России, которая работает по новому федеральному государственному стандарту. Вообще повсеместно в старшей школе он должен быть внедрен в 2020 году. Особенность этого стандарта заключается в том, что ребенок может выбирать предметы. Например, из предметной области естественных наук можно выбрать для изучения физику, или химию, или биологию. Отличие от других школ заключается в том, что тут ребенок сам определяет для себя тот набор предметов, которые он будет учить, и получается, что остальные предметы, которые преподаются в обязательном порядке в других школах, он изучать не будет. Это позволяет школьнику сконцентрироваться на углубленном изучении отдельных профильных предметов – например, математики для одних учащихся или истории для других.

У нас есть также специфические предметы, т.е. те, которые в принципе не преподаются в других школах. Например, теория познания. Это предмет, который является обязательным для всех учащихся лицея, который отличается, по сути, тем, что он не имеет определенной предметности. Задача этих занятий в том, чтобы совместно с детьми разобрать и обсудить то, что с ними происходит на разных предметах, объединить это в какую-то единую картину мира. Одна из бед образования состоит в том, что ребенок воспринимает информацию через отдельные предметы и не понимает, что все взаимосвязано.

Какую роль в академической жизни лицея играет исследовательская активность учащихся?

По новому стандарту каждый учащийся должен за время обучения в старшей школе выполнить индивидуальную проектную или исследовательскую работу. Если мы все время говорим про то, что ребенок у нас находится в контексте выбора и рефлексии этого выбора, если он не будет оснащен методами научного исследования, он не сможет проанализировать ситуацию, понять то, что ему нужно. Если этого нет, тогда он будет делать выбор, основываясь на своих ощущениях, а не на основе анализа обстоятельств, фактов. Например, приходит ко мне одна из учениц и говорит: «Знаете, у меня есть идея. В силу загруженности лицеистам явно нужен какой-то помощник в тайм-менеджменте, наверное, что-то типа органайзера. И было бы здорово разработать такой специфический органайзер для лицеиста». Я говорю, что это отличный проект, но, скорее всего, нужно для начала провести предпроектное исследование, провести опрос для того, чтобы понять, нужен ли органайзер и каким он должен быть. Поэтому получается, что полтора года с начала 10-го класса и до середины 11-го класса учащиеся проходят ряд необходимых этапов: обсуждение темы, проведение исследования, предзащита, а потом очная защита в середине 11-го класса перед экспертной комиссией.

 Как соотносятся ваши образовательные цели и задачи с теми требованиями, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ?

ЕГЭ предполагает наличие у ученика достаточно большого объема знаний по ряду предметов, а также достаточно специфической подготовки к этому экзамену. Мы исходим из того, что если учащийся успешно освоит лицейскую программу по предмету, то он точно будет готов сдать ЕГЭ по этому предмету на высокую оценку.

В обычных школах нагрузка по предметам остается равной в 10-м и 11-м классе. У нас в лицее нагрузка по определенным предметам может перераспределяться по ходу обучения, в частности для подготовки к ЕГЭ. В идеале – перераспределяться самими учащимися. У лицеистов есть возможность ускоренно сдать какой-то предмет. Так, они могут за 10-й класс изучить всю программу по математике и сдать ЕГЭ по этому предмету в конце года, тем самым освободив себе время в 11-м классе для изучения других предметов. У нас из 700 учащихся потока в 10-м классе около 100 учащихся подали заявления на досрочную сдачу ЕГЭ. Это хорошая практика, которая в дальнейшем должна коснуться и других предметов. Если я самостоятельно готов освоить программу и сдать биологию в конце 10-го класса для того, чтобы потом усиленно заниматься литературоведением, я должен иметь эту возможность. Нам кажется, что само устройство учебного процесса должно быть вариативным не только в выборе предметов, направлений, но и в выборе, по сути, способа того, как их изучать. 

 Как вы относитесь к рейтингам школ? Это полезный инструмент? В чем его преимущества, недостатки?

Рейтинги – это реальность. Мне кажется, что положительная особенность рейтингов в том, что они являются определенным ориентиром для родителей и детей с точки зрения получения реальной, конкретной информации о разных учебных заведениях. Если бы рейтингов не было, как бы они получали эту информацию? Было бы сарафанное радио, еще что-то, но цельного представления об образовании в разных школах не было бы. А благодаря рейтингам такое представление формируется. В частности, достоинством рейтингов является то, что там производится разделение школ по разным профилям. Так, наш лицей занял первое место по России в социально-экономическом направлении обучения. Теперь, если родители хотят узнать, какие школы специализируется на этом направлении, они знают, где искать эту информацию.

Лицей в последнее время добился в рейтингах значительных успехов. Мы заняли 2-е место по Москве и 10-е место по России, а по некоторым направлениям подготовки – 1-2-е места. Но мы спокойно относимся к этим достижениям. Дело в том, что невозможно при составлении рейтинга полностью избавиться от количественных показателей. Так, если в рейтинге учитывается такой показатель, как количество олимпиадников определенного уровня, то, несомненно, у школы с большим количеством учеников этот показатель, вероятно, будет выше, чем у школы с меньшим количеством. Поэтому, с моей точки зрения, рейтинги нужны в первую очередь для потребителя. Сама школа, понимая определенные количественные факторы, не должна считать, что это однозначная оценка качества ее работы, и поэтому почивать на лаврах. Качество образования – вещь более сложная, и не все можно учесть в рейтингах. Если говорить о значимых для нас показателях, то это в первую очередь конкурс на поступление в лицей. В прошлом году это был конкурс 2,5-2,7 человека на место. Это говорит об интересе учащихся и родителей, о том, что лицей – значимое место для обучения в старшей школе. Мы еще не знаем, каким будет конкурс в этом году, уже после того, как были опубликованы последние рейтинги школ, где лицей занял высокие места.

 За счет чего лицею удалось совершить такой скачок в рейтинге? 

Одним из важных параметров, которые позволяют иметь высокое место в рейтинге, является количество учащихся, сдавших три экзамена ЕГЭ не меньше чем на 220 баллов. Если разделить это число на 3, то получится, что они сдали каждый экзамен больше чем на 70 баллов. Это очень достойный результат. Благодаря этому показателю, а также показателям наших олимпиадников лицей и продвинулся в рейтинге.

Мы двигаемся к первому месту. Нам есть еще что улучшать и в плане подготовки к ЕГЭ, олимпиадам. Для этого мы уже предпринимаем определенные усилия. В первую очередь они, конечно, касаются того, чтобы выбор учеником предметов при подготовке к ЕГЭ был более адекватным, чтобы учащийся заранее понял, какие экзамены он будет сдавать, и заранее начинал подготовку к ним, выбрал соответствующие предметы для углубленного изучения.

Рейтинг – важный фактор, который мы принимаем во внимание, но в первую очередь пытаемся выстроить собственную систему оценки своей деятельности. В качестве примера: у нас одним из элементов при поступлении в лицей является так называемое мотивационное эссе. Очень важно, чтобы ребенок, который окончил 9-й класс, сел и спокойно попробовал сформулировать, зачем он идет в лицей и что собирается делать дальше. Ведь это сложный вопрос, зачем он меняет привычную для себя среду, где он, скорее всего, хорошо себя чувствует, где он успешен, на очень конкурентную, сложную, с большим объемом нагрузки. Важно, чтобы он отрефлексировал, почему он это делает.

Но что мы с этим делаем дальше? Когда мы с нашими лицеистами в процессе обучения обсуждаем их индивидуальную траекторию, то часто используем это мотивационное эссе, разговариваем о планах учеников и о том, как они были реализованы. Нам кажется, что индивидуальный прогресс учащегося – это самая важная характеристика нашей деятельности. Давайте скажем честно: к нам уже приходят хорошие учащиеся. Поэтому заслуга нашего высокого места в рейтинге – это точно частично заслуга тех школ, откуда они к нам пришли в 9-й класс. Мы это очень хорошо осознаем, поэтому нам важно посмотреть на то, как они развиваются при обучении в нашем лицее, оценить их прогресс, понять, каков реальный вклад лицея в тот рост компетентности, который у них происходит. Это связано с главными задачами, которые стоят перед лицеем, – развитие в учениках учебной самостоятельности и ответственности. 

О специфике преподавания иностранных языков в Лицее НИУ ВШЭ рассказывает заведующая кафедрой иностранных языков лицея Олимпиада Иванова.

 Сегодня знание иностранного языка как никогда раньше востребовано практически на всех профессиональных площадках. Для наших лицеистов совершенно очевидно то, что иностранный язык актуален не только как язык повседневной коммуникации с зарубежными сверстниками, но и как обязательный фактор успеха в их дальнейшей профессиональной деятельности. Для ребят, которые рассматривают возможность получения высшего образования на совместных с зарубежными университетами бакалаврских и магистерских программах в Вышке или других вузах либо планируют учиться за рубежом, знание иностранных языков на хорошем уровне чрезвычайно важно.

В условиях современного мира перед нами как преподавателями иностранных языков стоит задача не только продолжить формирование иноязычной коммуникативной компетенции, но и развить у учащихся общеучебные умения и универсальные учебные действия, которыми они смогут пользоваться в дальнейшем для поддержания и повышения своего уровня владения иностранным языком. В силу необходимости владения иностранным языком на хорошем уровне на всех без исключения направлениях лицея первый иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский) изучается на углубленном уровне. Изучением первого иностранного языка лицеисты занимаются 6 часов в неделю. Востоковеды также в обязательном порядке на углубленном уровне (6 часов в неделю) изучают один из восточных языков (арабский, китайский, корейский, японский). На гуманитарном направлении лицеисты могут выбрать второй иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, итальянский) и заниматься им 4 часа в неделю.

Языковые группы формируются по результатам тестирования (placement test) на определение уровня владения языком. Все иностранные языки ведутся по новейшим, аутентичным учебникам авторитетных издательств с мировым именем. Например, в преподавании английского языка мы используем преимущественно учебники издательств Кембриджского университета и «Макмиллан».

Традиционно в лицей приходят дети с высоким уровнем языковой подготовки (уровни B2-C1 по европейской шкале градации языковых компетенций), поэтому очень важным является обеспечение качественного преподавания предмета. Преподавание ведется высококвалифицированными русскими преподавателями, использующими коммуникативную методику. Занятия ведутся исключительно на изучаемом языке, что позволяет ученикам полностью погрузиться в языковую среду и усваивать языковые умения и навыки естественным образом.

Многие преподаватели являются кандидатами филологических наук, магистрами, доцентами, имеют сертификаты ESOL Кембриджского университета (CAE, CPE, CELTA). Большинство преподавателей прошли стажировку в странах преподаваемого ими языка: США, Великобритании, Испании, Италии, Германии, Франции, Китае, Сирии, Японии, Финляндии. Несколько преподавателей имеют опыт преподавания в лингвистических центрах и университетах США, Японии, Вьетнама. Большинство преподавателей являются экспертами ОГЭ и ЕГЭ. В результате голосования среди студентов некоторые преподаватели неоднократно выбирались лучшими преподавателями НИУ ВШЭ. 

Одной из важных особенностей лицея является то, что жизнь наших учеников максимально приближена к университетскому формату. Многие предметы, в том числе и иностранные языки, ведут преподаватели Вышки. В лицее используется система оценивания, где учитываются коэффициенты, накопительный балл. Аттестация же происходит, как и в Вышке, по полугодиям. К тому же у наших лицеистов есть возможность увидеть жизнь Вышки изнутри благодаря факультетским дням, где, в частности, раз уж мы говорим об иностранных языках, преподаватели департамента иностранных языков читают увлекательные лекции и проводят интересные практические занятия для, например, учеников гуманитарного направления. Во время факультетских дней лицеисты имеют возможность общаться не только с преподавателями Вышки, но и со студентами, что позволяет им узнать о студенческой жизни из первых рук, а это, в свою очередь, помогает им сделать окончательный выбор направления, факультета, где они хотели бы продолжать учиться по завершении учебы в лицее. Несомненно, такое погружение в жизнь Вышки помогает будущим первокурсникам легче адаптироваться к университетской жизни в целом, а если они решат учиться в Вышке, то, став первокурсниками, они приходят не в новое для них место, а в стены родного вуза, где им уже все знакомо и понятно.

Иностранный язык является многоцелевым и поликультурным образовательным предметом, который позволяет включить в него различное предметное содержание, что повышает потенциал иностранного языка для развития личности. Смею надеяться, что на занятиях по иностранному языку мы не только успешно способствуем расширению кругозора наших учеников, формированию толерантного отношения к представителям других культур и языков, но и воспитываем способность нести ответственность за себя как носителя своей родной культуры. 

10 февраля, 2017 г.