Лицей – это структурное подразделение Высшей школы экономики, в котором обучается уже полторы тысячи школьников. В связи с этим у кого-то может возникнуть вопрос, зачем Вышке вкладывать большие ресурсы в деятельность лицея. У нее ведь нет недостатка в студентах хорошего уровня. Так, в прошлом году был один из самых больших наборов за всю историю университета. Если мы посмотрим на результаты ЕГЭ, продемонстрированные абитуриентами, поступившими на бюджетные места, то это будет примерно в районе за 90 баллов по каждому экзамену, то есть проблем с абитуриентами у Вышки нет.
Но при этом присутствует достаточно большой отсев с первого курса на многих образовательных программах. Получается, что учащиеся с высоким уровнем академических результатов, мотивированные на обучение в университете, почему-то не могут продолжать учебу или сталкиваются с трудностями при обучении в Вышке. Решений этой проблемы может быть много, но одно из них, с нашей точки зрения, заключается в том, что абитуриентам, которые поступают в Вышку и другие ведущие вузы, необходимо повысить уровень учебной самостоятельности. Они привыкли к определенному подходу к преподаванию и обучению в школе, к школьной среде, где им говорят «делай раз, делай два, делай три», где им напоминают, следят и т.д. Попадая же в достаточно свободную образовательную среду Высшей школы экономики, где ты сам должен следить за дедлайнами, где ты сам выбираешь майноры, набираешь образовательные кредиты, ребенок теряется. Поэтому основная задача лицея, поставленная перед ним университетом, состоит в том, чтобы лицей готовил абитуриентов определенного типа, обладающих двумя принципиальными особенностями: высоким уровнем учебной самостоятельности и высоким уровнем ответственности. Необходимо, чтобы они сами могли учиться и обладали компетенциями для самостоятельного учебного действия. Исходя из этого и формируются основные принципы лицея и его особенности.
Если попробовать ответить на вопрос, что можно сделать за два года, чтобы уровень учебной самостоятельности стал выше, разумно предположить, что, если учащимся не предоставить выбор, ни о какой самостоятельности не может идти речи. Именно поэтому сами учащиеся на начальном этапе обучения в лицее выбирают себе индивидуальный учебный план. Кроме того, в течение своего обучения они имеют возможность менять свои образовательные траектории. Понятно, что, когда они выбирают себе индивидуальный план, существует достаточно высокая вероятность совершить ошибку. Ведь в тот момент они еще не обладают достаточной информацией, не понимают, что стоит за их выбором, поэтому очень важно не только предоставление выбора, но и возможность перевыбора. Именно поэтому в лицее есть так называемые «юрьевы дни», когда можно от одного «помещика» сбежать к другому, то есть с одного направления обучения перейти на другое, тем самым поменяв какие-то предметы, которые ты взял, на другие предметы.
В 10-м классе существует три периода, в течение которых можно поменять свою образовательную траекторию: в октябре, декабре и мае. Лицеисты в это время должны понимать, во-первых, что они принимают самостоятельное, ответственное решение, а во-вторых, что они могут рефлексировать по поводу принятых ими решений, подумать о том, правильным ли был их выбор. С нашей точки зрения, такой подход к обучению приводит к тому, что лицеисты учатся делать выбор, отвечать за свой выбор и, соответственно, реально самостоятельно контролировать свой учебный процесс.
Дело, однако, не только в учебе, но и в жизни, как они видят ее в эти два года. Мы прекрасно понимаем, что, если эти два года превратить в тренажер по подготовке к ЕГЭ, это уже будет не образование. Поэтому для нас очень важной вещью является и вторая половина дня, т.е. то, что происходит после уроков. И здесь опять учащиеся поставлены перед выбором. Например, у нас есть факультативы. Так как их у нас достаточно много, больше 50, причем какие-то из них стоят в параллели, значит, учащемуся вновь приходится выбирать. И это совершенно свободная среда, потому что это необязательные занятия.
В лицее также сформировалось большое количество, я бы так сказал, кругов по интересам. Например, есть две большие группы «ВКонтакте» – «Хочу в лицей» и «Помощь абитуриентам», которые ведут только дети. Таким образом, учащиеся лицея помогают тем, кто в дальнейшем поступит в лицей.
Самостоятельность также проявляется в организации мероприятий. Как вообще в обычной школе организуются праздники? Администрация выносит решение, классный руководитель рассказывает детям, что нужно делать, и т.д. В лицее же ни одно большое мероприятие не происходит, если учащиеся его не организуют. Таким образом, у нас обратная стратегия. Учащиеся приходят к администрации лицея, сообщают, что они собираются организовать и как, кого собираются привлечь к организации и пригласить на само мероприятие и то, какие им требуются ресурсы для его проведения. После этого администрация лицея рассматривает предложение детей и в итоге одобряет его или просит что-то доработать. Учащиеся понимают, что здесь за них никто ничего не сделает, никто не будет следить за ними буквально каждый день, за их успеваемостью и т.д. Вся эта среда, с нашей точки зрения, служит задаче взросления учащихся. Нужно, чтобы этот сложный процесс самоопределения, который они должны пройти, прошел здесь, а не на первом-втором курсе университета. Мы все знаем эти грустные истории про людей, которые положили два года своей жизни на то, чтобы попасть на экономический факультет Вышки, а уже через полгода поняли, что получили не то, что хотели.
Еще важный элемент в этой концепции образования – это так называемый «факультетский день». Дело в том, что один день в неделю у лицеиста есть возможность поучиться на профильном факультете Вышки. Если лицеист проходит обучение по направлению «Дизайн», то он целый день учится в Школе дизайна, и т.д. Для чего это? Да, конечно, там лицеисты изучают специфические профильные предметы, которые в школе в принципе не преподаются (так, юристы изучают криминалистику, в Школе дизайна делают дизайнерские проекты). Однако также важно, чтобы учащийся буквально побывал на факультете, в университете, чтобы увидел и услышал, как там общаются, понял, какие там используются типы взаимодействия, и, наконец, определил для себя, то ли это место, где он хочет учиться дальше. И если таким образом он избавится от каких-то иллюзий по отношению к факультету, то лучше, если это произойдет до его поступления.
Таким образом, если резюмировать вышесказанное, у лицея есть три особенности. Первая – это возможность самостоятельного выбора учеником образовательной траектории. Вторая – это равные отношения между учениками и преподавателями независимо от статуса и возраста. В лицее работает много вузовских преподавателей, уроки ведут профессора, авторы учебников. И в ситуации равного диалога взаимодействие ученика и профессора оказывается более эффективным. И, наконец, третья особенность – это тесная связь лицея с университетом как с точки зрения сотрудничества с конкретными факультетами, так и с точки зрения проведения совместных исследований.
О значении исследовательской активности в образовании учащихся лицея рассказывает заведующий кафедрой исследовательской и проектной деятельности в Лицее НИУ ВШЭ Сергей Баринов.
Лицей НИУ ВШЭ пилотирует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования. Это означает, что приоритеты, зафиксированные в стандарте и обязательные к реализации во всех российских школах с 2020 года, в лицее реализуются уже сейчас.
Помимо ряда других сюжетов, освещенных в этом выпуске, пилотаж нового ФГОС означает обязательное выполнение каждым учащимся нашего лицея своего индивидуального исследования либо проекта. В лицее эта работа называется «индивидуальная выпускная работа лицеиста», сокращенно ИВР.
Индивидуальная выпускная работа создается лицеистом в течение всех двух лет обучения в лицее и защищается в 11-м классе. Она может реализоваться в одном из двух форматов – проектном либо исследовательском. Первые ориентиры мы выдаем ребятам на установочной неделе, которая проходит в лицее в первую неделю сентября. В этом году в ходе данного мероприятия новоиспеченные лицеисты один полный день проводят на площадке, где обсуждаются исследования, и еще один полный день на площадке, где обсуждаются проекты.
Выбор между двумя форматами лицеисты осуществляют в течение первого семестра обучения в лицее: предварительный в октябре, окончательный в декабре. Мы поощряем более раннее включение ребят в работу, но даем возможность передумать. Некоторые ей в этом году воспользовались, хотя большинство осталось при своем октябрьском решении.
В случае если лицеист выбирает проектный формат, ему предстоит за полтора года создать продукт, который будет решать некоторую реальную проблему, существующую у его реального заказчика. Таким заказчиком может быть конкретный человек либо организация как внутри лицея, так и вне его и даже вне Вышки. Мы не ограничиваем ребят в направлении поиска, хотя, разумеется, запрещаем искать заказчика среди одноклассников и ближайших родственников.
При выборе проектного формата лицеисту предстоит за полтора года найти ответ на исследовательский вопрос, который он ставит перед собой в начале пути. Исследование, в отличие от проекта, – это работа не на заказчика, а на себя. Двумя принципиальными особенностями учебного исследования в лицее по сравнению со «взрослыми» исследованиями являются, во-первых, необязательность наличия в нем научной актуальности, а во-вторых, необязательность внешней полезности результатов этого исследования. Его результаты могут не иметь ни практического, ни теоретического применения.
В рамках работы развернуто сотрудничество с факультетами НИУ ВШЭ. В лицее действует восемь направлений подготовки: гуманитарное, экономика и социальные науки, экономика и математика, математика, информатика и инженерия, психология, востоковедение, дизайн. Каждое из направлений связано с одним или более факультетами Вышки. На факультетах происходит часть учебного процесса, называемая «факультетским днем». Это один день, который лицеисты целиком проводят на факультете. Для набора этого года и последующих такой день бывает каждую неделю, в четверг.
Помимо специфических для данного факультета предметов, позволяющих лицеистам ближе познакомиться с их будущим учебным планом и профессией, в рамках факультетского дня проходят научно-исследовательские семинары (НИС). Это занятия, на которых лицеисты знакомятся с литературой и методами, которые используют профессиональные исследователи в соответствующих отраслях знания. Также в рамках научно-исследовательских семинаров у лицеистов есть возможность обсудить тексты своих индивидуальных исследовательских работ, получить консультацию по своим темам, исследовательским вопросам, гипотезам, применяемым в исследовании методам и литературе, которую необходимо прочесть для успешного исследования по их темам.
Разные факультеты Вышки, сотрудничающие с лицеем в рамках программы факультетского дня, проводят НИС в разном формате. Преподаватели Школы востоковедения работают с темами и исследовательскими вопросами лицеистов в парадигме Умберто Эко, берут за основу его книгу «Как написать дипломную работу». Факультет бизнеса и менеджмента уделяет значительное внимание проектной составляющей и интерактивным, в том числе игровым, формам.
В задачах, которые преподаватели лицея ставят перед собой в этом направлении работы, можно выделить три составляющие:
1. Помощь лицеистам в освоении тех метапредметных компетенций, которые предполагает новый ФГОС в части работы над исследованием или проектом.
2. Подготовка лицеистов к тем курсовым и дипломным работам, которые им предстоит делать в процессе обучения в вузе.
3. Формирование у лицеистов академической культуры, этики и грамотности.
Первокурсники часто слышат от своих профессоров: «Забудьте то, чему вас учили в школе». Первые выпускники, защищавшие в лицее свои исследования и проекты, сегодня готовят свои курсовые работы в статусе студентов Вышки. Мы надеемся, что год от года они сами и их последователи будут слышать эту фразу все реже.