Директор лицея НИУ ВШЭ Наталия Любомирская
Чем вызвана инициатива по созданию лицея?
Сегодня с образованием в старших классах школы сложилась несколько парадоксальная ситуация. К концу девятого класса ребята заканчивают проходить всю химию, всю биологию и т.п. — в объёме школьной программы. Вопрос: что делать дальше—в десятом-одиннадцатомклассах? Заново всё проходить? Исправлять какие-то огрехи и недоделки? Но если у ребёнка уже проявились склонности к изучению истории или лингвистики, ему это повторное прохождение физики, химии и биологии совершенно не по душе. К сожалению, в подавляющем большинстве школ практика такова, что старшеклассники делают вид, что учатся, а учителя делают вид, что учат. В то же время практически во всех серьёзных школах, лицеях и гимназиях существуют профильные классы, где учащиеся получают углублённые знания по целому ряду предметов в соответствии с выбранной ими специальностью.
Инициатива по созданию лицея принадлежит Департаменту образования Москвы, решившему использовать наличие в Москве большого числа университетов для улучшения качества образования старшеклассников. Это оказалось интересно и самим университетам, потому что, хотя у ВШЭ, например, с количеством абитуриентов проблем нет — желающих поступить в Вышку очень много, ноесть проблема с качеством их подготовки.
Как происходит рекрутинг преподавателей в лицей?
В прошлом году факультеты Вышки выделили лицею, имеющему статус подразделения НИУ ВШЭ, по одному преподавателю на все необходимые предметы. В основном это людис опытом работы в летних школах или на факультете довузовской подготовки, где они разрабатывали программы для старшеклассников. Важным критерием было признание студентов, то есть наличие звания лучшего преподавателя. В результате мы набрали 15 преподавателей из Вышки и ещё двоих пригласили со стороны. Они и занимались привлечением кадров на нынешний год, когда набор в лицей вырос до 400 учеников, а преподавательский состав — до 97 человек.
Чем лицей отличается от традиционной школы?
Принципиальное отличие — в характере отношений между учителями и учениками. Мы выстраиваем такие отношения, при которых ребёнок не объект обучения и воздействия со стороны взрослого, а активный субъект учебного процесса. И это впоследствии проявляется в том, с какой скоростью дети реагируют, мыслят, решают задачи, не только в интеллектуальном уровне, но и в уровне социального развития.
В старой парадигме учитель был главным источником знаний. Он чётко ранжировал информацию и выдавал ребёнку то, что ему нужно. Сегодня общество настолько динамично развивается, что мы не знаем, что будет нужно через пять лет, какие именно знания. С другой стороны, сегодня такое обилие информации и она настолько доступна, что её вовсе не нужно транслировать. Основная задача не в поиске информации, а в отсечении лишней информации. Это гораздо сложнее. И дети сегодня другие. Поэтому нужно принципиально менять сами подходы к образованию. И опыт первого года лицея показал, что, используя потенциал университетского преподавателя, сделать это легко.
В 2012 году был принят новый федеральный государственный образовательный стандарт для старшей школы, который идейно и организационно во многом совпадает с программой старшей школы Международного бакалавриата. Предполагалось, что школы будут переходить на него по мере готовности и к 2020году все перейдут. На практике, кроме лицея НИУ ВШЭ, есть только одна гимназия в Москве, которая пошла по новому стандарту. То есть фактически мы первопроходцы.
В чём принципиальное отличие нового стандарта?
Суть нового стандарта в том, что все предметные области являются обязательными для изучения, но внутри предметной области ученику даётся свобода выбора предмета либо, если предмет является обязательным, уровня его изучения: стандартного (базового) или углублённого. Например, из естественнонаучного блока ученик может выбрать физику, химию, биологию или экологию и уже не обязан изучать остальные предметы из данной предметной области.
Современное образование строитсяна идее Льва Выготского, что знание нельзя транслировать. Транслировать можно только информацию, а знание человек уже сам конструирует в своём сознании. И задача учителя сегодня — создать такую учебную ситуацию, при которой знания будут сконструированы учеником для себя самостоятельно.
Мы исходим из того, что задача старшей школы — завершать общее образование и готовить к получению высшего образования. Так, задача изучения предметов естественнонаучного блока в старших классах не в том, чтобы знать физику, химию, биологию, а в том, чтобы примерить на себя работу лабораторного учёного. И мы даём ребятам возможность попробовать себя в разных профессиях.
Среди обязательных для всех предметов — теория познания. Главная задача этого курса — развитие критического мышления. На уроке химии учитель говорит: «Атом водорода устроен так-то и так-то». На уроке теории познания учитель спрашивает: «А откуда мы это знаем?» В каком-то смысле этот предмет противостоит всем остальным предметам, потому что ставит под вопрос то, что написано в учебнике, то, что говорит преподаватель, то, что можно прочитать в интернете, и т.д.
Мы много внимания уделяем проблеме восприятия, тщательно разбираем понятие очевидного. Вот мы ложку положили в стакан с водой и видим, что она «сломана». Это то, что очевидно. А что на самом деле?
Какие задачи вам предстоит решить в ближайшее время?
Ключевые задачи связаны с расширением лицея. У нас есть определённые организационные сложности. Например, мы нуждаемся в помещении, где можно было бы собрать вместе 400 учеников.
Но самая сложная задача сейчас связана с введением института классных кураторов, которые занимаются социализацией детей и их социальным развитием. В советский период действовали пионерская и комсомольская организации, которые худо-бедно с этими задачами справлялись. А когда они ушли, то вместе с ними исчезла система социализации детей, и последняястала происходить стихийным образом. Это привело к тому, что дети у нас выходят из школы в когнитивном плане очень развитые, а в социальном — очень инфантильные. А если человек не дозрел в социальном плане, он в университете успешным не будет никогда, потому что там его никто не будет водить за ручку и говорить, что делать. Студенту огромное количество вопросов приходится решать самому. Поэтому мы видим свою главную задачу в социализации детей. И основной вопрос сейчас, как выстроить эту систему.Когда учеников было 58 человек, мы жили одной большой семьёй. А как быть, когда их 400? Вот здесь у нас готового рецепта нет. Мы будем над этим работать.
Каковы факторы привлекательности работы в лицее для преподавателей Вышки?
У всех преподавателей Вышки есть собственный школьный опыт. У кого-то он был удачный, а у подавляющего большинства он неудачный. Сегодня у этих людей есть дети. И они думают о том, где их дети будут учиться. С другой стороны, они понимают, что лицей – это ещё и модель образования, которую будут внедрять по стране в целом. И у них есть возможность принять участие в разработке этой модели.
В принципе, в Вышке желающих работать в лицее очень много. Но есть факультеты, где во главу угла поставлена наука, и им, конечно, лицей не очень интересен. Это одна из причин того, почему часть преподавателей на базовый уровень (19 человек) нам пришлось пригласить со стороны.
Кроме того, Вышка создала нам благоприятные материальные условия. Нагрузка преподавателя лицея рассчитывается иначе, чем нагрузка университетского преподавателя. Если она включается в университетскую нагрузку, то один урок засчитывается как два лекционных часа, т.е. как одна полная лекция. Это выгодно тем преподавателям, чей час дорого стоит. Но большинству выгоднее оформляться к нам по внутреннему совместительству, когда лицейская нагрузка считается отдельно. Я не уверена, что так будет всегда, но сейчас, на уровне стартапа, ректор идёт на такие меры, чтобы сделать работу в лицее в материальном отношении очень выгодной.
Заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой макроэкономического анализа профессор Лев Любимов
Какова идея лицея? Зачем он нужен Университету?
Открытие лицея — это попытка Университета ответить на вызов, который мы имеем в виде всё менее качественного среднего образования в нашей стране. Результат ЕГЭ за прошлый год — минус 20%, т.е. фактически 20% выпускников не заслуживают аттестата. При этом значение балла, например, по математике, необходимое для получения аттестата, было снижено c 24 до 21 единицы, а это знания в лучшем случае на уровне третьего (!) класса. 40 баллов по предмету говорит об освоении этого предмета в объёме школьной программы за шесть-семь классов. Но даже 90 баллов по ЕГЭ ещё не показатель того, что человек умеет мыслить. Реально на сегодняшний день более 50% выпускников выходят не освоившими программу полной средней школы.
Приход нескольких тысяч абитуриентов на бренд «Высшая школа экономики» вовсе не означает, что к нам пришли лучшие. После каждого модуля Вышка отчисляет какой-то процент студентов за неуспеваемость, и по итогам шести лет это число составляет огромную долю от первоначального набора. На сегодняшний день Москва производит не больше пяти тысяч выпускников, достойных приличного университета, и из этих пяти тысяч Вышка должна набрать себе студентов. Поэтому Вышка решила начать готовить себе абитуриентов собственными силами. Пока это только 10–11-й классы. На самом деле для того, чтобы был правильный результат, начинать нужно как минимум с 8-го класса.
Приведу пример правильного результата. В 2003году Вышка открыла лицей в Перми, и сначала тоже были только 10-й и 11-й классы. Лицей с ходу занял первое место в крае по ЕГЭ. На другой год мы открыли 8-й и 9-й классы. В 2007 году мы открывали там программу Международного бакалавриата. Сегодня пермский лицей № 10 имеет авторизацию поМеждународному бакалавриату с 1-го класса. Примерно 70% ребят изпервого выпуска поступили в Вышку —в пермскую и московскую. В дальнейшем эта доля достигала 75%. В этом году в Пермском крае было восемь стобалльников по русскому языку, четверо из них — из лицея №10.
Желательно, чтобы в бюджетном приёме Вышки выпускники московского лицея заняли по крайней мере четверть. Это критическая масса, то ядро, которое своим поведением потянет за собой других. Но главная идея лицея — вдохнуть в детей хотя бы часть той образовательной культуры, которую построила у себя Вышка, потому что это культура не российского или советского, а мирового университета. Уровень этой культуры внутри Вышки разнится, но в любом случае эта культура на голову выше, чем в любом другом высшем учебном заведении России.
В чём принципиальное отличие мирового университета?
Вышка стремится войти в топ-100 лучших университетов мира. А в этих университетах не 26 контактных часов в неделю для студентов, а десять. Остальное время — самостоятельная работа: перед компьютером, в читальном зале и т.д.; с профессором же — краткие, но очень насыщенные встречи. А наши дети не готовы так работать. Из пяти тысяч лучших московских выпускников хорошо, если одна пятая выдерживает нагрузку, с которой справляются студенты Эразмуса, Гарварда или Лондонской школы экономики.
К такому режиму работы не всегда готовы и наши преподаватели. Наш преподаватель совершает подвиг, если читает лекции. А зачем нужны лекции, когда в библиотечных ресурсах Вышки есть любой учебник из любой страны? Преподаватель должен заниматься тем, что ванглийском языке называется словом learning. А не teaching. Learning— это постоянный процесс изменения человека в результате его рефлексии, его личного учебного опыта.
Преподаватель в Гарварде приходит к студентам на два часа в неделю. Но за неделю до этого он рассылает им задание: прочитать 80–100 страниц. И они приходят, прочитав и проработав эти сто страниц, и в отведённые два часа вместе с преподавателем разбирают принесённые им четыре-пять кейсов. То есть смысл появления преподавателя перед студентом в трансляции не знаний, а аналитических, исследовательских и прочих профессиональных компетенций. В этом же и смысл деятельности учителя.
Как осуществляется отбор преподавателей в лицей?
В Вышке есть преподаватели экстра-класса, которые способны осуществлять learning, но они не могут, не готовы или не хотят осуществлять researching. А преподаватель исследовательского университета обязан быть исследователем. Преподавателям, которые не занимаются исследованиями, предлагается перейти либо на гражданско-правовой договор, либо в лицей. При этом человек остаётся в штате и продолжает числиться преподавателем НИУ ВШЭ.
Для лицея же этот уровень — то, что нужно. Я могу сказать за свой предмет. Ни в одной британской школе нет таких учителей экономики, как у нас. Это люди, которые уже почти двадцать лет делают Всероссийскую олимпиаду школьников по экономике. И те задачи, которые решают российские школьники в финале этой олимпиады, многие преподаватели экономических факультетов не решат. Это стопроцентные профессионалы, первоклассные учителя. Другойвопрос, наберём ли мы таких по всем направлениям. Но уже сейчас ясно, что наберём.
Каковы факторы привлекательности работы в лицее для преподавателя НИУ ВШЭ?
Большую часть своей жизни я провёл в Академии наук СССР. В какой-то момент я понял, что исследований у нас нет и не будет до тех пор, пока мы не создадим другой уровень образования,что именно в образовании сегодня в первую очередь нуждается страна.И тогда я ушёл строить правильное образование. Писал учебники для школы, а чтобы понять их пригодность для школы, работал учителем. Какой фактор толкнул меня к этому? Для меня это был фактор нормального человеческого, пушкинского, если хотите, патриотизма — «любовь к родному пепелищу». Есть такой простой фактор: любишь ты свою страну или нет. Ярослав Кузьминов точно любил, когда пошёл строить Вышку, и вся наша стартовая команда — тоже.
Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин
Почему Университет заинтересован в лицее?
Университет заинтересован в лицее прежде всего потому, что мы не вполне доверяем существующей системе среднего образования в подготовке людей по социальному, экономическому и гуманитарному направлениям.
Мы также считаем, что целый ряд талантливых детей нуждается в интенсивной образовательной программе, на что указывают примеры успешных специализированных школ в области естественных наук и математики. Лицей является фактически первой попыткой в области социальных науксоединить дополнительное образование и образование по выбору (по инициативе ребёнка) с основным образованием. Мы рассчитываем, что это позволит нам готовить некоторую ядерную группу наших абитуриентов, у которых будут определённые интересы и установки.
Во-вторых, лицей нужен как основа программ помощиВышки школьному образованию в целом. В нашей стране нет традиций систематической работы с талантливыми детьми, имеющими склонность к социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам, в которых специализируется наш университет. Поэтому на базе лицея мы фактически планируем отрабатывать модели и учебные материалы, которые затем будем внедрять в другие школы.
Но, вероятно, преподавание в высшей школе и в средней школе требует разных компетенций.
С одной стороны, я согласен, что работа в лицее требует весьма специфических навыков. С другой стороны, всё-таки мы имеем дело с очень мотивированными и способными молодыми людьми. И опять же, опыт Физтеха, МГУ, Новосибирского университета показывает, что хорошие преподаватели бакалавриата могут быть и очень хорошими учителямистарших классов средней школы. Я хочу подчеркнуть, что мы говорим не про среднюю школу вообще, а про два последних класса. Требования к профессионализму у людей, работающих в профильных десятых-одиннадцатых классах, с моей точки зрения, не очень отличаются от требований к профессионализму преподавателей бакалавриата. Более того, мне кажется, что со старшеклассниками работать даже интереснее. Поэтому в преподавании специализированных предметов я не вижу никакой проблемы. А к преподаванию общих предметов (иностранный язык или математика) мы и не планировали массово привлекать университетских преподавателей. Есть весьма квалифицированные школьные учителя, которые и должны этим заниматься. Мы рассчитываем, что преподаватели из Вышки будут вести прежде всего специализированные или профильные циклы. И думаем, что по удовольствию и престижности это ничуть не хуже, чем работать на младших курсах бакалавриата.
Но ведь сама методика преподавания, формат лекции и урока в университете и в школе отличаются.
Этостановится проблемой, если преподаватель считает, что вбакалавриате можно обойтись пересказом учебника. В школе это сделать сложнее, потому что там более высокие требования к мотивированию молодых людей. Но, честно говоря, на младших курсах бакалавриата задача мотивирования, задача поиска оригинальных образовательных технологий, интересных, логически связанных заданий ничуть не менее важна. Более того, мы сейчас тратим огромное время даже на проектирование магистерских программ, потому что традиционная методика преподавания в высшей школе основана на двух принципах: во-первых, знай свой предмет и излагай его ясно; а во-вторых, кто не хочет учиться, пусть проваливает. С нашей точки зрения, это довольно безответственная и устаревшая конструкция. Сегодня я не считаю, что задача подготовки учебных дисциплин на младших курсах бакалавриата проще, чем в школе.
В чём заключается роль Института образования в организации лицея?
Я уже сказал, что мы рассматриваем лицей как экспериментальную площадку и рассчитываем на его базе строить свою программу по обновлению социально-экономического и гуманитарного школьного образования. У нас есть магистерские программы для учителей социально-экономических и гуманитарных дисциплин: мы надеемся, что они будут посещать наш лицей. Мы рассчитываем привлекать лицеистов как партнёров по нашим исследованиям современной молодёжи и школьников. Институт образования, в частности, будет присматривать за качеством образования в лицеях и проводить экспертную оценку изнутри.