• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университетский этос

О том, что отличает наш университет сейчас и к чему нам нужно стремиться, «Окнам роста» рассказывает один из основателей «Вышки» Л.Л. Любимов. Наша беседа состоялась в подмосковном пансионате в начале ноября. Тогда Лев Львович приехал на выездной семинар группы высокого профессионального потенциала и выступил перед новыми преподавателями  ГУ ВШЭ. Его выступление затронуло за живое всех слушателей: уровень требований, которые Лев Львович предъявил к себе, к другим преподавателям и к Университету в целом, оказался очень высоким.

- Лев Львович, Вы говорите о долге, используете понятие «образцовый гражданин». С Вашей точки зрения, как четкое осознание своего долга и наличие образца  сочетается с академической свободой? Они дополняют друг друга или противоречат друг другу?

- Невозможно быть вне свободы образцовым гражданином. Поэтому, кстати, наша страна  никогда не имела большого количества образцовых граждан в университетах - они были несвободны. И до сих пор они несвободны, несмотря на весьма слабые регулирующие действия в отношении университетов. Западные университеты не зря называли башнями из слоновой кости. Это совершенно особый орден – academics,  это особые люди, которые создают истину, отстаивают истину и судят за отступление от истины. Это нечто святое,  и требования  к таким людям чрезвычайно высокие. Я не думаю, что мы на сегодняшний день такую вещь можем о себе сказать.

 

- Какие требования Высшая школа экономики может реально предъявлять к себе, к своим сотрудникам?

- Количество наших соотечественников, получивших степень PhD – это примерно 3300 человек. Это ничтожно мало по сравнению с китайцами или индийцами, но все-таки они защитились. Это - очень крепкие люди, имеющие на руках честный документ.  Когда я беру диплом и вижу, что это PhD  из Лондонской школы экономики, для меня это настоящий доктор, я ему доверяю. Вот такие требования мы и должны ставить. И мы какую-то часть этого пути прошли. Мы ужесточаем требования к диссертациям, например.

 

- Что бы Вы посоветовали молодому преподавателю?

- Есть три самых важных направления. Первое – это наращивание общей культуры, включая гуманитарную основу. Второе – это исследовательская культура, и третье -  образовательная культура. Вообще, во всех трех аспектах слово «культура» - ключевое.

Я бы обязательно советовал прочесть томов 20-30 основных  философских трудов русских мыслителей. «Философические письма» Чаадаева, например. Обязательно прочесть что-то из наших славянофилов. Мы же не знаем  нашу историю. Прочтите их - и узнаете русскую историю. Совершенно другая история перед вами предстанет.

Ни один преподаватель высшего учебного заведения не может быть преподавателем, если он не знает теорию. Теория абсолютно необходима на любом факультете. Т.е. должно быть мощнейшее ядро фундаментальной подготовки, и этим как раз Вышка и должна отличаться. Я всегда яростно боролся за то, чтобы примерно из 240 кредитов бакалавриата по крайней мере 130-140 относилось именно к ядру.

 

- Но практика все-таки должна быть?

- Да, но это должна быть практика исследовательская. И в «Вышке» тоже должна быть исследовательская практика и сложные программы, требующие глубоких знаний. Если вы посмотрите западные как учебные, так и околоучебные материалы, то я вам гарантирую, что без огромной инструментальной базовой подготовки эти материалы так просто не «разгрызешь». Нам в этом направлении еще пахать и пахать.

 

- Как по-вашему, у «Вышки» получится дотянуться до этого уровня?

- Если не предадим самих себя, то – да.

8 декабря, 2009 г.