Ключевые беспокойства уступили место желанию развиваться и регулярно повышать свой профессиональный уровень: новая экономическая реальность диктует другие правила, по которым стоять на месте равно скатываться назад. Примечательно, что у сотрудников Вышки тенденция к росту и развитию носит характер прогрессивный, хотя и небыстрыми темпами. Цифры и факты об активности преподавателей и сотрудников научных подразделений – в нашем материале, который поможет сориентироваться тем коллегам, которые сомневаются, какое направление дальнейшего развития выбрать
Сбор данных осуществлялся в форме заполнения электронной анкеты, ссылка на которую приходила на адрес электронной почты преподавателей и сотрудников научных подразделений московского кампуса НИУ ВШЭ. Для отнесения сотрудников к категории преподавателей или научных сотрудников использовалась информация об основной ставке в НИУ ВШЭ. На приглашение к участию в исследовании откликнулись 705 преподавателей и 441 сотрудник научных подразделений, что составляет соответственно 41% и 36% от общего числа сотрудников этих категорий. Из них полностью заполнили анкету 626 преподавателей и 386 сотрудников научных подразделений. При анализе также были учтены частично заполненные анкеты. Используемые выборочные данные репрезентируют генеральную совокупность по таким параметрам, как должность и режим занятости в Вышке (штат/не штат).
Участие в научно-исследовательских проектах и конференциях
Результаты опроса, который в конце 2014 года провел Центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ, показывают, что более 90% сотрудников научных подразделений и около 70% преподавателей принимали участие в каких-либо научно-исследовательских проектах в 2013-2014 годах, что повторяет показатели 2012-2013 годов, полученные в ходе прошлой волны мониторинга. При этом 80% сотрудников научных подразделений и 38% преподавателей участвовали в совместных проектах с коллегами из НИУ ВШЭ, 34% сотрудников научных подразделений и 32% преподавателей – в проектах с участием коллег из других российских вузов/научных центров, 30% сотрудников научных подразделений и 27% преподавателей – в проектах с участием зарубежных коллег и 21% сотрудников научных подразделений и 18% преподавателей – в индивидуальных проектах. Среди сотрудников научных подразделений в различных научно-исследовательских проектах сравнительно больше других участвовали те, кто имеет ученую степень (95%), среди преподавателей – профессора (84%) и те, кто совмещает преподавание с другой деятельностью в НИУ ВШЭ (82%).
Около 80% сотрудников научных подразделений и преподавателей участвовали в 2013-2014 годах в научных конференциях. 68% сотрудников научных подразделений и 69% преподавателей принимали участие в российских научных конференциях, 44% сотрудников научных подразделений и 41% преподавателей – в зарубежных научных конференциях за пределами СНГ и 9% сотрудников научных подразделений и 12% преподавателей – в зарубежных конференциях, проходивших в странах СНГ. Среди сотрудников научных подразделений сравнительно больше других в научных конференциях участвовали кадровые резервисты (97%) и те, кто совмещает научную работу в НИУ ВШЭ с преподаванием (93%), среди преподавателей – профессора (94%) и те, кто считает для себя приоритетной научно-исследовательскую деятельность (98%).
Повышение квалификации
Преподавателям и научным сотрудникам задавался ряд вопросов об опыте участия в курсах повышения квалификации. Сотрудников научных подразделений дополнительно спрашивали также, за счет каких средств они проходили курсы повышения квалификации и есть ли у них потребность в прохождении дополнительных курсов повышения квалификации.
Полученные результаты показывают, что более половины (58%) опрошенных сотрудников НИУ ВШЭ проходили в 2013-2014 годах курсы повышения квалификации. 24% сотрудников научных подразделений и 10% преподавателей отметили, что в 2013-2014 годах проходили курсы на Coursera, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью, 32% сотрудников научных подразделений и 34% преподавателей – курсы повышения квалификации в НИУ ВШЭ, 5% сотрудников научных подразделений и 15% преподавателей – в других вузах/научных центрах.
Большинство (76%) сотрудников научных подразделений проходят курсы повышения квалификации за счет НИУ ВШЭ, 19% используют личные средства и 15% – средства других организаций.
Почти половина (47%) сотрудников научных подразделений указывают на то, что у них есть потребность в повышении квалификации, еще треть (33%) опрошенных не отказались бы от прохождения курса, если бы у них была такая возможность. Сравнительно большие доли тех, кто отметил, что ощущает потребность в повышении квалификации, фиксируются среди сотрудников от 31 до 40 лет (59%) и штатных сотрудников (51%). Наиболее востребованными курсами повышения квалификации являются курсы по профессиональным дисциплинам, а также курсы по написанию текстов на английском языке: данные альтернативы отметили соответственно 54% и 53% от общего числа тех, кто имеет потребность в повышении квалификации.
Участие в конкурсах на получение российских и зарубежных грантов
Около 44% сотрудников научных подразделений и 36% преподавателей в 2013-2014 годах участвовали в конкурсах на получение российских и/или зарубежных грантов. При этом 31% сотрудников научных подразделений и 27% преподавателей принимали участие в конкурсах на получение грантов российских государственных научных фондов, 15% сотрудников научных подразделений и 10% преподавателей – в конкурсах Минобрнауки, прочих министерств и ведомств, 9% сотрудников научных подразделений и 6% преподавателей – в конкурсах зарубежных фондов и по 5% сотрудников научных подразделений и преподавателей – в конкурсах частных фондов. Среди сотрудников научных подразделений в конкурсах на получение каких-либо грантов сравнительно больше участвовали руководители подразделений (57%) и сотрудники старше 40 лет (58%), среди преподавателей – те, кто совмещает преподавание с административной и научной работой в НИУ ВШЭ (63%), профессора (50%) и те, кто работает в Вышке менее 3 лет (49%).
Использование возможностей академического развития в НИУ ВШЭ
Ряд вопросов анкеты был посвящен осведомленности сотрудников о возможностях академического развития в НИУ ВШЭ и использовании этих возможностей. Респондентов просили отметить, знают ли они о различных конкурсах Научного фонда НИУ ВШЭ: конкурсах индивидуальных грантов, конкурсах на создание научно-учебных групп, конкурсах на получение travel-грантов и конкурсах на получение софинансирования грантов РГНФ и РФФИ. Тем, кто знает о конкурсах, задавался вопрос об участии в них в 2013-2014 годах. Сотрудникам научных подразделений, которые не участвовали в представленных конкурсах, также дополнительно задавался вопрос о причинах неучастия.
Результаты опросов показывают, что более 80% сотрудников научных подразделений и преподавателей знают о каких-либо конкурсах Научного фонда НИУ ВШЭ. О каждом из конкурсов осведомлены от 53% до 58% сотрудников научных подразделений и от 53% до 67% преподавателей. Наибольшие доли преподавателей и сотрудников научных подразделений знают о конкурсе на получение индивидуальных грантов (58% сотрудников научных подразделений и 67% преподавателей) и конкурсе на создание научно-учебной группы (56% сотрудников научных подразделений и 66% преподавателей). Наименьшие доли осведомлены о софинансировании грантов РГНФ и РФФИ (по 53%).
Треть сотрудников научных подразделений и 40% преподавателей, которые знали о различных конкурсах Научного фонда НИУ ВШЭ (за исключением конкурсов на получение travel-грантов), участвовали в них в 2013-2014 годах. Среди сотрудников научных подразделений сравнительно больше других в конкурсах Научного фонда НИУ ВШЭ участвовали те, кто совмещает научную работу с преподаванием (47%), кадровые резервисты (40%) и сотрудники подразделений, занимающихся фундаментальными исследованиями (39%), среди преподавателей – те, кто совмещает преподавание с административной и научной работой в НИУ ВШЭ (61%), и те, кто работает в НИУ ВШЭ от 3 до 5 лет (49%).
47% сотрудников научных подразделений и 38% преподавателей, знавших о конкурсах на получение travel-грантов, участвовали в них в 2013-2014 годах. Среди сотрудников научных подразделений в конкурсах на получение travel-грантов сравнительно больше других участвовали стажеры (60%) и те, кто совмещает научную работу с преподаванием в НИУ ВШЭ (56%), среди преподавателей – те, кто совмещает преподавание с научной работой в НИУ ВШЭ (49%), и сотрудники со стажем работы от 3 до 5 лет (46%).
Наиболее распространенными причинами неучастия сотрудников научных подразделений в конкурсах Научного фонда НИУ ВШЭ (за исключение конкурсов на получение travel-грантов) является отсутствие хорошей проектной идеи (30%) и времени на подготовку заявки (23%). Примерно по 10% опрошенных также отметили, что процедура подачи заявки очень сложна (11%) и что их не устраивает процедура оценки конкурсных заявок (9%). Значимо большие доли тех, кто отметил в качестве причины неучастия в конкурсах Научного фонда НИУ ВШЭ отсутствие хорошей проектной идеи, наблюдаются среди стажеров (46%), сотрудников со стажем работы в НИУ ВШЭ менее 5 лет (35%), а также среди сотрудников моложе 26 лет (42%). Среди сотрудников со стажем работы более 5 лет по сравнению с теми, кто имеет меньший стаж работы, фиксируется также значимо большая доля тех, кто считает гранты непривлекательными в финансовом отношении.
В конкурсах на получение travel-грантов не принимали участие, потому что не планировали (33%) или по причине наличия других источников финансирования (25%). Кроме того, 10% опрошенных отметили сложность процедуры подачи заявки и по 6% – что их не устраивает процедура оценки конкурсных заявок и что сумма гранта недостаточна для финансирования поездки.
Сравнить и сделать выводы
Итоги мониторинговых волн показали, что количество участников в научных конференциях по сравнению с прошлым годом изменилось не сильно, и разница составляет всего 2 процента в сторону роста, а количество участников в научно-исследовательских проектах не изменилось вовсе.
Процент прохождения курсов повышения квалификации за счет Высшей школы экономики изменился существенно. По сравнению с результатами прошлого года отмечается уменьшение доли тех, кто пользуется другими источниками финансирования помимо НИУ ВШЭ. Так, доля использующих личные средства уменьшилась до 19% по сравнению с 25% в прошлом году, а доля использующих средства других организаций уменьшилась до 15% по сравнению с 23% в прошлом году. Сравнительно большая доля тех, кто использует личные средства, отмечается среди внештатных сотрудников (30%).
Количество сотрудников ВШЭ, повышающих свою квалификацию, изменилось в сторону увеличения и превышает прошлогодние показатели на 10% для сотрудников научных подразделений и на 12% – для преподавателей. Такая динамика связана в первую очередь со значительным увеличением доли сотрудников, обучающихся на массовых открытых онлайн-курсах на платформе Coursera.
Количество участников в конкурсе на получение российских и зарубежных грантов растет, и здесь наблюдается хорошая динамика: прошлогодние показатели активности выросли на 12% для сотрудников научных подразделений и на 16% – для преподавателей.
Материал подготовили сотрудники Центра внутреннего мониторинга Евгений Терентьев и Иван Груздев