• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Повышение квалификации 2.0

Создание мегафакультетов в Вышке подразумевает среди прочего переформатирование программ по повышению квалификации.



Подробности «Академической среде» рассказал Михаил Рожков, и.о. директора Центра повышения квалификации (ЦПК), заместитель первого проректора НИУ ВШЭ.

Какие изменения произошли в организации повышения квалификации в университете за последнее время?

Советом по повышению квалификации принято решение, что с 2015 года  половина средств, направляемых на повышение квалификации в университете, передается непосредственно мегафакультетам и филиалам. Вторая половина остается в ЦПК и расходуется в обычном порядке на традиционные ежегодные конкурсы. Факультеты уже знают суммы, выделенные им на повышение квалификации.

Как отразится такое  распределение средств на приоритетах деятельности ЦПК?

За ЦПК в полной мере сохраняется решение задач стратегического характера с целью повышения квалификации по тем направлениям, которые необходимы для развития Вышки в целом. Кроме того, следует помнить, что  из общей штатной численности работников университета 13% составляют сотрудники учебно-научных подразделений, которые не входят в состав мегафакультетов и филиалов, еще 27 % – административно-управленческий персонал. Получается ровно 40%. Кроме того, есть ряд курсов, которые факультеты самостоятельно организовать не смогут: это программы, направленные на развитие общих компетенций и рассчитанные на все категории работников Вышки (например, курсы английского языка, работа с электронными библиотечными ресурсами, Excel, объявленный только что набор на программу по инфографике и т.д.). Такие курсы в любом случае останутся общевышкинскими. Кроме того, ЦПК полностью не отстраняется от повышения квалификации работников мегафакультетов; ведь есть форматы и тематики обучения, которые носят межфакультетский, междисциплинарный характер, где ЦПК может участвовать на условиях софинансирования (некоторые тематики стажировок за рубежом, курсы с участием иностранных специалистов и др.) Кстати говоря, тот же традиционный для ЦПК конкурс инициативных программ изначально предполагает организацию  предметных курсов для профессорско-преподавательского состава по конкретным, узким научным  дисциплинам. Теоретически ЦПК должен был от этого конкурса отказаться, но мы все равно его объявили. И дело не только в том, что есть подразделения, которые не включены в состав мегафакультетов (это часть учебно-научных лабораторий, научные институты и центры), у которых тоже есть потребность в получении их сотрудниками новых специальных знаний и навыков. Другая причина заключается в том, что у самого факультета в течение года может просто не хватить выделенных денег, чтобы провести нужный ему курс. И тогда этот курс можно будет организовать при софинансировании со стороны ЦПК.

В целом же нам еще предстоит проанализировать, что будет происходить, когда эти изменения вступят в силу. С одной стороны, может произойти так, что у тех или иных факультетов не будет хватать средств, а у кого-то, наоборот, останутся неизрасходованные деньги. Ведь на 2015 год средства на повышение квалификации распределялись чисто математически: исходя из соотношения штатной численности работников мегафакультета и общей численности работников Вышки. С другой стороны, какие-то факультеты и филиалы будут более активны в своем стремлении повышать квалификацию работников, у каких-то могут быть другие приоритета. В конце года мы внимательно изучим ситуацию и, возможно, выработаем более эффективный механизм распределения финансирования или введем некие поправочные коэффициенты.

Какие полномочия получают факультеты?

Еще в декабре 2014 года мы подготовили проект обновленного регламента организации повышения квалификации. Он  обсуждался на трех заседаниях Совета по повышению квалификации и в первом полугодии 2015 года будет применяться в тестовом режиме. Посмотрим, в полной ли мере он учитывает все нововведения и нюансы новой системы, а затем уже выпустим легитимизующий приказ о введении его в действие.

Идеология нового регламента в отношении факультетов  достаточно либеральна. Факультет сам определяет порядок отбора поступающих от его сотрудников предложений на повышение квалификации (проведение курсов, направление на стажировку и т.п.) и механизмы их организации, сам устанавливает формы необходимых документов (заявок, отчетов). Никто не перегружает факультет какими-то особыми обязанностями. Естественно, факультеты могут использовать предусматриваемые регламентом для ЦПК процедуры и формы либо устанавливают свои собственные. В отношении факультетов регламент носит главным образом рекомендательный характер. Однако для ЦПК он носит обязательный характер, мы должны строго им руководствоваться.

В то же время есть несколько обязательных положений, которые необходимо соблюсти, чтобы расходовать средства на повышение квалификации. Они связаны скорее с обеспечением дисциплины: факультет не может просто получить деньги и тратить их без каких-либо ограничений. Ключевое из таких положений – наличие в структуре факультета коллегиального органа, принимающего ответственные решения о проведении того или иного мероприятия повышения квалификации и установление размеров его финансирования за счет выделяемых средств. Это может быть либо некий аналог нашего Совета по повышению квалификации (например, комиссия), либо такие функции передаются близкому по полномочиям органу, например, научной комиссии факультета. Главное, чтобы решения принимались коллегиально, а принимающий их орган нес всю полноту ответственности.

Было принято осознанное решение не разделять средства, предназначенные факультетам, по линии программ Научного фонда, академической мобильности и повышения квалификации. Образно говоря, все деньги лежат в одной кубышке, и факультет сам решает, на что их потратить: например, отдать приоритет трэвел-грантам «в ущерб» проведению какого-нибудь внутреннего курса повышения квалификации. Скажем, факультет может оплатить участие сотрудников в конференции с докладом. Но для ЦПК это никогда не являлось повышением квалификации, и мы не будем заносить информацию об этом в общевышкинскую базу данных по повышению квалификации.

Когда может произойти передача средств мегафакультетам и филиалам?

По решению Совета по повышению квалификации факультет или филиал должен представить внутренний нормативный акт – приказ о создании уполномоченного органа с указанием его персонального состава и полномочий.  Как только к нам поступает информация, что уполномоченный орган создан и готов к работе, мы открываем ему финансирование, т.е. переводим средства на субсчет подразделения. Однако на сегодняшний момент такие органы пока еще нигде не созданы, даже в филиалах. (Запаздывание мегафакультетов объясняется тем, что сами по себе находятся в стадии создания.) Вероятно, подразделения ориентируются на то, что функциями органа по повышению квалификации будут наделены научные комиссии. Однако научные комиссии факультетов и филиалов пока не сформированы.

Какой порядок действует в переходный период?

Процесс укрупнения факультетов связан с большими сложностями. Поэтому на последнем заседании Совета по повышению квалификации было принято решение, что пока действует стандартный порядок работы через ЦПК с соответствующей подачей заявок, их рассмотрением и поддержкой. Но при этом повышение квалификации работников мегафакультетов и филиалов финансируется из выделенных им на эти цели средств. Мы просто списываем эти деньги с факультетской доли. Поэтому, во избежание возможных недоразумений, мы требуем, чтобы к заявке прилагалось письменное согласие декана мегафакультета или директора филиала на рассмотрение и финансирование таких заявок.

Но это касается только профильных для факультета программ повышения квалификации. Скажем, стажировка сотрудника или специальный курс по инициативной программе с приглашением иностранного специалиста будут оплачиваться за счет средств факультета. А вот обучение работников факультетов, как и всех других работников Вышки, на наших  общеуниверситетских курсах, например, по английскому языку, будут оплачиваться за счет половины средств, остающейся в ЦПК.

Единственный традиционный конкурс, который мы не объявили в этом году, – конкурс по программам PhD. в ведущих университетах мира. Это очень  дорогостоящий конкурс, программы обучения длятся два-три года, а то и больше. Поэтому в условиях ограниченного финансирования мы в этом году решили ограничиться только обеспечением наших продолжающихся обязательств,  тех заявок, которые мы поддержали раньше. И только по ним нам в этом году  предстоит выплатить в общей сложности 2,3 миллиона рублей. Поэтому брать на себя новые обязательства мы пока не можем.

Опишите, пожалуйста, как будет осуществляться контроль за расходованием средств, выделенных факультетам на повышение квалификации.

Специального контроля как такового нет, за исключением того, что ведут наши финансовые службы при формализации и проведении тех или иных мероприятий или оформлении командировок.  В принципе, у нас было два пути.  Первый – полностью формализовать процесс, создать жесткий порядок выделения и расходования средств,  заставляя факультеты отчитываться за каждый потраченный рубль. Но тогда по существу ничего не меняется, не достигается цель  дать факультетам свободу распоряжаться выделяемыми им средствами в соответствии с их собственными приоритетами и текущими потребностями. Для факультета невозможным становится маневр между академической мобильностью, организацией научных мероприятий или повышением квалификации. Да и ЦПК при такой модели из организатора повышения квалификации превращается в учетчика и контролера.

Поэтому мы пока пошли по другому, либеральному пути – ответственность за развитие компетенций (повышение квалификации) работников факультетов и расходование выделяемых на это средств полностью возлагается на сами факультеты.  Мы же для целей учета предлагаем факультетам и отдельным сотрудникам, как и прежде,  сдавать наши стандартные отчеты, принятые в ЦПК, на основе которых и пополняется общеуниверситетская база данных.

Конечно, в новых условиях на первых порах  далеко не все и не сразу будут сдавать отчеты о  проведении очередного курса повышения квалификации или прохождении стажировки. Но сейчас у нас особо и нет механизмов для того, чтобы заставить факультеты сдавать отчеты в обязательном порядке. Единственный, пожалуй, - это действующий приказ об обязательном прохождении профессорско-преподавательским составом повышения квалификации  раз в три года, но предусмотренные им драконовские меры в виде лишения надбавок пока ни разу не применялись.

Какие возможности повышения квалификации будут у преподавателя факультета?

Мероприятия по повышению квалификации, как и прежде, могут быть самыми разнообразными:  специализированные предметные программы, тематические семинары, мастер-классы, направление на курсы в наши подразделения дополнительного профессионального образования (ДПО) и другие организации, индивидуальные стажировки за рубежом. Просто теперь контрагентом преподавателя при желании повысить квалификацию становится уже не ЦПК, а его собственный факультет. Факультету на ваше обучение выделены деньги – он обязан его организовать.

Как действовать в случае, когда пок аким-то причинам мегафакультет не выделяет сотруднику средства на повышение квалификации либо не организует курсы по предложению сотрудника или кафедры?

Тогда работник или инициирующее курс подразделение (кафедра, например)  может подать обычную заявку в ЦПК в рамках его стандартных конкурсов, состав которых, как обычно, размещен на сайте центра. Но при этом к заявке  необходимо приложить выписку из протокола заседания уполномоченного органа факультета (комиссии по повышению квалификации или научной комиссии), где указаны причины, по которым факультет отказывается поддержать заявку.

Если дело в банальном недостатке средств, факультет может предложить поддержку заявки на условиях софинансирования. (Допустим, общий бюджет стажировки составляет 150 тысяч рублей. Тогда факультет отмечает, что готов выделить половину средств, если заявка будет поддержана в рамках конкурса ЦПК.)

Если же факультет посчитает, что предложенное сотрудником мероприятие по повышению квалификации является для самого факультета неинтересным и нецелесообразным, то это еще не значит, что такое же решение  примет Совет по повышению квалификации. Ведь вполне возможно, что предлагаемая тема курса или стажировки выходят за рамки научных интересов или сферы ответственности факультета  (например, там не предполагается преподавание учебных дисциплин по теме повышения квалификации), однако для Вышки в целом это направление перспективно. Тогда такую заявку мы, разумеется, поддержим.

Тем не менее, я все ж таки рекомендовал бы коллегам искать поддержку прежде всего на родном факультете. ЦПК здесь скорее – запасной, страховочный вариант.

12 марта, 2015 г.