• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальная миссия университета

В числе шести стратегических инициатив Вышки по повышению международной конкурентоспособности есть инициатива под названием «Социальная миссия университета». О социальных и благотворительных  проектах Университета рассказывают Ксения Муратова, Валерия Касамара и Оксана Черненко.

Проректор НИУ ВШЭ Ксения Муратова

Какие проекты Вышка планирует реализовать в рамках стратегической инициативы «Социальная миссия университета»? В чём заключается эта миссия?

Один из главных проектов, заявленных Вышкой в плане мероприятий по повышению международной конкурентоспособности, – «Университет, открытый городу». Традиция открытости и просвещения в Вышке существует очень давно, и этот проект – её логичное продолжение. Задолго до его появления Вышка открыла широкой публике доступ на встречи из цикла «Больше, чем политика», на концерты в цикле «Профессорские среды». Каждый день в Университете проходит порядка десяти мероприятий, на которые может придти любой желающий, вне зависимости от того, имеет он какое-то отношение к Вышке или нет.

Подобные проекты призваны помочь нам осознать нашу  роль в общественной жизни и стать активными участниками процесса формирования интеллектуальной и культурной среды.

 

В чём состоит идея проекта «Университет, открытый городу»?

«Университет, открытый городу»отличаютдве ключевых особенности. Первая  – это выход на внешние площадки. В 2012 году, на 20-летие Вышки, был организован День Вышки в Парке Горького. Тогда за один день парк посетило более пятидесяти тысяч человек. И далеко не все они были связаны с Университетом, то есть являлись студентами, преподавателями, выпускниками или потенциальными абитуриентами Вышки. Мы поняли, что есть огромный спрос на университетские знания со стороны тех, кто уже давно закончил учиться, и тех, кто в университет пока не собирается. И для того чтобы встретиться с этой аудиторией, нужно выходить за пределы вышкинских стен. Так появились лектории в Парке Горького, в музеях Москвы, лекторий молодых учёных в культурном центре ЗИЛ, концертная программа Loft Music.

Вторая особенность проекта – это чуткость к слушателям. Обычно, организуя мероприятия в Университете, мы не думаем о том, насколько то или иное событие интересно для внешней публики, всё ли в нём понятно не-экспертам. И это совершенно логично, поскольку на наших внутренних семинарах и на выступлениях приглашённых спикеров гости имеют статус зрителей галёрки. «Университет, открытый городу», напротив, создан не для специалистов, а просто любопытных, не разучившихся учиться и радоваться новому знанию людей. Поэтому в данном случае мы ищем темы, которые были бы интересны и полезны самой широкой аудитории. Но выбор точной формулировки и подхода к подаче материала остаётся за самими лекторами. Наши лектории университетского уровня, и к слушателям мы относимся как к коллегам, с которыми выступающий профессор делится плодами своих научных изысканий.

 

Какие задачи предполагается решить в ближайшее время?

Одним из показателей результативности нашей стратегической инициативы и программы «5-100» в целом является доля преподавателей и студентов, вовлечённых в открытые проекты. Поэтому наша приоритетная задача на ближайшие годы – вовлечь в такие проекты каждый факультет. Мы не хотим никому навязывать дополнительную нагрузку, наоборот, уверены, что факультеты сами будут проявлять инициативу. Например, Институт образования с сентября запускает открытый цикл лекций, посвящённый актуальным вопросам образования, от проблем ЕГЭ до глобальных трендов онлайн-образования.

Проект «Университет, открытый городу» также направлен на развитие среды не только вокруг, но и внутри Вышки. И мы рассчитываем, что он будет развиваться «вглубь» Университета.

 

Подробнее о проекте «Университет, открытый городу» рассказывает директор по корпоративным проектам НИУ ВШЭ Валерия Касамара

В чём состоит идея проекта? Почему он носит такое название?

«Университет, открытый городу» — это некая квинтэссенция всех социальных проектов, которые Университет реализует в интересах москвичей и города в целом. Прежде всего, стоит отметить, что этот проект не создавался специально под «дорожную карту», а родился естественным образом из тех инициатив, которые уже были в Университете.

Первым мероприятием, давшим название проекту, стал цикл лекций в Парке Горького, который состоялся прошлым летом и был приурочен к 20-летию Высшей школы экономики. Произошло это благодаря тому, что ЦПКиО захотел, чтобы Вышка участвовала в летней интеллектуальной жизни парка. А что может делать университет, как не просвещать? Само собой пришло название: «Университет, открытый городу». Открытый в полном смысле слова: открытые лекции под открытым небом... Оказалось, что Вышка доросла до того, что может устраивать не только узкокорпоративные мероприятия, но и общегородские события. Этот цикл лекций потянул за собой новые инициативы. И вдруг мы поняли, что у нас огромное количество проектов, которые можно объединить под этим «зонтиком».

Закончился лекторий в Парке Горького, начались лекционные четверги в музеях Москвы. Здесь концепция заключалась в том, чтобы привести людей на те площадки, на которые они сами просто так не пришли бы. Мы специально пошли не в те музеи, которые находятся в топе самых популярных у туристов, а туда, куда молодёжь сама редко приходит. Была выбрана жёсткая стратегия: каждую неделю новая площадка. В результате за сезон 2013/14 мы прочитали в музеях тридцать лекций и теперь снова возвращаемся в парк под открытое небо.

 

Как происходит организация лектория?

Тема лекции так или иначе должна вписываться в тематику музея либо одной из его экспозиций. Мы стараемся максимально приблизить их друг к другу. Сначала мы ищем музей. Затем предлагаем ему тему, которая, на наш взгляд, ему подходит. Важно, чтобы у музея был зал, вмещающий от семидесяти до ста человек. Иначе приходится сидеть на экспонатах в буквальном смысле. Затем нужно найти лектора, который был бы готов выступить с такой лекцией.

 

Кто может принять участие в лектории и на каких условиях? Как происходит отбор желающих?

Лекторий мы изначально позиционировали как проект социальный. Это означает, что никто ничего никому не платит: все всё делают бесплатно. Лектор приходит и бесплатно читает лекцию. Парк и музей бесплатно дают площадку. Слушатели бесплатно слушают. Мы позиционируем эту общественную нагрузку как элемент социальной ответственности вышкинцев и Университета в целом. И за всё время существования проекта у нас ни разу не вставал вопрос оплаты.

При этом отбор, безусловно, существует, потому что, приходя читать лекцию студентам, профессор понимает: а) что они знают; б) чего они не знают; с) что они должны знать. Ему ясна их мотивация. В ситуации публичной лекции лектор не знает, какая аудитория к нему пришла и чего она хочет. И здесь, конечно, требуется определённая харизма и умение рассказать просто о сложном. Это высший пилотаж. Формальным критерием для нас является победа в конкурсе на звание «Лучший преподаватель» или участие в конкурсе «Золотая Вышка» в номинации «Преподавательская деятельность», высокий преподавательский рейтинг. Но помимо формальных критериев есть и неформальные: например, отзывы студентов о том, кто лучше всех читает лекции. Каждый раз приходится все эти моменты состыковывать между собой, чтобы всё получилось гармонично. Тем не менее у нас не было ни одного случая, чтобы мы отказали человеку, который сам обратился к нам с инициативой прочесть публичную лекцию. И многие участники проекта потом признавались, что для них это был интересный опыт.

 

Есть ли у этих мероприятий какая-то обратная связь?

После каждой лекции разворачивается дискуссия. По результатам анкетирования, которое мы проводим во время лекции, мы видим: слушатели очень довольны тем, что у них есть возможность послушать лектора вживую, офлайн, задать вопросы, получить ответы, поговорить. Это та форма общения, которая одно время стала менее популярна, потому что все ушли в интернет. В результате общество получило массу проблем, связанных с тем, что это открытое, казалось бы, общение в интернете всех закрыло. Теперь мы снова открываем эти границы.

 

Какие ещё социальные проекты существуют в Вышке на сегодняшний день?

Ещё один проект был открыт в культурном центре ЗИЛ, где мы решили создать площадку для выступлений наших молодых преподавателей. У этого КЦ своя богатая история и своя наработанная аудитория. Мы, с одной стороны, привели туда своих слушателей, а с другой — получили выход на новую для себя аудиторию.

Уже в течение десяти лет в Профессорском клубе Вышки проходит цикл концертов под названием «Профессорские среды», который ведёт Марина Лебедь. Изначально он задумывался как камерная концертная площадка для своих. В этом году мы существенно расширили аудиторию: провели несколько концертов в Большом зале культурного центра ЗИЛ вместимостью 888 человек (зал был набит битком) и вписали это в проект «Университет, открытый городу», потому что вход был открыт не только для вышкинцев, но и для всех желающих.

В рамках музыкального направления мы совместно с выпускниками Высшей школы менеджмента запустили концертный цикл под названием Loft Music, где классические музыкальные произведения исполняются на нетрадиционных, суперсовременных площадках. Идея проекта в том, чтобы привлечь москвичей в лофтовые пространства, давая возможность взглянуть на них по-новому. Первый концерт уже состоялся. Он проходил в ДНК-зале Центрального дома художника и собрал около четырёхсот слушателей.

Сюда же вписываются такие инициативы наших коллег, как фестивали «МузВышка» и «АртВышка».

Кроме того, в Высшей школе экономики существует факультет дизайна, который находится в тренде всех событий и технологий в мире дизайна и моды. Он организует собственные экспозиции, приглашая тех спикеров, которые считаются актуальными на сегодняшний день.

В общем, мы взяли на себя функцию по представлению в медийной среде всех социальных проектов Университета: «Наука для города», «Инновационное предпринимательство» и др.

 

Какой смысл Университет вкладывает в понятие «социальная миссия»?

Высшая школа экономики с её распределённой, разбросанной, распластанной по всей Москве системой кампуса фактически является жителем разных районов города. В сущности, она такая же москвичка, как и физические лица. Мы понимаем, что город нам многое даёт, и мы тоже должны многое отдавать городу. Через мероприятия, которые мы организуем, мы привлекаем огромное количество людей к знаниям и открываем новые места для общения. Тем самым мы формируем ту среду, в которой хотели бы жить. То есть Университет выступает в роли своеобразного камертона, определяющего образ жизни. В частности, мы предлагаем людям не останавливаться в своём развитии, а прийти и совершенно бесплатно получить то, что им необходимо для личностного роста, для карьерного продвижения, для интеллектуального досуга. С одной стороны, это вроде бы наш эгоистический интерес — показать Университет с разных сторон. С другой, таким образом мы формируем среду, в которой комфортно жить не только нам.

 

 

Одно из направлений деятельности Вышки связано с предстоящим запуском международного проекта «Летний университет». О старте проекта рассказывает директор Центра специальных международных программ НИУ ВШЭ Оксана Черненко.

В чём отличие летнего университета от других аналогичных институций, например летних школ?

Летний университет — это образовательная программа, в основе которой учебные курсы бакалаврского или магистерского уровня, адаптированные с точки зрения продолжительности (по количеству аудиторных часов) и форм контроля. При условии выполнения всех необходимых требований студенты получают за эти курсы кредиты, которые они по возвращении в свой родной университет смогут включить в свой учебный план. В той или иной форме летний университет сегодня есть почти в каждом университете, это отражение общей тенденции. Сейчас студенты переходят от формата обычной развлекательно-познавательной поездки в другую страну к более прагматичному использованию времени. Культурную программу никто не отменяет, но акцент переносится на серьёзное обучение и возможность получения кредитов.

Ещё одно отличие летнего университета от летней школы в том, что он всё лето базируется в городе. Большинство летних школ арендуют какую-то площадку, как правило за городом,  и там проводят все свои мероприятия. Участники летнего университета будут жить в нашем студенческом общежитии и приезжать на занятия в наши университетские аудитории на Мясницкой, на Шаболовке, на Ильинке. Они смогут посещать библиотеку, принимать участие в городских мероприятиях, а вечером будут возвращаться к себе в общежитие. То есть ситуация максимально приближена к обычному учебному процессу, к условиям, в которых человек окажется, если приедет к нам учиться на основную образовательную программу.

 

Какие кампусы участвуют в проекте «Летний университет»?

При планировании летнего университета мы решили, что одним из факторов его привлекательности может стать место проведения. В этом году мы предложили участвовать в проекте двум кампусам — Москве и Санкт-Петербургу. В будущем мы бы хотели привлечь к участию все кампусы Вышки и выстроить программу таким образом, чтобы студент (или, как мы говорим, участник летнего университета) мог сам формировать свою индивидуальную программу и выбирать место для её реализации с учётом своих специфических запросов. Набор курсов привязан к определённой географической точке и обеспечивается преподавателями соответствующего кампуса.

 

На кого ориентирован летний университет?

Когда мы изучали опыт других летних университетов, то увидели, что некоторые из них ставят чёткие возрастные границы — от восемнадцати до двадцати четырёх лет, а в других университетах таких ограничений нет. И мы решили не ставить никаких ограничений. Даже если вы давно уже не студент, но вам интересно получить новый опыт, вы можете приехать наравне со студентами и стать участником летнего университета ВШЭ. Мы максимально открыты. Но, конечно, у нас есть целевая группа. Мы расцениваем летний университет как возможность продемонстрировать преимущество вышкинских образовательных программ (в первую очередь англоязычных) и привлечь иностранных студентов на включённое обучение уже в рамках долгосрочной мобильности. Поэтому наша целевая аудитория — это прежде всего старшие бакалавры, которые могут в недалёком будущем приехать к нам на полгода или на год на магистерскую программу. К счастью, у нас уже достаточно много англоязычных программ с возможностью получения диплома, а иногда и двух.

К нам могут приехать и магистры, которые планируют продолжить академическую карьеру. В академической аспирантуре Вышки они найдут всё необходимое для успешного исследования: преподавателей, исследователей, библиотеку, поле для исследования. То есть мы пытаемся привлечь тех, кому интересно было бы продолжить своё обучение и исследование в России. На сегодняшний день у нас уже есть заявки из США, Норвегии, Азербайджана, Китая; из Кореи к нам собирается приехать целая группа студентов.

 

Как происходит отбор преподавателей в летний университет?

В этом году, поскольку это пилотный проект, перед нами стояла задача — собрать первый пул курсов. Мы выбрали несколько дисциплин из тех, которые читаются в Вышке на английском языке, и спросили преподавателей, готовы ли они сотрудничать с нами. У многих уже были свои планы на лето, и не всегда это отдых: у кого-то конференция, у кого-то своя летняя школа и т.д. Тем не менее в результате мы набрали более двадцати курсов. В дальнейшем мы будем начинать эту работу загодя, расширим список курсов, у нас уже будет некоторый опыт. Все инициативы приветствуются.

 

Что отличает летний университет Вышки от других летних университетов?

Летний университет НИУ ВШЭ в таком формате — один из первых в России, если не первый.

Одним из наших конкурентных преимуществ мы считаем возможность представить разнообразную географию Вышки. Идея в том, чтобы сделать тот или иной кампус привлекательным, подчеркнув специфику его географического положения. Если студентам интересно поехать в уральский регион, можно включить в их программу посещение предприятий в Перми, которые связаны с международным рынком, чтобы они могли понять, что значит doing business in Russia или doing business в уральском регионе. Хотелось бы верить, что через год-другой мы сможем отправлять наших студентов на две или три недели во все наши кампусы, но пока это вопрос отдалённого будущего. Сейчас нужно попробовать и посмотреть, насколько в этом заинтересованы сами кампусы и насколько студенты готовы ехать в регионы.

 

Какова «социальная миссия» летнего университета?

Помимо основной, образовательной части у летнего университета есть ещё культурная программа. Надо показать Москву, ту жизнь, которой живёт город и неотъемлемой частью которой стала Высшая школа экономики. Показать с разных сторон и сам Университет: общежитие, студенческие аудитории, насколько комфортно здесь жить, учиться. Мы находимся в конкурентной среде, нам есть чем гордиться, и мы должны показать Университет таким, чтобы в него захотелось вернуться. В этом смысле мы очень рассчитываем на помощь наших англоговорящих студентов-волонтёров. Кто, как не студенты, могут показать университетскую жизнь так, как никакой рекламе не придумать?

29 мая, 2014 г.