• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стресс на работе: каковы причины?

Действующие в НИУ ВШЭ требования к научно-исследовательской деятельности сотрудников и к ее результатам многие преподаватели и научные сотрудники воспринимают весьма серьезно. Они считают выставленную планку достаточно высокой.

С одной стороны, это приводит их к стрессу. С другой – они принимают действующие «правила игры» и рассматривают их как важные ориентиры, которых они хотели бы достичь. Это приводит к изменениям в их профессиональной деятельности. Например, к перераспределению рабочего времени и к появлению у них новых профессиональных целей.

Такие выводы стали результатом традиционного общеуниверситетского опроса преподавателей и научных сотрудников НИУ ВШЭ – «Мониторинга преподавательской и научной жизни», очередная волна которого была проведена Центром внутреннего мониторинга в ноябре-декабре 2016 года. И сегодня мы расскажем о том, как работники Вышки переживают стресс, поподробнее остановившись на:

– источниках стресса, сопутствующих научной работе;

– отношении к установленным в НИУ ВШЭ «правилам игры» в области научной деятельности сотрудников.

_________________________________________
Опрос проводился в электронном формате. Участие в нем приняли более 900 человек, то есть около 30% общего числа научно-педагогических работников московского кампуса Вышки. 
_________________________________________


Научная продуктивность

Тема стресса, с которым сотрудники сталкиваются на работе, в этом году была впервые затронута в анкете «Мониторинга преподавательской и научной жизни». Коллег спрашивали, как часто работа в НИУ ВШЭ становилась его источником. Для ответов использовалась шкала от 1 до 5, где 1 означает, что то-то и то-то является источником постоянного стресса, 5 – не является. Промежуточные цифры никак не были обозначены.

Опрос показал, что причиной самых серьезных переживаний для сотрудников стало выполнение требований к научной продуктивности (см. рис. 1): 40% преподавателей и 42% научных сотрудников отметили, что оно – источник постоянного или регулярного стресса. А вот сама научно-исследовательская деятельность постоянно или регулярно вызывает стресс только у 16% преподавателей и у 20% научных сотрудников.

Сравнительно большие доли тех, кто часто или постоянно испытывает стресс из-за НИР, оказались среди молодых сотрудников (моложе 30 лет) и сотрудников,не имеющих ученой степени.Надо отметить, что эти группы пересекаются, но это при обработке опроса не учитывалось. То есть сравнивали молодых сотрудников с более взрослыми, а также тех, кто не имеет ученой степени, с кандидатами или докторами наук.

Среди преподавателей больше всего тех, кто испытывает стресс из-за НИР, отмечается в департаментах иностранных языков (32%) и теоретической экономики (26%), а также в Школе лингвистики (27%). Требования к научной продуктивности вгоняют в стресс преимущественно преподавателей с большим объемом аудиторной нагрузки (50% среди тех, у кого она в прошлом учебном году составила более 400 часов).
Велика доля страдающих от стресса и в группе молодых преподавателей (55% среди коллег моложе 26 лет). Наибольшие значения этого показателя отмечаются в департаментах социологии (60%) и иностранных языков (55%).


Рис. 1. Источники стресса в профессиональной деятельности преподавателей и научных сотрудников НИУ ВШЭ (%).


Третий год подряд научных сотрудников спрашивали об их отношении к принятым в НИУ ВШЭ критериям оценки публикационной активности (ОПА). Нужно было указать, считают ли они принятые критерии завышенными, заниженными или оптимальными. Результаты опроса свидетельствуют, что почти половина сотрудников находит критерии завышенными (48%),а это на 5% больше, чем в 2015 году (43%), но ровно столько же, сколько в 2014-м (49%). Около трети сотрудников считают принятые критерии ОПА оптимальными, и только 2% – заниженными. Еще 18% опрошенных затруднились с ответом (см. рис. 2).

Сравнительно много тех, кто считает требования к прохождению ОПА завышенными, оказалось среди сотрудников в возрасте 41-50 лет (61%), а также среди тех, кто совмещает научную работу и административную деятельность в НИУ ВШЭ (63%).

Рис. 2. Отношение к принятым в НИУ ВШЭ критериям оценки публикационной активности в 2014–2016 гг. (%)


Несмотря на неоднозначное отношение к принятым критериям ОПА, саму процедуру ОПА большинство сотрудников оценивают положительно. 72% опрошенных отметили, что они скорее или полностью удовлетворены такими аспектами этой процедуры, как ее понятность, объем времени и сил, затраченных на участие, а также качеством работы ответственного за ОПА подразделения.

Правила игры

Преподавателей и научных сотрудников НИУ ВШЭ спрашивали об их профессиональных целях на ближайшие два-три года. Как оказалось, большинство респондентов действительно ориентируются на требования к результатам научной работы, установленным в университете. Так, 73% преподавателей и 76% научных сотрудниководним из важных ориентиров считают публикацию статьи в зарубежном рецензируемом журнале. Что показательно, доля тех, кто хочет опубликовать статью в зарубежном журнале, больше среди штатных сотрудников (75% среди ППС, 77% среди НС) по сравнению с внештатными (67% среди ППС, 70% среди НС).

Это может быть объяснено тем, что штатные сотрудники больше вовлечены в жизнь университета и лучше знакомы с требованиями, которые предъявляются к научно-исследовательской деятельности его сотрудников. Кроме того, они проходят регулярные аттестации, во время которых им необходимо предъявить результаты своей научной работы, а среди них – публикации, в том числе в зарубежных рецензируемых журналах. Кроме того, такая публикация для них – это возможность получить важный материальный стимул – академическую надбавку.

В категории научных сотрудников сравнительно более высокие значения этого показателя фиксируются среди работников международных лабораторий (83%) и тех, кому от 26 до 30 лет (86%). Деятельность первых непосредственно связана с участием в международных коллаборациях, она предполагает глобальную исследовательскую повестку. Логичным ее результатом должна стать публикация в международном журнале. Кроме того, наличие в составе лаборатории иностранных специалистов – носителей языка, являющихся лидерами в своих предметных областях, сильно повышает вероятность подготовки качественной иноязычной публикации.

Высокий процент планирующих опубликовать зарубежную статью среди молодых сотрудников, скорее всего, стал следствием воспитания этого поколения в условиях «новых правил игры», когда публикация в международном журнале рассматривается как важнейший ориентир в академической деятельности. К тому же большинство молодых специалистов хорошо владеют английским и другими иностранными языками, что позволяет им более оптимистично смотреть на возможность публикации качественных иноязычных текстов. Они легче включатся в работу с зарубежными коллегами и активнее участвуют в программах академической мобильности.

Среди преподавателей чаще других планируют опубликовать статью в зарубежном журнале обладатели ученой степени (76%),доценты (78%) и те, кто совмещает преподавание с научной работой в Вышке (82%). В зависимости от учебного подразделения наибольшие доли планирующих зарубежные публикации насчитываются в департаменте психологии (100%) и Школе исторических наук (90%); наименьшие – в школах бизнес-информатики (49%) и востоковедения (55%).

_____________________________________________
Подавляющее большинство желающих опубликовать статью в зарубежном рецензируемом журнале считают эту цель реально достижимой в ближайшие два-три года. Среди научных сотрудников таких 95%, среди преподавателей – 91%. 
_____________________________________________

Выставленные в НИУ ВШЭ ориентиры связаны с высокими требованиями к продуктивности научно-исследовательской деятельности, а также с участием в ней и преподавателей. Чтобы соответствовать этим требованиями, сотрудники готовы изменить структуру своего рабочего времени. 33% всех опрошенных не удовлетворены распределением времени между различными видами их деятельности. И почти 90% научных сотрудников из их числа хотели бы больше времени тратить на научно-исследовательскую работу в ущерб административной, экспертной и преподавательской. Среди преподавателей таких 93%.

Действующие в НИУ ВШЭ «правила игры», похоже, вполне устраивают сотрудников. Недаром большинство преподавателей и научных работников, по их собственным оценкам, при выборе журнала для публикации ориентируются на квартиль журнала в базах научного цитирования Web of Science и Scopus. Так, 68% опрошенных указали, что всегда или иногда ориентируются на квартиль журнала, тогда как не делают этого 17%. Т.е. сотрудники стараются опубликоваться в качественных журналах, достаточно авторитетных в своих областях.

Таким образом, опрос показал, что сотрудники университета считают установленные в НИУ ВШЭ требования к научно-исследовательской продуктивности высокими и часто испытывают из-за них стресс. Однако они готовы играть по этим правилам, меняя собственные режимы трудовой деятельности и ставя перед собой новые профессиональные цели.

18 мая, 2017 г.