• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

МКК-2014: промежуточные итоги и планы на будущее

В конце мая состоялось четвёртое ежегодное заседание Международного консультативного комитета (МКК) ВШЭ, задача которого — давать экспертную оценку и рекомендации по вопросам стратегического развития Университета. В этом году заседание впервые проходило в питерском кампусе Вышки.

Как и в прошлые годы, заседание было построено как серия докладов с последующим их обсуждением. Открыл заседание председатель Комитета, лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин. Затем с приветственным словом к собравшимся обратились директор петербургского кампуса НИУ ВШЭ Сергей Кадочников и проректор НИУ ВШЭ Сергей Ерофеев. Первый день заседания завершился докладом Сергея Кадочникова о роли петербургского кампуса в интернационализации НИУ ВШЭ.

На следующий день участники заседания перешли к основным вопросам. С докладом о структурных преобразованиях Вышки выступил первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев. Он рассказал о планах Университета по укрупнению факультетов и децентрализации системы управления. Некоторое время назад в Вышке начался процесс создания «больших» факультетов. В ближайшее время все факультеты и отделения планируется трансформировать в департаменты и школы, которые, в свою очередь, будут объединены в мегафакультеты. В состав мегафакультетов войдут учебные и исследовательские подразделения, до этого существовавшие как независимые структурные единицы. Учебные и исследовательские подразделения будут поделены на основные и ассоциированные подразделения (МИЭФ при факультете экономических наук, Институт образования при факультете социальных наук, Департамент иностранных языков при факультете гуманитарных наук и др.). Основные подразделения получат академическую автономию, а ассоциированные подразделения наряду с академической получат также финансовую автономию. Статус ассоциированных подразделений будет присвоен всем исследовательским и учебным подразделениям, которые вовлечены в долгосрочные образовательные программы, в случае если они не поддерживаются мегафакультетами.

Основными принципами новой финансовой модели Университета будут: постепенное увеличение финансовой автономии факультетов; интеграция бюджетов подразделений в бюджеты мегафакультетов; изменение модели управления с учётом специфики подразделений и образовательных программ; передача мегафакультетам части средств из университетского бюджета вместе с делегированием полномочий и ответственности; учёт ключевых показателей эффективности (KPI) при распределении средств между мегафакультетами; сохранение существующих объёмов финансовых поступлений в университетский бюджет (при отсутствии новых дополнительных отчислений).

При распределении средств между мегафакультетами будет учитываться размер мегафакультета, его предыдущие виды деятельности и KPI. Решения о расходовании средств мегафакультеты будут принимать самостоятельно, но в соответствии с установленными Университетом принципами. Что это за принципы? Программно ориентированный подход, распределение средств на основе открытых конкурсов, рецензирование заявок, коллективное принятие решений, стандартный ежегодный отчёт, предоставление информации в университетские базы данных. Университет будет оказывать мегафакультетам услуги по бухгалтерскому учёту, закупкам, продвижению, информационной и технической поддержке.

Вторым ключевым докладом заседания стала презентация проректора НИУ ВШЭ Марии Юдкевич о политике Вышки, направленной на повышение научной результативности. В основе этой политики — задачи по оценке качества исследований, проводимых Университетом, построение эффективной системы академической экспертизы и идентификация перспективных исследователей и исследовательских команд. Одним из главных инструментов поощрения научной результативности является программа академических надбавок, претерпевшая в этом году целый ряд существенных изменений (подробнее об этом смотри здесь). Среди проблемных аспектов программы были названы перекос существующей системы в сторону количественных показателей; недостаток стимулов у НПР для затраты времени и сил на подготовку публикаций в топовых журналах; рост количества публикаций низкого уровня и публикаций в «фейковых» журналах. При этом было отмечено, что около 80% преподавателей и научных сотрудников Вышки считают публикацию в международном рецензируемом журнале одной из своих приоритетных профессиональных целей.

 Вторая часть доклада была посвящена вопросам измерения и оценки публикационной активности научно-педагогических работников. Были представлены ключевые изменения, которые произошли в системе академической экспертизы НИУ ВШЭ за прошедший год: централизация управления академической экспертизой, обеспечение открытого доступа к рецензиям экспертов, стандартизация и унификация регламента оценки заявок, создание внутриуниверситетской базы данных с онлайн-регистрацией рецензентов. Среди нововведений в этой области: отбор рецензентов на основе общепринятых российских и международных тематических классификаций и тематики заявленной публикации; широкое привлечение внешних российских и иностранных экспертов; использование больших открытых и подписных информационных систем и баз данных для подбора рецензентов (подробнее смотри).

 Далее слушателей познакомили с итогами экспериментального исследования российских научных журналов, которое проводилось в феврале — марте этого года. В исследовании приняли участие несколько сотен экспертов, которым было предложено оценить 173 российских журнала по трём научным направлениям (история, экономика и социология), ответив на вопросы о степени их научной строгости журнала, актуальности, степени значимости на российском и международном пространстве и т.п. На основе полученных данных был разработан набор критериев для ранжирования журналов и составлен рейтинг, который будет учитываться при оценке публикаций и проектов научных сотрудников и ППС. Полномасштабную оценку журналов с включением всех предметных областей предполагается завершить к концу 2014 года.

Следующей темой доклада стали вопросы измерения и оценки публикационной активности преподавателей и научных сотрудников Университета. Ключевыми проблемами этого направления названы: недостаток общих сведений о качестве и количестве научных публикаций сотрудников; недостаток стимулов у научных сотрудников, находящихся на постоянном контракте, работать над публикациями; различие стимулов для преподавателей и исследователей. Многие сотрудники, занимающиеся консалтингом и прикладными проектами, не могут публиковать результаты исследований в связи с коммерческой тайной, правом собственности и другими ограничениями, прописанными в их контракте, либо не имеют мотивации это делать. Поэтому было предложено в будущем развести позицию научного сотрудника и позицию эксперта: в отличие от экспертов научные сотрудники обязаны публиковаться в научных журналах и участвовать в исследованиях.

Большое внимание было уделено итогам пилотной кампании по оценке публикационной активности научных сотрудников, проходившей в конце 2013 года, и изменениям в регламенте будущих кампаний, утверждённым в феврале этого года. По результатам кампании лишь треть (35%) научных сотрудников московского кампуса полностью удовлетворяет установленным требованиям. Ещё трети (30%) для успешного прохождения оценки публикационной активности недостаёт одного препринта или одной публикации на английском языке. И ещё треть (30%) сотрудников не имеют публикаций ни на русском, ни на английском языке. Особенность кампании 2013 года заключалась в том, что она проводилась с целью сбора информации, и в отношении тех, кто не соответствовал установленным критериям, не применялось никаких санкций. Начиная с 2014 года оценку публикационной активности будут проходить сотрудники всех четырёх кампусов, а её результаты будут учитываться при принятии различного рода решений об оказании поддержки академической деятельности. Подробнее об этом смотри здесь.

 Также была затронута тема международных научных лабораторий, которую Вышка считает важнейшим инструментом международной академической интеграции. Лаборатории вносят существенный вклад в создание, развитие и поддержку в Университете новых научных направлений и исследовательских команд мирового класса; в создание междисциплинарных исследовательских центров в области социальных и экономических наук, гуманитарных наук и коммуникаций, математики и компьютерных наук; способствуют налаживанию контактов и партнёрских отношений с крупнейшими мировыми научными центрами. Участие лабораторий в крупнейших международных сетевых проектах открывает сотрудникам Вышки доступ к новейшим технологиям.

На конец 2013 года в Вышке работало 16 международных лабораторий, часть которых финансируется в рамках постановления правительства РФ № 220 (мегагранты), а часть — из фондов ВШЭ. В декабре 2013 года Вышка объявила конкурс на создание новых лабораторий на период с 2014 по 2016 год, по итогам которого было создано восемь новых лабораторий (подробнее об итогах конкурса смотри здесь). Одной из приоритетных задач лабораторий Вышки является достижение целевых показателей по публикационной активности, заявленных Университетом в плане мероприятий по повышению конкурентоспособности («дорожной карте» программы «5-100»). За 2013 год количество недублируемых публикаций, индексируемых в международных базах данных Web of Science и Scopus, на одного НПР по международным лабораториям Вышки вдвое превышало тот же показатель по Университету в целом (0,7 и 0,35 соответственно). Такая же пропорция наблюдается по среднему индексу цитируемости на одного НПР исходя из общего числа статей (недублируемых) в WoS и Scopus: 0,9 против 0,45.

 

Об особенностях заседания МКК в 2014 году рассказывает проректор НИУ ВШЭ Сергей Ерофеев.

С чем связан перенос заседания МКК в питерский кампус?

В марте этого года питерский кампус представлял свой стратегический план развития, и теперь эксперты МКК смогли оценить на месте его ресурсы, как он устроен и т.п. Кроме того, перенос заседания в Санкт-Петербург дал возможность нашим иностранным экспертам параллельно с заседанием Комитета посетить секции Петербургского международного экономического форума, что тоже сыграло определённую роль в нашем обсуждении. Вообще, проведение такого мероприятия не в главном кампусе придало работе МКК некоторую свежесть и потребовало от участников дополнительной мобилизации.

В связи с переносом заседания в Петербург количество представителей со стороны Вышки по сравнению с предыдущими годами заметно сократилось: в зале заседания было не более тридцати человек. Формат заседания остался прежним, не считая того, что в этот раз на него отводилось меньше времени: не два полных дня, а день с хвостиком. Однако это не уменьшило количества задаваемых экспертами и другими участниками вопросов, дискуссия была живой и непосредственной.

В целом участники остались довольны проведённым мероприятием и отметили прогресс в общей организации работы МКК и обеспечении связанной с ней непростой логистики. Поэтому я бы хотел поблагодарить всех, кто помогал организовывать мероприятие.

 

В чём особенность повестки этого года? Как эксперты оценивают начатые изменения и успехи Вышки за прошедший год?

Главная миссия МКК — давать советы руководству Университета относительно того, как позиционировать Вышку на международном научном и образовательном рынке. Официальные рекомендации экспертов будут сформулированы в письменном виде в ближайшее время. Но в общем и целом деятельность руководства Университета была одобрена.

Как известно, в Университете готовится масштабная перестройка. В целом планы Вышки по укрупнению факультетов как средство решения важнейших задач по оптимизации управления, использованию ресурсов и повышению самостоятельности подразделений были восприняты членами МКК положительно. Со своей стороны, могу сказать, что для меня как руководителя международного блока важно, чтобы большие факультеты забрали на себя как можно больше функций по налаживанию международного сотрудничества, позволив нам сосредоточиться на основных неотложных задачах, которые могут решаться только из центра.

Были рассмотрены и некоторые вопросы, касающиеся развития самого МКК. В частности, мы предложили членам Комитета подумать над возможным расширением его состава и включением в него представителей других географических регионов с отличным от американского опытом руководства большими университетами и их реформирования. Я также внёс предложение взаимодействовать с членами МКК более интенсивно — не раз в год в ходе очной встречи, а в течение всего года по почте или в формате видеоконференций. Возможно, кто-то из них сможет виртуально встретиться со студентами и преподавателями. Одно из пожеланий экспертов, повторяющихся из года в год, — пообщаться со студентами без наших глаз и ушей. В этом году такое пожелание было высказано снова, и мы постараемся это устроить.

В кулуарах заседания были затронуты и такие неновые вопросы, как, например, отсутствие у Вышки международного бренда, препятствующее продвижению Университета на международной арене. Да, у нас уже есть устоявшийся бренд внутри страны, и он хорошо работает. Но в глобальном масштабе мы не сможем продвигать университет с названием National Research University Higher School of Economics. Университеты с такими длинными названиями и без географической привязки плохо продаются. Слово «higher» некоторым напоминает старшую школу, а слово «университет» теряется в ряду других слов и не имеет должного веса. То, что эксперты МКК это понимают, — признак не только их искреннего участия в судьбе Университета, но и того, что этим вопросом пора наконец начать заниматься, хотя бы в предварительной форме. Это одна из тем, которую я рассчитываю обсудить с членами МКК в течение предстоящего года. Кроме того, изменение стиля взаимодействия с МКК поможет сформировать повестку будущего заседания и сделать его более эффективным.

11 июня, 2014 г.