• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный консультативный комитет ВШЭ: новые задачи развития Университета

Июньский выпуск «Академической среды» посвящён прошедшему в конце мая заседанию Международного консультативного комитета (МКК) ВШЭ, на котором обсуждалась программа развития Университета, вопросы кадровой политики и повышения публикационной активности сотрудников Вышки. Своим мнением об этих ключевых проблемах поделились эксперты из МКК: Эрик Маскин, Филип Альтбах, Тимоти Колтон.

Как вы оцениваете работу, проделанную Вышкой за прошедший год?

Эрик Маскин, лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор Гарвардского университета, председатель МКК

Поражает объём проделанной работы. Похоже, Высшая школа экономики сейчас целиком и полностью сосредоточена на оптимизации своей деятельности. За последний год коллеги предприняли целый ряд мер, которые должны вывести Университет на новый уровень.

 

Филип Альтбах, директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа

Чрезвычайно сложно дать детальную оценку, но в целом я весьма впечатлён избранным курсом развития. Часть планов, которые мы обсуждали в прошлом году, реализована. Некоторые идеи очень интересны, в частности проект новых администраторов. Мы все убеждены, что ВШЭ входит в число наиболее активно развивающихся университетов России и больше других ориентирована на мировой уровень.

 

Тимоти Колтон, директор Центра Дэвиса Гарвардского университета

Мы все впечатлены результатами проделанной работы. У многих университетов есть хорошие планы по развитию, но у Высшей школы экономики они не просто есть — ей удаётся достаточно быстро их реализовывать. Это тем более удивительно, что российские организации вообще довольно долго переходят от составления планов к их реализации.

 

Как вы оцениваете проект российского правительства, так называемую программу «5-100», по которой пять российских университетов должны к 2020 году войти в сотню лучших вузов мира?

Эрик Маскин

Мне кажется, это хорошая цель. Неважно, будет она достигнута или нет. Главное — сама попытка вхождения в топ-100. В целом Высшая школа экономики на верном пути. В ближайшие годы основной задачей будет увеличение числа зарубежных публикаций сотрудников Университета. В Высшей школе экономики уже сегодня сильные студенты. В России ВШЭ признана одним из ведущих университетов. Главное, чего ей недостаёт, —  это международного признания. Восполнить этот пробел как раз и должны публикации в зарубежных журналах.

 

Филип Альтбах

Этот проект только начинает развиваться. Я вхожу в состав комитета, призванного помочь в его реализации, однако до сих пор не знаю точно, что на уме у его создателей. Думаю, что идея дополнительной поддержки отдельной группы российских университетов сама по себе хорошая. Возможно, что некоторым университетам удастся её реализовать и выйти на высокий уровень. Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Как и по каким критериям составлялся этот проект? Как будут отбираться наиболее перспективные университеты? Хватит ли им выделенных средств на то, чтобы совершить значительный рывок вперёд? Удастся ли справиться с бюрократическими проблемами, которые характерны для страны в целом? Из-за подобных опасений возникла необходимость своего рода надзора за реализацией проекта.

Сейчас ВШЭ подаёт заявку на конкурс. С учётом результатов, которых ей уже удалось достичь за годы своего существования, у неё есть все шансы войти в список ведущих университетов мира.

 

Тимоти Колтон

Сама по себе идея хорошая. Высшее образование и наука — это ключ к будущему. Программа «5-100» — один из способов реализации этой идеи. Однако, мне кажется, дело не столько в рейтингах, сколько в возможности получить ресурсы для эффективного развития, которое поможет Университету войти в топ-100. Поэтому не стоит концентрировать всё внимание на конкретных цифрах и месте в рейтингах. Некоторые из рейтингов недостаточно точны, так что не всегда понятно, чем 70-е место отличается от 80-го.

Конечно, занять более высокую позицию в рейтинге — нелёгкая задача, поскольку все прочие вузы также делают всё возможное для своего продвижения. Существует опасность зациклиться на улучшении рейтинга и вследствие этого достаточно быстро, образно говоря, выбиться из сил и притормозить в развитии.

Высшая школа экономики является ещё и национальным исследовательским университетом. Само понятие национального исследовательского университета ново для России. В Советском Союзе университеты были центрами преподавания и обучения, а наука была сконцентрирована в Академии наук. Разрыв с этой традицией и переход к новой традиции — это ещё один вызов. Одной из проблем является привлечение ведущих специалистов для работы в Университете. Искать хороших профессоров всегда гораздо сложнее, чем студентов. В этой связи Школа правильно поступает, приглашая иностранных специалистов.

 

Как повысить публикационную активность сотрудников Вышки? Что для этого нужно сделать?

Эрик Маскин

Я считаю, что существующая в Высшей школе экономики практика предоставления бонусов за публикации себя оправдывает. Однако её можно улучшить. Необходимо поддерживать в исследователях стремление публиковаться в журналах максимально высокого уровня, какой только возможен. В первую очередь это касается публикации в международных англоязычных журналах, поскольку таким образом расширяется круг читателей. ВШЭ может способствовать этому при помощи тех же надбавок, уменьшения преподавательской нагрузки, увеличения зарплат, нового типа контрактов с эффективными исследователями. Все эти меры уже действуют и должны продолжать действовать.

Следующим шагом должен стать акцент на публикациях в зарубежных журналах. Пока что все зарубежные журналы рассматриваются на равных, но в действительности они не равны — одни гораздо лучше других. Публикации в них и нужно поддерживать в первую очередь.

 

Филип Альтбах

Научные публикации пишутся учёными и исследователями. Главное, что может сделать Вышка, —  это создать условия, при которых они смогут достичь высоких результатов. Для этого нужно привлекать в Школу ведущих специалистов, предоставляя им хорошие условия для работы, и по достоинству оценивать труд исследователей, вознаграждая их за хорошие результаты. Необходимо создавать стимулы для исследовательской деятельности. Стимулом необязательно должна быть материальная поддержка; это может быть, например, снижение преподавательской нагрузки, высвобождающее время для исследовательской работы. Также нужно помогать в распространении результатов исследований, особенно на международном уровне. Высшая школа экономики должна стать местом, где заниматься исследовательской работой проще и лучше всего. Если у преподавателей будет большая нагрузка, у них просто не будет времени для исследований. И если не поощрять их тем или иным образом к исследованиям, они и не будут ими заниматься.

Что касается англоязычных публикаций, тут многое зависит от самих исследователей. Университет в данном случае может предоставить различные возможности для редактирования текстов на английском языке, что уже практикуется в Вышке. Необходимо поощрять публикации в зарубежных журналах — и это есть. Кроме того, нужно знакомить сотрудников с принципами международной научной коммуникации, с теми журналами и издательствами, в которых стоит публиковаться. Естественно, разместить свою публикацию в таких изданиях непросто. Пробиться из России в эту среду — настоящий вызов. Это не невозможно, но довольно сложно.

Стоит отметить, что многие университеты в мире стремятся улучшить ситуацию с публикациями ровно таким же образом, как и ВШЭ. Например, в лучших университетах Китая существует аналогичная система материальной поддержки профессоров, которые публикуются в ведущих международных журналах. Но дело в том, что в целом университету гораздо легче добиться международного признания, если он занимается естественными науками, и труднее, если социальными или гуманитарными. В этом плане Вышке сложнее.

 

Тимоти Колтон

В связи с тем, что часть сотрудников ВШЭ не публикуются в научных журналах, Университет не продлил контракты с некоторыми из них. Это верное решение. Конечно, эту проблему нельзя решить за один день. Нужно дать коллегам время, чтобы увеличить количество и качество своих публикаций.

Радует, что Вышка не только поддерживает сотрудников после публикации ими результатов исследований, но также даёт гранты на проведение самих исследований, поездки на международные научные конференции и т. д.

Одна из проблем заключается в большом объёме аудиторной нагрузки, не оставляющей преподавателям времени для исследовательской работы. Вышка пытается справиться со сложившейся в России ситуацией, когда преподаватели вынуждены работать в нескольких местах, чтобы получать более-менее достойные деньги. Чтобы решить эту проблему, надо убедить людей работать только в Университете, выплачивая им высокие зарплаты.

Кроме того, Университету стоит больше знать о своих сотрудниках. Не только о количестве публикаций, но также и об их качестве, о научной репутации сотрудника, о его вкладе в академический дискурс. Вышка уже начала двигаться в этом направлении, и это хорошая тенденция.

 

Как вы оцениваете политику Вышки, связанную с финансовым поощрением сотрудников, занимающихся исследовательской деятельностью? Какой метод предпочтительнее — «кнута» или «пряника»?

Эрик Маскин

На данном этапе, на мой взгляд, политика «пряника» оправданна. Когда ВШЭ войдёт в первую сотню университетов, можно будет прибегнуть к «кнуту». А пока, чтобы подчеркнуть важность исследований для Университета, больше подходит метод «пряника». К примеру, сравнительно недавно благодаря финансовой поддержке исследований удалось достичь серьёзных успехов Тулузской школе экономики.

 

Филип Альтбах

Если выбирать между политикой «кнута» или «пряника», я бы выбрал «кнут». В любом исследовательском университете сотрудники, избравшие академическую стезю, должны ощущать ответственность перед своей профессией. Если они не чувствуют такой ответственности, они не должны работать в университете. Но в российском контексте дополнительная поддержка качественных исследований — это способ компенсации относительно низкого уровня зарплаты преподавателей по стране в целом. Поэтому в данном случае это не так уж и плохо. Однако, на мой взгляд, в перспективе лучше отказаться от дополнительных выплат за исследования.

 

Тимоти Колтон

В целом я поддерживаю тот курс, который выбрала Высшая школа экономики. Хотя принцип материальной поддержки коллег, активно занимающихся исследованиями, в Америке непопулярен, однако нам близка сама идея поддержки таких сотрудников.

Если говорить о стимулировании публикационной активности в категориях «кнута» и «пряника», то мне оба метода кажутся эффективными. Я не считаю, что американская система высшего образования построена по методу «кнута» — в Штатах как раз применяются оба метода. К примеру, университет может заключить с преподавателем пожизненный контракт.

 

Как вы оцениваете инициативу Высшей школы экономики по созданию чёрного списка публикаций?

Эрик Маскин

Что касается так называемого чёрного списка, то не думаю, что подобный список нужен для международных журналов. Скорее, нужен «белый» список. Существуют авторитетные международные рейтинги научных журналов, и журналы, которые существуют за счёт того, что взимают с авторов деньги за публикацию, вряд ли в них попадут. Если для российских журналов таких рейтингов не существует, то их следует создать. Возможно, такой рейтинг стоит составить самой Высшей школе экономики.

 

Филип Альтбах

Мне кажется, нет необходимости в создании чёрного списка. Наоборот, нужен «белый» список журналов, публикации в которых и надо поощрять. Это могут быть журналы из Web of Science, из различных мировых рейтингов.

Проблема в том, что сегодня в мире переизбыток никому не нужных, бесполезных и даже несуществующих журналов. Иногда бывает нелегко определить, является журнал качественным или нет, но, как правило, это всё же довольно очевидно.

Вообще, если говорить о мировых трендах в области научных публикаций, не всё так просто. Существуют, например, журналы открытого доступа. Пока не очень понятно, являются они качественными или нет. Есть хорошие коммерческие издательства вроде Springer или Taylor & Francis. Они предоставляют выбор своим авторам: их статьи могут быть размещены как в открытом доступе, так и в виде стандартной публикации. И если автор хочет, чтобы его статья была размещена в открытом доступе, он должен заплатить за это достаточно большую сумму денег.

Мы живём в переходный период. Пока до конца не ясно, как будет развиваться мировая наука в ближайшем будущем, поскольку многие изменения происходят прямо сейчас.

 

Тимоти Колтон

На мой взгляд, составить полный чёрный список — невыполнимая задача. В мире слишком много плохих журналов, большинство из которых невозможно отследить. Поэтому лучше вести «белый» список журналов, в которых стоит публиковаться. Ранжировать их, выделив среди них две-три категории, которые бы различались по качеству, и публикацию в журнале первой категории поощрять большей суммой денег, чем публикацию в журнале второй категории, и т.д. У европейских университетов разработаны специальные инструменты для классификации журналов, которыми можно было бы воспользоваться в данном случае.

 

Какими должны быть следующие шаги Университета? Что нужно предпринять в ближайшее время?

Эрик Маскин

Очень важно следить за тем, какие исследования ведутся в различных областях мировой науки. В некоторых случаях это можно делать онлайн, изучая работы зарубежных исследователей в интернете, но необходимо также посещать международные конференции. Оба способа хороши, но на конференции другие смогут узнать о том, чем занимаетесь вы. Поэтому я считаю, что поддержка поездок сотрудников на конференции должна стать одной из приоритетных задач Высшей школы экономики.

 

Филип Альтбах

Хотя я и являюсь членом Комитета, я всё же не эксперт по Высшей школе экономики. Определённо, Вышка находится на пути к тому, чтобы быть стать университетом мирового класса. Я также думаю, что она играет ключевую роль в российском образовании, науке, политике, экономике, что не менее существенно, чем международное признание. Важно, что к ней прислушиваются — и государство, и медиа. Следует расширять влияние во всех этих сферах. Причём не только заниматься экспертной деятельностью, но и быть тем, кого мы в Америке называем «публичными интеллектуалами». Иначе говоря, вносить вклад в просвещение общества в целом, популяризировать научное знание, донося его до более широкой аудитории.

 

Тимоти Колтон

Главное решить текущие проблемы, стоящие перед Школой, из которых я выделил бы две. Первая — обновление административного состава Школы. Господин Кузьминов проделал отличную работу. Он был ректором на протяжении всей истории Университета. Когда-нибудь ему придётся передать свои полномочия другому человеку, и это будет очень важный для Университета момент выбора.

Другая проблема — распределённый кампус Университета. Нам сообщили о том, что правительство Москвы возобновило диалог с Университетом по поводу создания для него единого кампуса. Чтобы построить такой кампус, потребуется несколько миллиардов долларов. Тем не менее его создание представляется одной из важных задач развития Университета.

 

10 июня, 2013 г.