• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

МКК: как это было…

30–31 мая состоялось очередное заседание Международного консультативного комитета  Высшей школы экономики. Это комитет был образован в 2010 году для того, чтобы проводить экспертизу программ развития Университета. В его состав входят крупные учёные из разных стран и специалисты в сфере высшего образования.

На заседании подводились итоги работы, проделанной ВШЭ за минувший академический год. Его открыло выступление ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова. Он напомнил, что российское руководство поставило перед российским высшим образованием задачу вхождения минимум пяти наших вузов в Топ-100 международных рейтингов. Он предложил рассматривать эту задачу в качестве некоторого вектора движения нашей страны к присутствию на глобальном академическом рынке. В связи с этим он добавил, что, с его точки зрения, задача данного заседания — «обозначить, что нужно сделать России и российским университетам для того, чтобы глобализироваться и стать конкурентоспособными — как в отношении академических и исследовательских возможностей, так и в отношении качества преподавания и связи образовательных программ с рынком труда».

Далее с презентацией, посвящённой результатам развития Вышки за указанный период, выступил первый проректор Вадим Радаев. В последний год, по его словам, в Вышке наблюдался экстенсивный рост по многим показателям, в числе которых можно назвать рекордное количество бюджетных мест, выделенных для очередного приёма абитуриентов, открытие новых направлений подготовки бакалавров и новых магистерских программ и, наконец, присоединение к Вышке Московского института электроники и математики (МИЭМ).

Проректор Мария Юдкевич рассказала в своей презентации об успехах и вызовах академического развития в Вышке. Она напомнила, что здесь существует трехуровневая система академических надбавок за публикационную активность, но поскольку пока такая политика основывается лишь на количестве опубликованных статей, нередко приходится иметь дело с ситуацией, когда сотрудники публикуются в журналах сомнительного качества. Вариантами решения проблемы может стать создание чёрного списка нереферируемых и платных журналов, а также дифференциация академических бонусов в зависимости от качества издания.

Тема вознаграждений за публикации сотрудников в иностранных журналах и проблема платных публикаций стали одними из ключевых в обсуждении, последовавшем за презентацией. Эрик Маскин отметил, что международные рейтинги принимают во внимание не количество публикаций как таковое, а уровень и качество журналов, в которых статьи печатаются. Филип Альтбах считает, что сложившаяся система международных научных журналов и конференций переживает кризис, связанный с появлением большого числа журналов сомнительного качества. В связи с этим он отметил, что составление чёрного списка не поможет, так как таких журналов настолько много, что будет сложно постоянно осуществлять их мониторинг. Научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ, профессор Стэнфордского университета Мартин Карной сказал, что в первую очередь следует поменять саму исследовательскую культуру, сложившуюся в российском высшем образовании. Российские учёные должны интересоваться тем, чем занимаются их коллеги.

Во второй день заседания обсуждалась, в том числе реформа системы управления образовательной и административной деятельностью на факультете экономики, о которой рассказал декан факультета Олег Замулин. Суть реформы заключается в переходе от кафедральной структуры факультета к созданию департаментов. Департаментам передаётся значительная часть административных функций кафедр, например координация рекрутинговой политики. Это позволит снизить межкафедральные барьеры, улучшить внутрифакультетские связи, создать предпосылки для более открытого и тесного взаимодействия сотрудников различных кафедр друг с другом.

В завершение эксперты МКК отметили очевидный прогресс в развитии Вышки за минувший год, а также высоко оценили тот факт, что на заседание были приглашены выпускники ВШЭ, которые внесли ощутимый вклад в прошедшую дискуссию.

15 июня, 2012 г.