• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

МКК 2013: вопросы и ответы

В конце мая в Вышке прошло третье ежегодное заседание Международного консультативного комитета (МКК), задачей которого было дать экспертную оценку и рекомендации по вопросам развития Университета. Как и в прошлом году, заседание было построено в виде серии презентаций с последующим их обсуждением.

Заседание открылось приветственным словом ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, представившего международных экспертов и отметившего, что нынешнее заседание МКК проходит в атмосфере подготовки Вышки к участию в конкурсе по программе «Топ-100», направленной на выявление сильнейших российских университетов, способных включиться в международную конкуренцию и войти в сотню лучших исследовательских университетов мира.

Рабочую часть заседания открыло выступление научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, рассказавшего о недавних инициативах российского правительства в области развития высшего образования и встречных инициативах Вышки. В качестве перспективных направлений новой образовательной и научной политики он отметил поддержку модели исследовательского университета и интернационализации университетского образования, борьбу с плагиатом и низкокачественными университетами и финансирование университетов на конкурсной основе. Для достижения конкурентоспособности на академическом рынке Вышка разрабатывает меры по привлечению молодых специалистов в систему высшего образования, внедрению международных и национальных программ академической мобильности и образовательных программ, улучшению аспирантских и PhD-программ, развитию различных форм поддержки студентов, аспирантов и молодых специалистов, проведению прикладных исследований и проектов. О том, какие изменения планируются в Программе развития Университета, рассказал в своей презентации проректор Алексей Новосельцев.

Одной из самых обсуждаемых тем заседания МКК в этом году стала кадровая политика Вышки, представленная в докладе первого проректора Вадима Радаева. Целью кадровой политики ВШЭ, по его словам, является интеграция в мировой академический рынок, для чего необходимо увеличить потенциал исследовательской и преподавательской деятельности Университета. В настоящее время проблему составляют относительно низкая публикационная активность сотрудников Вышки в международных реферируемых журналах и слабая вовлечённость в международную исследовательскую деятельность, небольшое (всего 3%) количество иностранных преподавателей и недостаток признания со стороны научного сообщества. Помочь улучшить ситуацию должно внедрение принципов международного рекрутинга и привлечение специалистов с международного академического рынка, развитие академической мобильности и организация курсов повышения квалификации по целому ряду направлений. Особое внимание было уделено новым принципам контрактной политики, частично реализованным в прошедшей недавно аттестации профессорско-преподавательского состава.

 

Итоги аттестации профессорско-преподавательского состава ВШЭ в мае 2013 года.

 Количество человек%
Заключение/продление стандартного трудового договора79365
Перевод на т. н. преподавательский контракт (с повышенной учебной нагрузкой)14512
Перевод на гражданско-правовые договоры (ГПД)19316
Ограничение срока контракта907
Количество годовых контрактов среди продлённых стандартных трудовых договоров и т. н. преподавательских контрактов78383,5

 

Основными критериями оценки ППС стали наличие учёной степени, определённого (в зависимости от занимаемой должности) количества научных публикаций и приемлемый преподавательский рейтинг среди студентов. В недалёком будущем список критериев планируется дополнить регулярным прохождением повышения квалификации и использованием системы Learning Management System (LMS). Новая контрактная политика Вышки подразумевает, в частности, стимулирование исследовательской деятельности и инноваций в преподавании посредством эффективных преподавательских контрактов (с повышенным окладом и улучшенным социальным пакетом), финансовую и академическую поддержку молодых преподавателей, варьирование объёма учебной нагрузки и срока контрактов в зависимости от степени соответствия основным критериям. Подробнее о принципах новой контрактной политики и предварительных итогах аттестации ППС мы рассказывали в предыдущем номере «Окон роста».

Директор по международной академической интеграции Юлия Гринкевич выступила с презентацией проекта «Новые администраторы», в основе которого идея создания конкурентных условий для привлечения в ВШЭ иностранных студентов и преподавателей.

Презентация проректора Марии Юдкевич была посвящена теме интернационализации исследовательской деятельности.  Были рассмотрены проблемы международного рекрутинга и предложены новые подходы к организации академической экспертизы, повышению публикационной активности и результативности исследований. Цель международного рекрутинга — поднять уровень исследований до международных академических стандартов и добиться признания Вышки мировым научным сообществом в качестве исследовательского университета. Для привлечения специалистов с международного академического рынка Университет должен активнее позиционировать себя на международном рынке вакансий, перейти к общепринятой мировой практике набора ППС на конкурсной основе и создать привлекательные, конкурентные условия труда, для чего необходимо устранить ряд языковых и бюрократических барьеров.

За экспертную оценку научных результатов сотрудников Вышки в настоящее время отвечают две инстанции — Программа фундаментальных исследований, осуществляющая институциональную поддержку проектных команд и исследовательских центров, и Научный фонд, оказывающий грантовую поддержку отдельным проектам. В будущем предполагается создать единую систему академической экспертизы с обширной базой международных и отечественных экспертов, отвечающих чётким квалификационным требованиям.

Для повышения публикационной активности осуществляется поддержка англоязычных издательских серий ВШЭ, разрабатываются программы по развитию у сотрудников Вышки навыков академического письма и презентации научных результатов на международных конференциях. Подробнее о Центре академического письма читайте приложение «Академическая среда» к мартовскому выпуску «Окон роста».

В совместной презентации директора по международной деятельности Ольги Мошковой и проректора Сергея Рощина рассматривались вопросы оценки экспортного потенциала образовательных программ ВШЭ, в частности новые подходы к привлечению иностранных студентов. Было отмечено, что одной из основных характеристик современных университетов мирового класса является высокий уровень интернационализации. В мире число иностранных студентов, получающих образование за границей, постоянно растёт (по прогнозам экспертов, к 2025 году оно достигнет 8 млн.), вместе с этим растёт и конкуренция университетов за этих студентов. Процесс экспорта российских образовательных программ тормозится отсутствием внятной комплексной государственной политики по продвижению российского образования в мировом пространстве и недостаточностью существующей нормативно-правовой базы для масштабного привлечения иностранных студентов. Притом что Россия остаётся регионом номер один по привлекательности для студентов из стран Восточной Европы.

С 2009 по 2012 год число иностранных студентов в Вышке выросло втрое и достигло 3% от общего числа студентов. К 2020 году планируется увеличить этот показатель до 15%. Университет реализует 30 программ двойных дипломов с партнёрскими вузами, участвует в более 40 соглашениях о студенческом обмене, нашими преподавателями разработано около 300 курсов на английском языке для бакалавриата и магистратуры. Однако программы двойных дипломов и курсы, читаемые на английском языке, ориентированы преимущественно на российских студентов, а иностранные студенты Вышки чаще участвуют в краткосрочных программах (летние школы, интенсивные языковые курсы и др.). Направления, пользующиеся наибольшим спросом у иностранных студентов: менеджмент, бизнес-администрирование, информационные и компьютерные технологии  — пока не преподаются в ВШЭ на английском языке. Докладчики отметили, что одной из основных задач, стоящих перед ВШЭ, является создание образовательных продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке. В будущем планируется расширить тематические кластеры англоязычных курсов, внедрить новые образовательные форматы, запустить двусторонние программы двойных дипломов, разработать междисциплинарные образовательные программы, а также расширить академическую аспирантуру и внедрить механизмы интернационализации аспирантских программ. Наряду с этим ВШЭ будет активнее вести маркетинг образовательных услуг, расширяя своё присутствие в различных регионах мира, и более полно использовать возможности сетевого межуниверситетского взаимодействия, а также изыскивать новые механизмы привлечения в Университет талантливых иностранных студентов (например, создавать зарубежные центры подготовки).

Второй день заседания начался с презентации проректора Ксении Муратовой по проблемам международного позиционирования ВШЭ. После этого состоялось совещание членов МКК, на котором были выработаны экспертные рекомендации по вопросам дальнейшего развития Вышки.

 

Новые инициативы: мнение участников

Своими впечатлениями об участии в заседании поделилась директор по международной академической интеграции Юлия Гринкевич.

Я впервые принимала участие в заседании МКК, но, насколько я поняла, по сравнению с прошлыми годами формат взаимодействия с экспертами изменился. Раньше коллеги из Вышки строили свои презентации на основе рекомендаций предыдущего года: эксперты дали советы, Университет предпринял меры, получились следующие результаты. В этом году коллеги рассказывали о новых инициативах, сами предлагали вопросы для обсуждения, и дальше разворачивалась открытая дискуссия. Естественно, исходили из того, что нового появилось в Вышке за последний год. Моя презентация была посвящена инициативе «Новые администраторы», нацеленной на изменение парадигмы административного управления. Поскольку проект был запущен в работу всего пару месяцев назад, основной задачей моего выступления было обозначить цели проекта и способы их достижения. Сначала нужно проанализировать текущую ситуацию, понять, чего именно нам недостаёт и какую модель административного управления в результате нам хотелось бы иметь: специалистов какого профиля, с каким функционалом, как мы их будем контролировать, как обеспечивать их вовлечённость в бизнес-процессы, и т.п.

На начальном этапе проект будет сфокусирован на internationally recruited staff — сотрудничающих с Вышкой специалистах с международного рынка труда: они особенно чувствительны к административным и бюрократическим барьерам. И для того чтобы сделать их работу продуктивной и получить тот результат, ради которого мы их сюда и приглашаем, нужно создать им благоприятные условия. Но конечным итогом инициативы «Новые администраторы», наряду со многими другими, должно стать создание единой академической, учебной и исследовательской среды на базе английского языка.

Надо признать, что моё выступление, в отличие от презентаций коллег, не вызвало развёрнутой дискуссии; отчасти это объясняется тем, что вопросы административного сопровождения затрагивались на МКК впервые. Тем не менее, у экспертов возник вопрос, почему бы нам не нанять своих специалистов. В Вышке же есть Институт образования, который готовит, в частности, специалистов в области управления образованием. Проблема в том, что, когда Университет приглашает на работу своих же выпускников, это, с одной стороны, хорошо, потому что они отлично знают среду, понимают, как функционирует система изнутри. А с другой стороны, плохо, потому что они не обладают взглядом извне, не имеют другого, альтернативного опыта и не могут привнести ничего нового, чтобы эту среду оптимизировать сообразно новым вызовам и возможностям.

Есть разные уровни администрирования. Есть уровень, на котором нужно принимать стратегические решения. Это, безусловно, должны делать люди, которые этой среде принадлежат, формируют её своими академическими достижениями и понимают её риски и возможности лучше, чем кто-либо другой. Но после принятия стратегических решений встаёт вопрос имплементации — того, как эти решения правильно, в соответствии с видением представителей академической среды реализовать. Для этого нужны люди, которые, с одной стороны, понимают специфику академической среды, но в то же время имеют опыт по налаживанию бизнес-процессов в других сферах, в том числе в коммерческом секторе. Сегодня Вышка уже достаточно конкурентоспособна, чтобы привлекать и задействовать именно таких людей. Более того, готова приглашать специалистов с международного рынка труда. И это надо делать, если мы хотим соответствовать международному уровню. Именно эту задачу призвана решить программа «Новые администраторы».

Если же говорить о том, какие темы вызвали наибольший отклик у экспертов, то в первую очередь это вопросы, касающиеся позиционирования высшего образования на образовательном рынке. В частности, насколько корректно оценивать успехи Университета по рейтингам. Эксперты сделали упор на необходимости дифференцированного подхода к рейтингам, потому что есть рейтинги, которые имеют больший репутационный вес, и рейтинги с репутационными, так скажем, издержками. Поэтому участие в них требует дополнительного обсуждения. 

Бурная дискуссия развернулась и на тему интернационализации Университета: о том, каких студентов привлекать, чтобы эти студенты были соответствующего уровня академической подготовки. А с другой стороны, какого рода программы могут быть интересны для студентов ближнего и дальнего зарубежья. Все эксперты сошлись во мнении относительно того, что нужно проанализировать и понять, в чём сильные стороны Вышки,  что у нас есть предложить особенного, с учётом территориального расположения. В этой связи говорили о Eurasian Studies — региональных исследованиях Евразийского региона. Вообще, основные вопросы к экспертам сводились к тому, каким образом Университет может войти в мировое академическое сообщество и какую роль будет там играть, чем он интересен миру.

 

 

10 июня, 2013 г.