• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускники на МКК

В данном номере «Эффекта Вышки» выпускники делятся впечатлениями о своём участии в заседании Международного консультативного комитета, на которое они были приглашены в качестве консультантов. Они рассказывают о том, какой опыт получили, обучаясь и работая за границей, и о том, как они могут его использовать, чтобы помочь развитию Вышки. 

Что вы думаете по поводу Международного консультативного комитета? Какова его роль? Какое значение он имеет для вас?

Никита Харламов, факультет социологии НИУ ВШЭ, выпуск 2009

Вышка значится в моём CV как университет, из которого я выпустился. Соответственно, я всегда буду позиционировать себя как выпускник этого университета. В связи с этим, конечно, развитие бренда Вышки на мировом уровне имеет особое значение для моей собственной карьеры. Конечно, к этому добавляется осознание того, что я — часть этого вышкинского сообщества, что здесь работают мои коллеги, друзья и учителя, поэтому для меня важно посильно вносить свой вклад в его дальнейшее развитие.

Я не ожидал, что данное заседание будет сфокусировано на конкретных вопросах. На нём было на удивление мало абстрактных слов. Очень важно, что люди, которые в Вышке принимают решения относительно её дальнейшего развития, оказались здесь в соприкосновении внешними экспертами, способными дать оценку, рекомендации и советы по конкретным предложениям. Какие проблемы могут возникнуть при слиянии ВШЭ и МИЭМ? Какие вызовы стоят перед факультетом экономики, когда он реорганизует кафедральную систему? Эти и другие вопросы разбирались на заседании в практической плоскости. На нём речь шла о решениях, которые либо были приняты, либо сейчас обсуждаются, либо могут быть приняты в ближайшем будущем.

 

Владимир Мухарлямов, МИЭФ, выпуск 2008

Мне кажется, что Международный консультативный комитет выполняет две важные функции. С одной стороны, руководству Университета важно подвести итоги очередного этапа развития Вышки, определить, какие цели были достигнуты, а что ещё предстоит осуществить. Иными словами, первая важная задача МКК — переосмысление пройденного пути. Критическое отношение к самому себе очень часто позволяет выявить сильные и слабые стороны и сделать соответствующие выводы.

Вторая важная функция этого заседания — предоставить слово внешним экспертам. Обладая огромным опытом в сфере организации высшего образования на международном уровне и имея хорошее представление об устройстве самой Вышки, члены МКК могут дать чёткие, объективные рекомендации относительно того, что нужно сделать для обеспечения дальнейшего роста Университета, не снижая качество образования.

Лично для меня Международный консультативный комитет — это платформа, с помощью которой я могу внести вклад в развитие своего родного университета. Участие в заседании МКК также дало мне возможность познакомиться с замечательными выпускниками Вышки — очень интересными людьми.

 

Екатерина Немкова, факультет социологии, выпуск 2008

Мне было очень приятно видеть, что университет развивается такими темпами и перед ним стоит столь огромное количество задач, что ему чрезвычайно важно выслушать мнения международных экспертов относительно дальнейшей стратегии своего развития. Тем не менее эксперты, пусть и обладают огромным опытом, в Вышке не учились, а мы как её бывшие студенты можем обратить их внимание на какие-то отдельные важные моменты, поскольку знаем специфику и можем подсказать, как эффективнее реализовать опыт зарубежных университетов в российских реалиях. Я лично была очень рада принять участие в работе МКК и надеюсь, что наши комментарии как выпускников оказались полезными.

 

Денис Максимов, факультет прикладной политологии / факультет мировой экономики и мировой политики, выпуск 2010

МКК приглашает людей, работающих за рубежом и имеющих опыт обучения в тех университетах, на которые Вышка ориентируется. Мы получили некоторый практический опыт, обучаясь в этих университетах, работаем с людьми, которые их заканчивали, и теперь можем использовать этот опыт, в частности, вот таким образом, принимая участие в заседаниях МКК.

На мой взгляд, этому заседанию не хватило какого-то определённого формата дискуссии непосредственно с нами, выпускниками Вышки, относительно проблем общей стратегии развития Университета. Но, в принципе, я считаю сам факт приглашения выпускников на заседание МКК хорошей идеей, которая коррелирует с созданием Ассоциации выпускников Вышки. Ассоциация и МКК в первую очередь должны собрать пул информации для того, чтобы Вышка не наступала на грабли, шла проторенным путём, не изобретала велосипед и использовала лучшие мировые практики в области образования.

 

Илья Косых, факультет экономики, выпуск 2005

В бизнесе привлекать независимых членов совета директоров — общепринятая практика. Я думаю, здесь мы имеем дело с её аналогом. Мне как ещё достаточно молодому человеку и пока всего лишь выпускнику без каких-то серьёзных достижений (по сравнению с остальными членами комитета) очень приятно, что меня пригласили на это заседание.

У каждого из нас, выпускников, есть диплом, который мы бережно храним у себя в кабинете или дома, и его уже никто у нас никогда не отберёт. Чем выше будет репутационная и научная капитализация Университета, тем выше будет стоимость диплома. Я напрямую заинтересован в этом и готов прикладывать усилия для того, чтобы бренд, который значится у меня дипломе, становился известнее, дороже и лучше.

 

Андрей Маленко, факультет экономики НИУ ВШЭ, выпуск 2007

Роль заседания заключается в том, чтобы обсудить основные концепции развития Университета, выделить и разобрать главные трудности, а также предложения по поводу их решения. В этом году мы, выпускники, впервые приняли участие в заседании МКК. Это, безусловно, хорошая практика. Мы — люди, которые, с одной стороны, знают Вышку изнутри, поскольку здесь учились, а с другой, у нас есть опыт обучения за рубежом.

 

Мария Устинова, магистратура факультета государственного и муниципального управления ВШЭ, выпуск 2006

Пригласить выпускников, у которых есть опыт обучения и работы в зарубежных университетах на заседание МКК – это хорошая идея. Я надеюсь, что те комментарии, которые дали выпускники, оказались полезны для руководства университета и привнесли свежий взгляд на обсуждаемые проблемы.

С моей точки зрения, для успешной работы университета важно выстраивать с выпускниками обратную связь, не терять с ними контактов, отслеживать их профессиональное развитие. Успех выпускников - это своеобразный знак качества образовательных программ университета и целостности академической культуры. Более того, выпускники – это потенциальные работодатели, профессора и менеджеры образовательных проектов в самой Вышке. Зная и понимая  ВШЭ изнутри, а также получив опыт за рубежом, они могут с пользой  поделиться этим опытом со своим родным университетом.

 

Как бы вы могли использовать тот опыт, который получили, работая или обучаясь за рубежом, для решения проблем Вышки?

Никита Харламов

На заседании шла речь о кадровом составе и процессе набора новых профессоров. Я учусь на факультете психологии Университета Кларка (США), где есть три разные программы. Этот факультет сейчас по разным причинам находится на переломном этапе. С одной стороны, вся психология в США сильно меняется, а с другой стороны, на самом факультете та программа, на которой я учусь, практически полностью сменила преподавательский состав. Я не участвовал непосредственно в процессе отбора новых профессоров, но видел, как это происходит, то есть знаю, каковы основные стадии этого процесса, основные проблемы, как вырабатывается понимание того, какой кандидат должен быть найден на ту или иную должность и т. д.

Кроме этого, я сейчас много времени трачу на то, чтобы выяснить, как работает рынок труда в США и других англоговорящих странах, так как выхожу на него уже в этом году, поскольку через год должен защитить диссертацию. Поэтому все вопросы, связанные с отбором новых профессоров, интересуют меня и потому, что я сам будущий новый профессор, который тоже должен пройти через эту систему отбора.

 

Владимир Мухарлямов

 

Окончив Вышку в 2008 году, я учился один год в Лондонской школе экономики перед поступлением в аспирантуру Гарвардского университета. Таким образом, я очень близко знаком с самыми высокими стандартами образования как в России, так и в Европе, и в США. Во время своих приездов в Москву я регулярно провожу встречи со студентами Вышки, на которых рассказываю об академической жизни за рубежом и даю практические советы, стараясь изменить жизнь студентов к лучшему. Я также особо внимательно слежу за развитием своего родного факультета МИЭФ и не могу не отметить существенный рост. Ключевым фактором его развития является интеграция профессоров в международную научную среду. Профессора ведущих университетов мира участвуют не только в конференциях, но и активно презентуют результаты своих исследованиях на научных семинарах, проводимых департаментами других университетов. МИЭФ на регулярной основе приглашает экономистов из ведущих зарубежных университетов выступить у себя с докладом. Также ведет деятельность Международная исследовательская лаборатория по вопросам финансовой экономики.

Именно в сотрудничестве между учеными я вижу основной потенциал развития продуктивной научной активности в Вышки. Моя основная рекомендация — стимулирование профессоров максимально активно презентовать свои научные разработки не только в рамках самого Университета (я бы даже запретил подобные выступления), но и за его пределами, не только в России, но и за рубежом. Такие доклады нужно делать регулярно. Лучше не сделать ни одного доклада, чем сделать только один. Единственный доклад создает лишь иллюзию активной научной деятельности.

 

Екатерина Немкова

Я хотела бы в будущем сотрудничать с Вышкой. Мне самой было бы интересно читать в Вышке курсы или мастер-классы, например, по международному маркетингу, в рамках которых я бы могла приводить результаты конкретных исследований.

В плане исследований, мне кажется, было бы возможно делать определённые совместные проекты с английскими коллегами, которые очень заинтересованы в этом.

 

Денис Максимов

Мне кажется, что один из ключевых моментов развития Вышки, на котором ей стоит сконцентрировать своё внимание, — это отход от чёткой профессионализации. Разного рода представления о призвании, конкретной профессиональной принадлежности являются неправильными в контексте последних тенденций в международном образовании. Сейчас не только на российском, но и на мировом рынке труда большой ценностью обладают люди, которые работают в междисциплинарных областях, поскольку все инновации, как правило, появляются на стыке разных дисциплин. Поэтому, с моей точки зрения, одна из тем, которую следует обсудить в рамках дискуссий на заседаниях ММК, — это интегрирование всего академического сообщества, создание общей академической культуры, где люди вне зависимости от факультетов и университетов могли бы в рамках сетевых структур эффективно реализовать практические задачи, научные проекты и междисциплинарные исследования.

 

Илья Косых

Полгода назад мне посчастливилось повстречаться с ректором Я. И. Кузьминовым, и мы тоже обсуждали эту тему. У меня есть много друзей, которые в своё время закончили другие факультеты и сейчас готовы помогать Вышке. Как? Сложно сказать. Есть простые, элементарные формы помощи, например такие, как брать к себе на работу выпускников Вышки, периодически приезжать и давать мастер-классы и т. д. Но мы также обсуждали и другие формы. Например, недавно в Вышке появился фонд целевого капитала, но, к сожалению, он пока ещё не может предоставить нужный размер финансирования. В связи с этим я как человек, который разбирается в данной теме, мог бы поделиться своим опытом с теми, кто управляет этим фондом.

Кроме того, на заседании я познакомился с человеком, который создал в Вышке инновационный центр. Он общается сейчас с людьми, у которых есть хорошие идеи, мысли и инициативы, а поскольку я представляю людей, у которых есть капитал для того, чтобы эти инициативы финансировать, я, конечно же, выразил готовность помочь в реализации проекта.

 

Андрей Маленко

Я учился в Стэнфордской школе бизнеса (США), сейчас работаю в Школе менеджмента Массачусеттского технологического института и, безусловно, не могу не отметить, что за рубежом обучение организовано совершенно по-другому. Сейчас в Вышке планируется ряд реформ, в том числе на факультете экономики, где переходят от кафедр к департаментам. В данном случае зарубежный опыт может быть полезен, потому что система, которая внедряется в Вышке, является смешанной, сочетающей в себе черты российского и американского вуза.

 

Мария Устинова

 

Мой личный опыт связан не только с обучением, но и с администрированием магистерских программ в Европе. Так получилось, что я работала аналитиком на проекте Европейской Комиссии "Erasmus Mundus Quality Assurance for International Higher Education Courses" (www.emqa.eu), который был связан с разработкой системы оценки качества магистерских и PhD программ в различных европейских университетах. На заседании МКК мы больше говорили об американском опыте в сфере высшего образования, однако, мне кажется, что и европейский опыт несомненно полезен для Вышки, учитывая то, что мы проходим через одни и те же реформы: разделение на бакалавриат и магистратуру, разработка единой системы признания оценок, единых дипломов, создание международных образовательных программ и т.д. Я же, в свою очередь, могла бы поделиться личным опытом и помочь в создании англоязычных магистерских программ.

 

Какая из тем, разбираемых на заседании, заинтересовала вас больше остальных и почему?

Никита Харламов

Наверное, для меня наиболее интересна тема развития кадрового потенциала Вышки и тех вызовов, с которыми Вышка сталкивается в этой связи. Одним из таких вызовов является возникновение и сосуществование в Университете двух кадровых составов, связанное с появлением в Вышке молодых учёных со степенью PhD. По сути, сейчас формируются два параллельных и по-разному организованных мира профессуры. Пожалуй, единственное, что я не услышал на заседании, — это ответ на вопрос о том, каково видение развития этой ситуации. Должна ли Вышка через 50–70 лет выйти на такой уровень, когда все её профессора будут обладать степенями PhD? Если такой переход должен случиться, то в какие сроки? А если такой переход не должен произойти, то как избежать возможных конфликтов между этими двумя мирами?

Наконец, ещё один важный вопрос: каковы последствия того, что в Университете значительная часть преподавательского состава в ближайшие два десятилетия будет состоять из выпускников Вышки? Плюсы очевидны, ведь это — люди, которые знают Вышку изнутри. Однако могут быть и минусы. Например, в США и Германии редко встречаются случаи, когда человек закончил университет и остался в нём же преподавать. Студенты там вообще во время обучения не рассматривают свой университет в качестве потенциального работодателя.

 

Владимир Мухарлямов

 

Я хочу подчеркнуть особое желание руководства Университета внимательно выслушать мнение внешних экспертов и получить конструктивные рекомендации. В английском языке есть слово proactive — «проактивный». Я считаю, что это слово замечательно иллюстрирует инициативность и инновационность политики, которую проводит Высшая школа экономики. Студентам, которые сейчас обучаются в Вышке, очень повезло.

 

Екатерина Немкова

Я сейчас учусь по программе PhD и летом уже стану лектором. В связи с этим мои комментарии на заседании касались развития академической среды. Так, меня особенно заинтересовала тема стимулирования сотрудников для публикации статей в иностранных журналах. С моей точки зрения, стоит обращать больше внимания на качество, а не на количество. В дальнейшем, наверное, Вышке предстоит разработать чёткую программу относительно того, кого и куда посылать на конференции. В Англии это уже достаточно чётко отработано. В России всё немного сложнее. Кто-то занимается наукой активно, кто-то нет. Найти баланс достаточно сложно, но я уверена, что у Вышки все получится

 

Денис Максимов

Пожалуй, самой интересной для меня была тема реформирования кафедральной структуры на факультете экономики. На мой взгляд, дебюрократизация высшего образования в России является одной из ключевых задач всего российского образования. Пока что получается, что практическая задача образования утопает в административно-бюрократических проволочках.

 

Илья Косых

Мне всегда интересно находиться в комнате с умными людьми, слушать, что они говорят, и понимать, как они мыслят. Во время заседания я поймал себя на мысли, что получаю удовольствие от самого процесса, от того, как люди обсуждают те или иные вопросы. Честно говоря, я далёк от академического мира и имею слабое представление о том, как правильно нужно развиваться Вышке для того, чтобы стать университетом, заметным на мировой арене. Однако тот факт, что на соседних с нами креслах сидели эксперты такого высокого уровня и при этом люди дела, является само по себе хорошей мотивацией для того, чтобы продолжать работать и сотрудничать с ними и с Вышкой.

 

Андрей Маленко

Первая тема, которая меня заинтересовала, связана с тем, как Вышка видит себя в долгосрочной перспективе. Университет вырос, расширился, но не совсем понятно, каковы его дальнейшие планы и задачи. Вторая тема, которую я бы выделил по итогам заседания, связана с тем, что Вышка имеет одновременно функции исследовательского университета и функции вуза с отличным экономическим образованием. Именно проблему того, как следует умело сочетать эти две функции, на мой взгляд, Университету и предстоит решить.

 

Мария Устинова

Самым животрепещущим, на мой взгляд, был вопрос слияния Вышки и МИЭМ. Всем понятно, что в административном плане это будет сложный, длительный  и трудоемкий процесс, и нам, как выпускникам, важно понимать, как он скажется на бренде университета, качестве программ и т.д. Я надеюсь, что Вышка в итоге успешно справится с этим, и слияние произойдёт наименее болезненный образом.

Меня также очень заинтересовало обсуждение, связанное с интернационализацией высшего образования, с созданием образовательных программ на английском языке и привлечением иностранных студентов. Университет должен выработать свою единую маркетинговую стратегию. Нужно понять, какому потребителю и из какой страны будут интересны программы на английском языке, разрабатываемые в Вышке. Сейчас на образовательном рынке в Европе есть, например, успешные немецкие и голландские программы на английском языке по различным специальностям. В этих университетах налажен процесс отбора и подготовки преподавателей, которые могут читать лекции на английском языке и вести работу со студентами, разработана методология подготовки таких программ, существует развитая инфраструктура для работы с иностранными студентами.

15 июня, 2012 г.