• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Пятнадцать вопросов о пермской Вышке, которые вы хотели задать…

В этом году исполняется пятнадцать лет самому юному кампусу нашего Университета — Вышке в Перми. За это время мы прошли длинный и интересный путь вместе. В честь этой важной для пермского кампуса даты мы решили рассказать о самых, на наш взгляд, важных фактах из его истории и результатах его развития.

1. Что такое пермская Вышка и где она находится?

Пермскому кампусу ВШЭ можно присвоить три эпитета в превосходной степени: самый молодой, самый небольшой и самый восточный. Он расположен в крупном промышленном городе, замыкающем европейские границы России, у самого подножия Уральских гор. Пермь имеет богатые академические традиции, и Вышка образовалась там совсем не случайно. В разные периоды истории и по разным причинам в Перми образовывались сильнейшие российские университеты. На данный момент, например, три из них имеют статус национальных исследовательских, что совсем нехарактерно для нестоличных мегаполисов.

Впервые Вышка в Перми приняла своих студентов в 1998 году, который был непростым для нашей страны, но оказался, как сейчас уже очевидно, очень благоприятным для старта пермского кампуса. Сейчас в пермском кампусе обучается ежегодно по программам бакалавриата и магистратуры более тысячи студентов. При этом по своим направлениям Вышка в Перми уверенно лидирует, принимая к себе лучших абитуриентов края.

 

2. Правда ли, что в Перми есть только экономика и менеджмент?

Пермская Вышка действительно начиналась с традиционных для Университета в девяностые годы факультетов экономики и менеджмента, но сегодня мы, как и Университет в целом, стремительно растём. За последние годы в Перми были открыты два новых факультета — бизнес-информатики и социально-гуманитарный факультет. При этом на каждом из них регулярно открываются новые направления и программы. С момента открытия в пермской Вышке направлений по бизнес-информатике и программной инженерии они получили огромную популярность среди абитуриентов и стабильно показывают высокий конкурс и проходной балл. Уже третий год на социально-гуманитарном факультете успешно реализуются бакалаврские программы по истории и политологии, а в этом году он впервые принял в свои стены будущих юристов.

Несмотря на мультидисциплинарность и быстрый рост, пермскому кампусу удаётся сохранять единство и выстраивать особенную организационную культуру, основанную на взаимной поддержке и командной работе. Это одно из основных преимуществ Вышки в Перми, которое хотелось бы развивать и дальше.

3. «Главная их заслуга в том, что они ослепительно молоды», — не пермскую ли Вышку имел в виду Вадим Радаев?

Вышка в Перми действительно очень молода во многих смыслах. В определённый момент было принято решение сформировать преподавательский корпус преимущественно из выпускников пермской Вышки — именно они сейчас составляют основу кампуса. Вопреки естественной логике развития событий, в течение всех пятнадцати лет средний возраст преподавателей упорно снижался — за счёт привлечения на кафедры вчерашних выпускников. Этот ход был достаточно рискованным. Многие годы пермская Вышка была замкнута в инкубационных рамках: не показывала достаточных академических результатов, не имела возможности развивать конкурентоспособные исследовательские направления. И вот наконец в последние годы появились первые результаты принятой стратегии: в Перми стартовали перспективные проекты, получили развитие международные партнёрства, повысилась публикационная активность. Поэтому у нас есть надежда на то, что в будущем Вадим Валерьевич будет отмечать не только нашу «ослепительную молодость», но и «блистательную академическую зрелость».

 

4. На каком языке говорят в Перми?

На пермском. А чо? (Примеч.: «чо?» — пермский вариант «что?», «а в чём вопрос?»)

В действительности Вышка в Перми четыре года назад поставила перед собой задачу по интернационализации образовательных программ. Было принято решение предоставить студентам ВШЭ в Перми уникальную для нашего региона возможность — получать образование на английском языке. В то же время это должно создать предпосылки для привлечения в Университет иностранных студентов. В течение ряда лет Вышка в Перми активно инвестировала средства в развитие языковых компетенций как студентов, так и преподавателей. И сегодня в учебном плане каждой программы можно найти дисциплины, читаемые на английском языке преподавателями ВШЭ или приглашёнными профессорами.

 

5. За что Сергей Рощин ссылает лучших молодых московских преподавателей в Пермь?

Ну, зачем же сразу «ссылает»? Сергей Юрьевич создаёт благоприятные условия. Вместе с тем мы догадываемся, чем вызван этот вопрос. Действительно, последние пару лет гостевые номера общежития пермского кампуса почти никогда не пустуют. В них часто можно встретить наших коллег из Москвы, Питера и Нижнего: кто-то приезжает выступить на семинаре, другие читают часть курса либо курсы целиком. Продолжительность визитов коллег варьируется от нескольких дней до целого модуля. Это хорошая практика! Она оказывается полезной не только для студентов, но и для пермских преподавателей, которые могут получить консультации или обсудить свои исследования. Вообще, наверное, более правильно было бы переадресовать этот вопрос тем, кто приезжает, а также самому Сергею Юрьевичу.

 

Сергей Рощин, проректор

Как в известном анекдоте: не путай туризм с эмиграцией. Так и в этом случае – не надо путать академическую мобильность со ссылкой.

 

Денис Стукал, в 2012 году преподаватель общеуниверситетской кафедры высшей математики, старший научный сотрудник лаборатории политических исследований, сейчас студент PhD-программы Нью-Йоркского университета

За что «ссылает»? За трудовой героизм и жажду приключений. А ещё – за усталость от московской суеты и склонность маячить перед глазами начальства. В моём случае, правда, Пермью дело не ограничилось: два месяца в пермской Вышке сменились, кажется, пятью годами в Нью-Йоркском университете. Интересно, потом снова в Пермь пустят?

 

Рита Камалова, преподаватель общеуниверситетской кафедры высшей математики и стажёр-исследователь лаборатории анализа и выбора решений

Руководство заботится о том, чтобы преподаватели могли очитать те дисциплины, которые в московской Вышке уже кем-то заняты, а пермские студенты — получить представление о том, чему учат их сверстников в Москве. Ещё здесь можно познакомиться с коллегами из разных кампусов.

 

Алексей Ощепков, старший преподаватель департамента прикладной экономики, старший научный сотрудник центра трудовых исследований

Ссылать в Пермь (и ещё дальше) — давняя традиция в России. Но если раньше такая ссылка не предвещала ничего хорошего, то сейчас всё очень сильно изменилось. Преподавателей из Москвы ссылают в пермский кампус, чтобы учить и учиться. Там есть для этого все условия. А на досуге можно зайти в первоклассный Театр оперы и балета, перечитать «Доктора Живаго», пройтись по улице Декабристов, посмотреть на «Королёвские номера» Михаила Романова…

 

6. Вылупился ли хоть кто-нибудь в бизнес-инкубаторе НИУ ВШЭ — Пермь?

Андрей Хусид, выпускник НИУ ВШЭ — Пермь, вошёл в топ-30 самых успешных молодых предпринимателей России по версии Russia Beyond The Headlines (RBTH; международный проект «Российской газеты», издаётся на 16-ти языках в 21 стране). Попасть в список «30 до 30», обогнав более 250 своих коллег, Андрею позволил его проект RealtimeBoard.

По словам создателей, RealtimeBoard — это «обычная маркерная доска, только в интернете и без границ». Созданный для ведения командной работы в онлайн-режиме, сервис позволяет обсуждать любой контент, оставляя свои мысли в комментариях, добавлять любые визуальные материалы, делая общение в команде более наглядным, а работу — эффективной. К тому же, пользователи RealtimeBoard могут приглашать к своей «доске» неограниченное количество людей из любой точки мира. Уже сегодня данным сервисом пользуются свыше 200 тысяч человек.

В настоящее время Андрей Хусид руководит компанией Multivitamin, которая и разработала облачный сервис для совместной работы над проектами. Помимо этого он основал компании Vitamin и Projector и является директором бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ — Пермь.

Вот что говорит Андрейо своей учёбе в НИУ ВШЭ — Пермь:

— Вышка дала мне умение находить общий язык с разными людьми и знания об управлении коллективом, сильно расширила кругозор. Всё это считаю очень важным. Сейчас помимо меня в нашем проекте работает семь выпускников либо студентов Вышки.

 

7. Говорят, что в Перми нет науки. Что, совсем?

А вот это точно не так! Такое впечатление могло сложиться в связи с тем, что долгое время пермский кампус был сосредоточен на развитии преподавательских компетенций; что, кстати, позволило создать один из лучших бакалавриатов в Вышке, стать региональным лидером программ дополнительного образования, обеспечивая себе значительную финансовую стабильность в условиях недофинансирования высшего образования. Со смещением приоритетов ВШЭ в сторону исследовательской деятельности меняется и ситуация в Перми. Есть определённый «лаг», но это объективное условие.

В пермской Вышке работают три исследовательских команды:

  • Группа по эмпирическим корпоративным финансам, исследующая процессы создания конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности компании за счёт интеллектуальных ресурсов. Кроме того, деятельность группы направлена на исследование интеллектуального капитала как ключевого драйвера новой экономики.
  • Группа эмпирического анализа рынков и компаний, которая проводит оценку функции спроса, а также производственных функций с использованием современных моделей и методов из области экономики, маркетинга и исследования операций. Особенностью группы является работа с большими массивами фактических данных (big data), а также тесная связь с бизнесом.
  • Группа исторических исследований, которая изучает процессы возникновения и эволюции античной гражданской общины (греческого полиса и римской civitas), фокусируясь на генезисе античной гражданской общины, социально-политических и экономических аспектах существования греческого полиса и римской civitas, а также кризисных и деформационных процессах в истории античной гражданской общины.

Активизация научной деятельности привела к заметной динамике публикационной активности, появлению статей в зарубежных реферируемых журналах.

В 2013 году в пермской Вышке была организована международная конференция по прикладной экономике iCare, где свои научные результаты представляли исследователи из семи стран (от США до Индии). Такое название предложил член программного комитета конференции, профессор Университета Эссекса Дмитрий Виноградов. iCare заявляет о том, что для нас исследования важны в первую очередь как возможность улучшить окружающее нас общество, проявить заботу о нём. И это стало одним из основных критериев отбора докладов на нашу первую конференцию. Опыт был по-настоящему успешным, и мы надеемся продолжить эту традицию.

 

8. Что зарезервировала Мария Юдкевич в пермском резерве?

Кадровый резерв Перми уже зарекомендовал себя как эффективный лифт для академического и карьерного роста молодёжи. В момент запуска в программе было всего два человека — в категории «будущие преподаватели», и именно они попали на первый выездной семинар кадрового резерва. Они вернулись с блуждающей на лице загадочной улыбкой и сказали, что теперь они всё поняли… С тех пор всё больше молодых преподавателей пермской Вышки уезжали в Подмосковье для получения информации об Университете из первых рук и общения с коллегами из других кампусов ВШЭ, они росли и своими проектами развивали пермский филиал. В Перми стартовало несколько важных инноваций, молодёжь стала играть заметную роль в управлении Университетом. Благодаря кадровому резерву не только были стёрты границы между Пермью и Москвой, но и наладились прямые коммуникации между региональными кампусами. Это, безусловно, внесло существенный вклад в развитие пермской Вышки.

 

Мария Юдкевич, проректор

Молодые коллеги из пермского кампуса уже давно приезжают на семинары кадрового резерва не только для того, чтобы узнать «новости центра», но и поделиться собственными идеями и инициативами. Опыт некоторых из них Москва с удовольствием перенимает и распространяет потом на все кампусы Вышки. Так, например, в Университете появилась специальная программа поддержки мобильности «будущих профессоров». И, я надеюсь, ещё много чего появится.

 

9. Как пермская Вышка набирает лучших выпускников города и края?

Это только кажется, что Вышка в Перми, будучи одним из самых привлекательных вузов региона, легко выигрывает в конкуренции за таланты. На самом деле за этим стоит более чем десятилетний опыт последовательной и тщательной работы по развитию Университетского округа — системы партнёрских школ Пермского края, работу с которыми пермская Вышка выстраивает, реализуя задачи по повышению предметных и педагогических компетенций школьных учителей. Совместно с Министерством образования Пермского края более пяти лет назад был запущен уникальный инновационный проект в сфере школьного образования под руководством Льва Любимова — университетско-школьный кластер, направленный на повышение качества школьного образования в Пермском крае путём вовлечения в этот процесс ведущих представителей Университета. Результатом этой интеграции стали и высокие результаты учащихся, развитие инновационных образовательных программ на уровне школы (в частности, системы международного бакалавриата) и, следовательно, высокое качество абитуриентов пермской Вышки. Сегодня по этому показателю НИУ ВШЭ — Пермь лидирует на региональном рынке: именно к нам приходят учиться самые одарённые, самые талантливые выпускники школ, получающие так называемую губернаторскую стипендию — премиальное денежное поощрение, нацеленное на удержание талантов в Пермском крае.

 

10. Как пермской Вышке помогают пермские боги?

Всемогущие пермские боги отнюдь не миф. Археологи и историки до сих пор находят свидетельства былого могущества Перми Великой, которая противостояла нашествиям врагов, усмиряла злых духов, выводила свои народы к северным морям и хранила неповторимый и загадочный пермский «звериный стиль», в то время как пермские боги покровительствовали её развитию. Сейчас пермские боги суровым взглядом встречают гостей Вышки в Пермской художественной галерее — кажется, что не посетители смотрят на уникальные экспонаты, а боги пристально вглядываются в лица гостей Университета, невзирая на лица и академический или административный статус. В мифах о пермских богах вы не найдёте упоминаний об их помощи — вряд ли они помогут вам повысить публикационную активность или привлечь PhD в суровый Пермский край. Но их незримое покровительство, кажется, помогает пермской Вышке быстро двигаться вперёд, минуя барьеры и преодолевая другие «болезни роста».

 

11. Пропил ли географ глобус?

Школьный учитель географии Виктор Служкин вряд ли прошёл бы конкурс ППС по новым требованиям, а судьба глобуса так и осталась не раскрытой до конца героем Константина Хабенского. Но нам даже без глобуса удалось найти на земном шаре как минимум два места, где с радостью ждут наших коллег и студентов и откуда с не меньшей радостью приезжают к нам в Пермь. Это – Университет графства Эссекс в Великобритании и Университет Виго в Испании. Успешное и продуктивное партнёрство с Университетом Эссекса — это и программа двойных дипломов в магистратуре, и совместные исследования, и ежегодный курс по теории финансов, читаемый профессором этого университета и патриотом пермской Вышки Дмитрием Виноградовым. Испанский Университет Виго ежегодно принимает наших коллег на академические стажировки, а профессор Анхель Барахас — частый гость в Перми, особенно в морозное время года. Пермская экспансия набирает темп: география академического туризма на сегодняшний день не включает разве что Антарктиду, хотя при наличии значимого академического мероприятия преподаватели пермской Вышки доберутся и туда.

 

12. Почему Пермь — культурная столица?

Наш город известен не только в России, но и за её пределами как место необычных, дерзких, порой даже экстравагантных и шокирующих культурных проектов. Своего рода культурную революцию переживает сейчас и Высшая школа экономики в Перми. Откликом на музыкальный ренессанс в Перми стало открытие в Вышке камерного концертного зала «Музыкальная шкатулка» с прекрасной мультимедийной аппаратурой и белым роялем — подлинным украшением пермского кампуса. Не будет преувеличением сказать, что для студентов и преподавателей «Шкатулка» является теперь главной культурной площадкой в вузе. На её основе работают клуб любителей классической музыки, студенческая филармония, академический хор в тесном сотрудничестве с руководством Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. Наши студенты активно участвуют в работе киноклуба, клуба античного театра «Менандр», историко-туристического клуба и многих других. Можно с уверенностью сказать, что подобно тому, как Пермь стремится стать культурной столицей России, Вышка стремится стать центром культуры среди других вузов Перми.

 

13. Сколько времени тратят на дорогу между корпусами и от дома до работы преподаватели пермской Вышки?

Москвичам и питерцам, наверное, сложно представить, но в Перми нет метро. При этом передвижение между корпусами занимает не более двадцати минут пешком, десяти минут на общественном транспорте или пяти минут на личной машине. Помимо этого у каждого корпуса есть бесплатная парковка, не всегда большая, но есть, а не так, как в Москве внутри Бульварного кольца. Общежитие для студентов, где есть гостевые комнаты для приезжающих профессоров, также находится в шаговой доступности от университетских корпусов. Удачное территориальное расположение позволяет как студентам, так и преподавателям быстро перемещаться из одного корпуса в другой.

А между деканами в шутку ведётся соревнование, кто ближе живёт к месту работы.

 

14. Правда ли, что все пермяки летом улетают в Турцию?

Это далеко не так: лето, наверное, самая горячая пора как для администрации факультетов, отвечающих за приёмную кампанию и организацию летних школ, так и для молодых преподавателей.

Что касается организации приёмной кампании, с конца июня до середины августа деканы лично организуют работу с абитуриентами, подавшими документы на конкурс, а также консультируют их после подачи документов, если у абитуриентов есть прямые вопросы к декану.

Также в последнее время в пермском кампусе организуются международные летние школы. Например, кафедра финансового менеджмента на факультете экономики уже дважды провела летнюю школу по интеллектуальному капиталу. В этом году факультет менеджмента впервые организовал школу «Городские проекты от идеи до реализации», где студенты из разных стран с тьюторами разрабатывали проект университетского парка.

Что касается молодых коллег, особенно резервистов (для которых это является обязательным), — им рекомендуется уезжать в летние школы зарубежных университетов. Это один из инструментов международной интеграции пермской Вышки, с годами увеличивающий свою эффективность.

 

15. Пермской Вышке пятнадцать лет, а на сколько она себя ощущает?

На этот вопрос ответит директор НИУ ВШЭ — Пермь Галина Володина:

Трудно однозначно ответить на этот вопрос. С одной стороны, мы ощущаем себя очень молодыми. Наши цели амбициозны, мы активно движемся вперёд, мы хорошая команда! Коллектив постоянно пополняется молодыми сотрудниками, средний возраст преподавательского состава — 41 год. С другой стороны, оглядываясь назад и сравнивая нас сегодняшних с теми, кем мы были в 1997-м, мы понимаем, что за прошедшие пятнадцать лет мы стали зрелыми и ответственными. А когда 1 сентября мы принимали в наш лицей первоклашек и среди них уже были дети наших первых выпускников, я отчётливо поняла наш внутренний возраст: мы себя ощущаем молодыми родителями!

 

Материалы подготовили: Андрей Емельянов, Ольга Майорова, Дмитрий Потапов, Кирилл Прозументик, Елена Шакина, Ирина Шафранская.

21 ноября, 2013 г.