• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Междисциплинарный формат: плюсы и вызовы – 2


Каковы плюсы и минусы междисциплинарного подхода? Где границы его целесообразности? С какими проблемами сталкиваются авторы междисциплинарных исследований? Об этом рассказывают организаторы междисциплинарных научных семинаров (МНС), проходивших в НИУ ВШЭ в прошлом году.

 

Расскажите о вашем семинаре. В чем состояли его основные исследовательские задачи и каких результатов удалось достичь? Чем обусловлен выбор междисциплинарного подхода для разработки вашей темы?

 

Ирина Шафранская, доцент департамента менеджмента факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ – Пермь

 Мы с коллегами проектировали семинар «Маркетинговая аналитика и большие данные: академическая, образовательная и консалтинговая повестка» с целью поиска точек пересечения интересов участников проекта.
Тема больших данных в маркетинге сейчас не просто актуальна – это «хайп» ( hype – ажиотаж, шумиха. – Ред. ), вокруг которого много завышенных ожиданий и излишнего ажиотажа. Мы решили посвятить семинар выработке некой повестки: какие в этой области нужны образовательные программы и продукты, какие возникают интересные исследовательские вопросы, какие задачи есть у бизнеса. В результате все три направления (академическое, образовательное и консалтинговое) переросли в конкретные действия.

 _______________________________________________

«С сентября 2017 года мы с коллегами запускаем обновленную магистерскую программу по маркетингу, междисциплинарную по наполнению и посвященную как раз разработке маркетинговых решений на основе данных».
________________________________________________

 
Уже сейчас в нашей лаборатории GAMES идет обсуждение проектов для бизнеса, в которых на основе анализа данных будут предложены решения по сегментированию. Это типичная маркетинговая задачка, решенная инструментарием точных наук, поскольку для ее решения используется машинное обучение.
Почему выбран междисциплинарный подход, отвечу так: потому что нет сейчас в науке другого подхода, кроме междисциплинарного. Особенно в сфере эмпирических исследований в маркетинге – тут требуется целый спектр подходов из анализа данных, психологии, менеджмента и математики.
 
Ксения Кочкурова, преподаватель факультета права НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
 2-3 июня 2016 года на базе нижегородского кампуса НИУ ВШЭ прошел междисциплинарный научный семинар «Развитие персональных брендов преподавателей как значимых составляющих бренда НИУ ВШЭ».
Персональный брендинг в силу своей специфики – очень сложный процесс, имеющий междисциплинарную основу. Во-первых, в проработке персонального «продукта» используются социально-психологические подходы и инструменты. Во-вторых, создание персонального бренда требует работы с внешним видом человека. Кроме того, для создания стратегии персонального бренда нужны навыки профессионального маркетолога, специалиста по созданию брендов (в том числе со знанием виртуальной среды и основных способов продвижения в ней).
Отдельно был рассмотрен вопрос о том, как с помощью визуальных средств – одежды и аксессуаров – подчеркнуть индивидуальные особенности персональных брендов.
Кроме того, участники семинара узнали, как с точки зрения права защитить свои нематериальные блага и интеллектуальные права, которые связаны с персональным брендом.


Валентин Шельменков
, старший преподаватель кафедры теории и истории права факультета права НИУ ВШЭ – Москва
В нижегородском кампусе НИУ ВШЭ 14 мая 2016 года мы провели междисциплинарный семинар на тему «Визуализация права − инструмент для оказания образовательных услуг в электронном виде». В семинаре участвовали представители компании «Яндекс», преподаватели кампусов в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде и др.
Текстовая форма представления информации не может в полной мере удовлетворить потребности современного общества в связи с увеличением объемов данных и нагрузки на восприятие. Нужно искать новые методы подачи информации. Сегодня в мире намечается переход от текстовой к визуальной правовой парадигме.
На семинаре мы обсудили и разработали современные технологии визуализации права в структуре различных видов деятельности в сфере образования. Были предложены новые инструменты; особое внимание было уделено разработке новых подходов в обучении и преподавании на примере визуализации права.
 

С какими проблемами в организации и проведении междисциплинарного семинара вы столкнулись? Какие сложности возникают при проведении междисциплинарного исследования?

 

Ирина Шафранская

Все организационные вопросы предсказуемы, и как их решать – понятно. Самое сложное всегда зависит не от тебя. Например, опаздывает самолет со спикерами, и это рушит всю программу. У нас было более 80 слушателей, всех надо было разместить в комфортной аудитории, это тоже непростая задачка. Кроме того, в семинаре принимали участие коллеги из-за рубежа, мы подключали их по скайпу, и связь иногда оставляла желать лучшего. Но это все решаемые проблемы.

 _______________________________________________

«Проведение междисциплинарного исследования – это изначально всегда необходимость выработать общий язык».
________________________________________________

 

Скажем, мы пишем с коллегами статью: я с позиции маркетинга, коллеги – из сферы математики и госуправления. Подобрана теория, собраны и посчитаны данные, есть интересные результаты, и возникает вопрос: а где мы будем публиковаться? Выбор журнала, расстановка акцентов в статье, ответы интервьюерам – это всегда вопрос компромиссов и обсуждений на общем, междисциплинарном языке. У нас был случай, когда редактор попросил нас упростить математическое описание, ссылаясь на то, что оно не будет понятно читателям из сферы госуправления. Но подобное упрощение сразу снижает ценность используемого исследовательского инструментария. Пришлось потрудиться над упрощением текста без содержательных потерь, что было довольно непросто.
 

Ксения Кочкурова

Я не могу выделить каких-либо проблем при организации семинара. Единственное, что необходимо, – повысить уровень информированности сотрудников университета о мероприятии, чтобы привлечь к участию больше людей.


Является ли продуктивным междисциплинарный формат научных мероприятий? Почему? Не возникают ли трудности (если да, то какие) у ученых разных дисциплин при обсуждении одного и того же предмета? В чем, на ваш взгляд, основные преимущества и недостатки междисциплинарности? Каковы, по вашему мнению, перспективы междисциплинарного подхода?


Ирина Шафранская

Междисциплинарность – это не волшебная пилюля , она не делает мероприятие или исследование автоматически более интересным и продвинутым. Это один из вариантов другого взгляда на твое исследовательское поле. Она нужна далеко не всегда. Иногда попытка сделать исследование междисциплинарным создает колосса на глиняных ногах: вроде бы обозначено что-то невероятно новое и важное, но, не будучи толком укорененным ни в одной из наук, такое исследование может быстро развалиться. Не стоит искусственно пытаться сделать свой проект междисциплинарным – он естественным образом станет таким, если в этом действительно есть необходимость.

 _____________________________________________________

«Междисциплинарность – это не волшебная пилюля , она не делает мероприятие или исследование автоматически более интересным и продвинутым. Это один из вариантов другого взгляда на твое исследовательское поле. Она нужна далеко не всегда».
______________________________________________________

 
В маркетинге, например, мы часто для работы с данными привлекаем математиков, но иногда может случиться так, что полученные результаты, несмотря на красоту использованного инструмента, оказались банальными и были понятны на интуитивном уровне. Сейчас, например, обсуждая развитие аналитического подхода в маркетинге, мы с коллегами всерьез задумались о том, что для некоторых наших исследовательских вопросов нам остро нужна помощь гуманитариев, философов, которые помогали бы найти ответы на ряд непрагматичных вопросов.


Ксения Кочкурова

Я считаю, что междисциплинарный подход в изучении сложного явления не только необходим, но и наиболее эффективен. В этом мы с коллегами не раз убеждались при проведении нашего семинара. Безусловно, есть некоторые сложности. Например, в определении предмета исследования. Так, если в маркетинге известно понятие «бренд», «личный бренд», то в юриспруденции оно отсутствует вовсе.

  _____________________________________________________

«Основное преимущество междисциплинарного исследования состоит в том, что вопрос рассматривается комплексно, что в ходе этого вырабатывается целостная картина. Она позволяет детально разобраться в базовых элементах рассматриваемой темы, выявить проблемные аспекты и найти пути их решения».
________________________________________________________

 
В перспективе, на мой взгляд, следует как можно больше проводить исследований на грани нескольких дисциплин, особенно это необходимо в отношении тех явлений, которые только возникают в различных сферах жизнедеятельности. Более того, считаю, что следует проводить не просто междисциплинарные семинары, а междисциплинарные научно-практические семинары.

 

Валентин Шельменков

Такое мероприятие очень продуктивно, так как позволяет взглянуть на проблему со всех сторон. У всех участников семинара были свои подходы к визуализации права, иногда диаметрально противоположные , но это даже лучше, так как каждый участник внес свой вклад в развитие визуализации права и тем ее обогатил. Применение такого подхода позволяет повысить результативность исследования .




Читайте предыдущие выпуски о междисциплинарных научных семинарах на нашем сайте:


https://okna.hse.ru/news/149294002.html;

https://okna.hse.ru/news/133584175.html.

22 июня, 2017 г.