• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультету психологии 10 лет!

Сегодняшний выпуск «Окон» посвящён факультету психологии, который в мае отмечает свой десятилетний юбилей. Мы поздравляем его сотрудников и студентов с этим праздником и желаем дальнейшего академического роста и процветания.В данном выпуске преподаватели факультета делятся своими мыслями о том, каким они видят дальнейший путь его развития.

Как бы вы охарактеризовали факультет сейчас? Какую роль он играет в вашей жизни? 

Алла Болотова, ординарный профессор, заведующая кафедрой общей и экспериментальной психологии

Факультет уже состоялся как исследовательский центр. Здесь есть ряд интересных лабораторий: лаборатория по психофизиологии, лаборатория по исследованию когнитивных процессов, лаборатория по социально-психологическим проблемам и др.

Кроме того, он состоялся также и как учебный центр. У нас есть достаточно сильные кафедры и квалифицированный профессорско-преподавательский состав. На нашей кафедре общей и экспериментальной психологии работают известные учёные: академик и всемирно известных психолог В. П. Зинченко, академик и член-корреспондент В. Д. Шадриков. Преподаватели всех кафедр имеют учёные степени. По их монографиям и учебникам готовятся учебные спецкурсы и курсы по выбору.

Отличительная особенность нашего факультета состоит в том, что здесь проводится как теоретическая, так и практико-ориентированная подготовка студентов. В связи с этим все кафедры также занимаются развитием у студентов прикладных навыков (например, в области консультирования, диагностики, психологической поддержки и помощи личности в трудных ситуациях).

 

Владимир Штроо, и. о. декана, заведующий кафедрой организационной психологии

На факультет я пришёл в 2002 году не по собственной воле. Меня в буквальном смысле привела сюда за руку первый декан факультета А. К. Болотова. Сегодня я связан с факультетом, как говорится, по рукам и ногам. Моя нынешняя жизнь фактически полностью посвящена факультету, его повседневным делам, его проблемам и достижениям, его планам.

 

Владимир Шадриков, ординарный профессор, научный руководитель факультета психологии

Десять лет для факультета – это младенческий возраст. Лев Толстой говорил, что от него до пятилетнего – один шаг, от пятилетнего до новорожденного – дистанция огромного размера. Когда я говорю о младенческом возрасте, я имею в виду огромную дистанцию, которую прошёл факультет в своём становлении. Но всё же это ещё младенческий возраст. Факультет занял достойное место среди ведущих психологических факультетов страны. Это, прежде всего, относится к преподавателям, которые работают на факультете. Мы первые в стране с момента создания стали готовить студентов по двухуровневой системе (бакалавр, магистр). На факультете формируются научные подразделения. Оформляется современный образовательный процесс, позволяющий проявиться индивидуальности студентов. Появляются новые образовательные курсы и программы, устанавливаются связи с зарубежными коллегами. Одним словом, факультет находится в становлении и развитии.

Но нельзя не видеть существенных недостатков. Прежде всего, недостаточно развита экспериментальная база, студенты недостаточно знают отечественную психологию и её ведущих учёных. Кроме этого, индивидуальные планы, во многом, носят формальный характер, не отражая мотивации обучающихся. У самих студентов ещё не сформировался вкус к научной работе. Наконец, научные разработки учёных факультета недостаточно представлены и доступны зарубежным коллегам.

 

Елена Мандрикова, заместитель декана по работе с абитуриентами, выпускниками и партнёрами, старший преподаватель кафедры организационной психологии

В юбилейном году я оказалась связана с факультетом психологии тройными узами: как преподаватель, как исследователь и как менеджер, причем последняя сфера охватывает также тройную целевую аудиторию «внешнего» контура: абитуриентов, выпускников и партнёров факультета. Последние полгода все мои мысли заняты поиском путей продвижения факультета, повышения престижности и качества обучения на нашем факультете в глазах «внутренней» и «внешней» целевой аудитории. Соответственно, прикладывая тройные усилия, я, равно как и мои коллеги по цеху, делаю всё для осуществления прорыва в развитии факультета. Юбилейное время для этого прекрасно подходит.

 

Игорь Уточкин, доцент кафедры общей и экспериментальной психологии

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что факультет сейчас играет огромную роль в моей жизни. Как и прежде, я преподаю много разных интересных предметов. Я замечаю за собой, что от года к году мне всё интереснее проводить время, работая со студентами.

Полтора года назад была создана научно-учебная группа когнитивных исследований. Исследовательская работа меня всегда привлекала, но мне казалось, что она не очень-то привлекает наших студентов. И тут я с удивлением обнаружил, что интерес есть. Наша маленькая комнатка, в которой я и один-два студента-энтузиаста раньше проводили эксперименты, внезапно начала превращаться в настоящую лабораторию, лабораторию по духу. Теперь это место, где почти постоянно собираются студенты, что-то делают, обсуждают, проводят эксперименты. Таким я всегда себе и представлял по-настоящему работающий научный коллектив. Здорово, что такую атмосферу удаётся создавать.

 

Екатерина Орёл, старший преподаватель кафедры организационной психологии, научный сотрудник международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ

Я работаю на факультете с 2009 года, причём я пришла сюда не из академической среды, т.к. до этого успела поработать в разных местах.

Наш факультет – динамично развивающийся. У нас много молодых сотрудников, что позволяет преподавать и реализовывать научные проекты в достаточно комфортной среде. Ты не зацикливаешься на том, что нужно согласовать какую-то идею или проект большим количеством людей.

Наше отличие от других факультетов психологии состоит, наверное, в том, что у нас более молодой состав сотрудников, и мы стараемся идти в ногу со временем. Отличие же от других факультетов Вышки – в том, что у нас какое-то, своё, понимающее отношение к студентам. Хотя это иногда и мешает, ведь студент ждёт того, что ты его поймёшь и в чём-то сделаешь поблажку, но разного рода формальным основаниям её сделать не получается.

 

Милана Хачатурова, аспирант и преподаватель кафедры общей и экспериментальной психологии

Я, как и двое моих коллег-преподавателей (Анна Паукова и Андрей Ловаков), были первым набором факультета 2002 года. С самых  первых дней Вышка и факультет стали для меня по-настоящему «вторым домом». Такими они и остаются по сей день. Когда мы только начинали, было много сложностей, но была и какая-то внутренняя вера, что их можно преодолеть. Факультет, его преподаватели и студенты были одной большой семьей, сплоченной командой. Верю, что эти чувства и сейчас остались у многих, несмотря на то, что нынешний психфак – это уже огромный по своим масштабам организм.


Надежда Лебедева, профессор кафедры организационной психологии, заведующая международной научно-учебной лабораторией социокультурных исследований

Я работаю на факультете с 2006 года. Здесь же базируется и наша лаборатория, в которой работают в основном сотрудники и студенты факультета психологии. За годы моей работы на факультете произошли серьёзные изменения. Такую дистанцию страны проходят за несколько десятков лет, а факультет за 2-3 года на моих глазах превратился в динамично развивающийся, ориентированный на науку коллектив коллег-единомышленников разного возраста – от студента до профессора и академика.

Для меня и моих молодых коллег по лаборатории работа на факультете стала смыслом жизни и местом постоянного проживания. К нам постоянно приезжают ведущие зарубежные ученые, делятся с нами своими знаниями и исследовательским опытом. При этом к этому ценному источнику прямой доступ имеют и наши студенты. В частности, недавно они наряду с преподавателями посещали курс «Psychology of Economics»,  прочитанный на факультете учёными из Тилбургского университета (Нидерланды).

Для меня образ факультета сейчас – это набирающий скорость самолет, бегущий по взлетной полосе.


Каким вы видите факультет в следующие 10 лет?

Алла Болотова

Я думаю, что у нас могут появиться новые кафедры. Было бы неплохо, если бы на факультете активнее проводились исследования в области когнитивной психологии, психологии индивидуальности, позитивной психологии, в области изучения проблем жизнестойкости личности, самоэффективности личности. Позитивная психология сейчас набирает вес в мировой науке, и я думаю, что наш факультет тоже не будет отставать в этом направлении. У нас есть достаточно много молодых преподавателей, которые занимаются этой темой. Я надеюсь, что их исследования будут продолжаться, потому что это — исследования мирового уровня.

 

Владимир Штроо

Надеюсь, он займёт достойное место среди остальных факультетов в структуре Вышки, станет одним из лучших научно-образовательных центров в профессиональном психологическом сообществе, и не только в России.

Для этого он уже накопил необходимый потенциал и приобрёл устойчивый темп движения вперёд. Прежде всего речь идет о коллективе преподавателей и учёных-исследователей, который создавался, что называется, по крупицам усилиями декана А. К. Болотовой и научного руководителя факультета В. Д. Шадрикова. Теперь важно не растерять это качество и по возможности укрепить его. Главный ресурс — наши выпускники!

 

Владимир Шадриков

Я считаю, что психологическая наука находится в методологическом кризисе. Прежде всего, это касается экспериментального изучения индивидуальности. Необходимо активно внедрять в научные исследования малопараметрические математические модели, позволяющие описывать индивидуальное поведение. Факультет мог бы стать ведущим факультетом в стране, если бы объединил свои усилия в этом направлении. У нас есть шанс, необходимо его не упустить. Хотелось бы также, чтобы на факультете больше внимания уделялось разработке методов диагностики. Сегодня мы в основном пользуемся зарубежными методами, разработанными 40-60 лет тому назад. Метод позволяет получать новые факты. Пользуясь заимствованными методами, мы никогда не будем оригинальными и интересными для мировой науки. Наука развивается в единстве предмета и метода.

Хочется надеяться, что факультет выполнит свою миссию, связанную с развитием психологической науки и использованию её достижений на практике.

 

Елена Мандрикова

Представляя следующий юбилей факультета (а я представляю его и вижу себя частью факультета через 10 лет), я уверена, что буду гордиться местом, в котором я работаю, развиваюсь, творю, общаюсь со студентами, коллегами, партнёрами. Нашим основным конкурентным преимуществом является сложившийся коллектив (повторюсь, в большей степени — перспективная молодёжь). Если распоряжаться этим активом с умом, холить и лелеять его, поддерживать и бросать вызов, факультет имеет все основания закрепиться в тройке лидеров.

Из образцов для подражания я бы выделила среди отечественных факультет психологии Томского государственного университета под руководством Э. В. Галажинского, а среди зарубежных — факультет психологии Университета Гента (Бельгия), где талантливая молодёжь взяла развитие факультета в свои руки. У них получилось. Верю, что мы тоже сдюжим!

 

Игорь Уточкин

Меня в первую очередь заботит научное будущее факультета. Я всегда верил, что уровень образования в Университете подтягивается к уровню науки, хотя понимаю, что быть хорошим учёным и хорошим преподавателем — не одно и то же. Мне кажется, было бы здорово, если бы институт НУЛов и НУГов по-настоящему прижился на факультете (всё-таки у нас пока он находится совсем ещё в нежном возрасте). Мне также кажется, что в плане фундаментальной науки, да и прикладной тоже, нам стоит усиливать естественнонаучную составляющую, связанную с точными поведенческими экспериментами и физиологией.

Екатерина Орёл

Мы сейчас конкурируем с факультетом психологии МГУ за первое место по качеству психологического образования, и нам в ближайшие годы хотелось бы выйти на первое место.

Кроме этого, хотелось бы, чтобы через 10 лет на факультете появилась настоящая научная школа со своими традициями и опытом, передающимися из поколения в поколение, которая бы объединяла специалистов по психологии многих разных отраслей, которые работают на факультете. Когда у тебя появляется старший товарищ, который работает в рамках той же школы и передаёт тебе свой опыт, то это оказывает серьёзнейшее влияние на твою работу.

Милана Хачатурова

Очень хочу надеяться, что за последующие 10 лет психфак продолжит своё активное развитие, выйдет на передовые позиции в нашем университете и станет настоящим лидером среди всех российских психологических факультетов. Потенциал и все возможности как у преподавателей и сотрудников факультета, так и у его студентов для этого есть. Надо только продолжать усердно работать, прилагать все свои усилия и верить, что всё получится.

Надежда Лебедева

Через 10 лет, по моему мнению, наш факультет должен иметь в своём составе как минимум 2-3 признанных на мировом уровне научных центра. Кроме этого, я надеюсь, что сотрудники и студенты факультета будут активно печататься в зарубежных рецензируемых журналах, к нам будут приезжать учиться иностранные студенты и работать постдоки из ведущих стран. Чтобы это стало явью, я вижу две траектории развития: первая – дальнейшая интернационализация факультета, рост числа дисциплин, читаемых на английском языке в бакалавриате и магистратуре, создание программ двойного диплома и двойной аспирантуры (сейчас мы работаем в этом направлении с нашими коллегами из университета Тилбурга) с защитой нашими аспирантами PhD в зарубежных вузах и возвращением на факультет в качестве преподавателей.

Вторая траектория, тесно связанная с первой – развитие различных отечественных школ психологии на мировом уровне, для чего опять-таки необходимо международное сотрудничество, в частности, проведение совместных исследований. В ходе этих исследований мы приобретаем бесценный теоретический и методологический опыт из первых рук, делаем совместные публикации. За полтора года существования нашей международной лаборатории у нас побывало 11 ведущих зарубежных ученых, специалистов в области социальной, экономической и кросс-культурной психологии, и все они хотят дальше сотрудничать с нами в сфере науки. Необходимо поднимать престиж современной отечественной психологической науки, в прошлом хорошо известной за рубежом (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия), до мирового уровня после долгого застоя и идеологического прессинга.

На факультете с этого года началась активная работа с абитуриентами бакалавриата и магистратуры. Помимо ежегодной Зимней школы и дней открытых дверей, в этом году работала первая студенческая конференция по социальной психологии для выпускников бакалавриата, организованная нашей лабораторией и Весенняя сессия для старшеклассников, организованная сотрудниками кафедры организационной психологии. Если на факультете будет интересно учиться и жить, то к нам будут приходить заинтересованные и талантливые студенты. 

Конечно, не все еще на факультете хорошо и гладко, но уже есть ощущение правильного пути, и стало меньше ненужных помех в работе.

Хотелось бы, чтобы нашим студентам было интересно заниматься наукой, и они находили время для этого. Для этого предстоит ещё много сделать. Хотелось бы большей демократичности, открытости со стороны преподавателей по отношению к студентам и их запросам, большего доверия и отсутствия страха со стороны студентов. Меня поразил рассказ канадского профессора Джона Берри, читавшего недавно курс по психологии  межкультурных отношений студентам 2 курса нашего факультета, в ходе которого он давал примеры политики Канады в сфере миграции и аккультурации и спрашивал их о том, как это происходит в России. Выяснилось, что наши студенты очень бы хотели участвовать в решении больных вопросов миграционной и социальной политики в России, но боятся и не верят в то, что они могут что-то изменить в своей стране. У них велик пессимизм и выражена ориентация на эмиграцию. Я думаю, это характерно не только для студентов-психологов. Поэтому свою задачу я вижу и в том, чтобы  постепенно убирать шоры страха и «выученной беспомощности» с глаз наших студентов, помогать найти себя и своё активное место в сложной реальности современной России, развивать и гуманизировать те важные процессы, которые в ней происходят. Менять нашу жизнь к лучшему и меняться самим. Я верю в то, что через 10 лет наш факультет станет лучшим в России.

 

15 мая, 2012 г.