• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История в Вышке

Майский выпуск «Географии Вышки» посвящён исторической науке, изучаемой и преподаваемой в стенах нашего университета. Мы попросили деканов исторических факультетов в Московском и Петербургском кампусах – Александра Каменского и Александра Семёнова, а также руководителя направления «История» факультета менеджмента Пермского кампуса Андрея Борисова рассказать об основных принципах исторического образования в НИУ ВШЭ.

Александр Каменский, декан факультета истории НИУ ВШЭ

Как появилась идея о создании факультета? В чём она состоит?

Идея создания в Высшей школе экономики факультета истории принадлежит ректору Я.И. Кузьминову. Что касается концепции факультета, то она была разработана группой историков, некоторые из которых к этому моменту уже работали в Вышке. В эту группу входили: я, И.М. Савелиева, А.В. Полетаев, П.Ю. Уваров, Е.А. Вишленкова и др. Идея заключалась в том, чтобы создать модель исторического образования, которая соответствовала бы, во-первых, современным требованиям к двухуровневому образованию, а во-вторых, состоянию современной исторической науки и, кроме этого, отражала бы те изменения, которые произошли в ней за последние несколько десятилетий.

 

В чём его отличие от других российских исторических факультетов?

В предложенной нами модели исторического образования есть несколько принципиальных отличий. Во-первых, мы попытались преодолеть то разделение между отечественной, российской и всемирной историей, которое характерно для традиционной модели исторического образования, формирующей не вполне адекватные мировоззренческие установки и не вполне адекватные современной науке профессиональные представления и навыки. Во-вторых, мы хотели в целом отойти от канонов традиционной модели исторического образования, которая в значительной мере ориентирована на, так называемую, монологичную форму преподавания, которая заключается в передаче преподавателя студентам готового знания. Эта модель возникла ещё во второй половине XIX века и с тех пор, к сожалению, мало изменилась. Она имеет, безусловно, свои положительные стороны (так, её сильной стороной является то, что принято называть системностью), но вместе с тем она уже устарела и не соответствует требованиям современного высшего образования. Мы же хотим формировать у студентов, прежде всего, навыки работы с исторической информацией, поиска этой информации, обработки и профессионального использования. Все курсы, которые мы предлагаем, это проблемные курсы. Соответственно, перед преподавателем стоит задача обратить внимание студентов на те научные проблемы, которые существуют в рамках того или иного курса. На семинарских занятиях студенты учатся, в первую очередь, работать с историческими источниками, потому что это – основа ремесла профессионального историка. При этом вне зависимости от того, будет ли студент потом заниматься научной деятельностью или нет, он здесь научится работе с информацией в целом, научится её адекватно оценивать. При монологичной системе, когда преподаватель читает студентам, к примеру, историю России, он сообщает им лишь некоторые даты, события и имена, что является всегда некоторой интерпретацией, так как эти даты, имена и события, так или иначе, отбираются. При этом это выдаётся за некоторую данность, бесспорное знание, между тем, как в науке нет вообще ничего бесспорного, и в принципе всё может быть подвергнуто сомнению. В связи с этим мы как раз стремимся научить студентов подвергать сомнению то, что кажется истиной.

В-третьих, наша модель подразумевает более основательное гуманитарное образование, которое, с одной стороны, в принципе необходимо для современного историка, поскольку современное гуманитарное знание по больше части имеет междисциплинарный характер, а с другой – имеет практическое значение, так как предоставляет нашим выпускникам более широкие карьерные перспективы. т.е.  окончании бакалавриата.  бакалавриата.  возможностейое знаниестепенно расшифровывается (сегодня расшифрую и сегодня-завт

 

Каковы основные этапы создания факультета?

Первым этапом была разработка концепции, которая была представлена руководству Вышки. Этот этап был совсем непродолжительным, поскольку к моменту начала работы над этой концепцией у тех, кто принимал участие в этой работе, уже сложилось достаточно чёткое представление о том, какой должна быть эта модель.

Второй этап – это этап обсуждения и принятие этой концепции Учебно-методическим советом Вышки, Ректоратом, Учёным советом.

Дата создания факультета совпала с днём рождения Вышки. Решение Учёного совета состоялось ровно 28 ноября 2009 года.

После этого, начиная февраля 2010 года, начался организационный этап, связанный с подготовкой к первому набору.

Однако процесс формирования факультета не закончился с первым набором. Он продолжается, и, я думаю, будет продолжаться достаточно долго, потому что мы сознаём, что модель, которую мы реализуем на факультете, это – своего рода эксперимент, потому что ничего подобного в России не было и нет.

 

Каковы на данный момент результаты деятельности факультета?

В целом, мы довольны своими студентами. Они превзошли все наши ожидания. Это не означает, что мы никого не отчислили за эти годы. Безусловно, были ребята, которые не справились и были отчислены из-за своей успеваемости. Были и такие, которые поняли, что они сделали не вполне правильный выбор или взяли для себя некоторую паузу для того, чтобы обдумать свою дальнейший жизненный путь.

Факультет с момента своего создания прошёл большой путь. В прошлом году мы открыли две магистерские программы, уникальных по своему содержанию для российского образования. Дело в том, что обычно магистерские программы, существующие на других российских исторических факультетах, как правило, тематически продолжают то, чтобы было в бакалавриате. Мы же предложили принципиально иное поле знания.

В этом году мы открываем ещё две программы, которые также по своей тематике не имеют аналогов в других российских вузах. После их открытия можно будет говорить о том, что мы также завершили некоторый этап в развитии факультета.

Кроме этого,  в первый год существования факультета возник Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и её последствий. В конце этого года состоится крупная международная конференция по тематике центра, которая уже вызывает большой интерес у наших коллег из разных стран. Такая реакция показала то, что эта проблематика находится в мейнстриме современного научного знания.

Наконец, в этом году в Вышке возникла лаборатория медиевистических исследований. Она с самого начала развернула большую деятельность по организации конференций, семинаров, летних школ и т.д. Мы тоже видим в этом значительную перспективу.

 

Каковы планы факультета на будущее?

У нас есть планы по развитию научных направлений. В частности, мы считаем необходимым развитие такого направления как экономическая история. Это не только связано с тем, что наш факультет находится в Высшей школе экономики, но и с тем, что экономическая история – то направление в исторической науке, которое в последние два десятилетие пришло в упадок в нашей стране.

Мы также думаем о развёртывании определённой деятельности по публикации исторических источников. Это – традиционное поле деятельности для российской исторической науки, которое имеет очень давние традиции, но тоже переживает сегодня не лучшие времена. У нас сегодня в стране не существует центра, который бы выполнял такого рода функции. Мы полагаем, что наш факультет мог бы стать таким центром.

Всё, о чём я говорил, мы планируем развивать совместно с нашими коллегами в Петербургском и Пермском кампусах. В частности, в Перми созданы две лаборатории исторического профиля: лаборатория антиковедения и лаборатория истории повседневности XX века. В Петербурге на вновь создаваемом факультете истории возникает также новый исследовательский центр со своей проблематикой. Как нам кажется, те научные структуры, которые существуют в Москве, в Петербурге и Перми, будут удачно друг друга дополнять. Мы планируем, что будем проводить совместные научные мероприятия и всячески развивать студенческое взаимодействие этих трёх кампусов: организовывать совместные студенческие практики, конференции и т.д. В перспективе можно будет подумать и о студенческих научных проектах.

 

Александр Семёнов, декан факультета истории Санкт-Петербурского кампуса НИУ ВШЭ

Как появилась идея создания факультета?

Историки хорошо знают, что рождение нового — это результат стечения обстоятельств и действий людей. Факультет истории в Петербурге не стал исключением из общих закономерностей исторического процесса. Не так давно в московском кампусе НИУ ВШЭ был создан факультет истории. Это дало стимул кругу историков Петербурга поразмышлять над возможностями создания факультета истории в рамках петербургского кампуса. Наши коллеги из Москвы, с которыми мы были знакомы по профессиональному цеху (и прежде всего Александр Каменский), существенно помогли нам в осмыслении горизонтов и задач нового исторического образования. Действовала и логика «духа времени»: инициативная группа в Петербурге вполне разделяла взгляд московских коллег на нерешённость важных задач по созданию нового исторического образования в России, включая проблему диалога между историческим знанием и социальными науками, насущную потребность преодоления жёсткого отделения российской истории от всеобщей, необходимость обогащения классических традиций историографии новыми рефлексивными подходами к истории и характеру самого исторического знания, а главное, мы были не всем удовлетворены в образовании, которое мы получали в своё время на наших исторических факультетах. «Дух времени» также чувствовался в общественном запросе на историческое знание, что было сформулировано федеральным правительством, провозгласившим 2012 год годом российской истории. Однако по вопросу о благоприятности или неблагоприятности государственного внимания к истории для развития исторического знания мнения организаторов факультета разделились. Между тем вопросы исторической политики стали предметом содержательных дискуссий среди будущего коллектива факультета, и эти дискуссии явно продемонстрировали нам, что у нас есть поле для профессиональной деятельности и что history matters, пусть и по-разному.

Привлекательным для нас был и курс ВШЭ, направленный на создание сетевой структуры кампусов и образовательных программ. Мы как историки вдохновлялись примером взаимовлияния двух исторических школ — московской и питерской, который имел место в истории России до 1917 года. Как сильно и разнообразно может выглядеть сеть исторических исследований и исторического образования, соединяющая Москву, Пермь, Нижний Новгород через кампусы ВШЭ!

 

Как он создавался?

Писать историю факультета, который только что образован, дело неблагодарное. Кроме того, факультет истории в Петербурге — это живая история, и для нас важно, чтобы процесс его развития не останавливался, а продолжался и после его официального открытия. Но попробуем наметить вехи начала этого процесса. Принципиальной отправной точкой для нас была возможность совмещения научно-исследовательского процесса и процесса образования на новом факультете. Мы все являемся действующими исследователями, каждый из нас много лет работает над своей/своими исследовательскими проектами, но Вышка дала нам возможность скоординировать свои научные усилия и, главное, применить их в образовательном процессе. Преподавание оказывает значительное влияние на исследовательскую деятельность, позволяет избегать излишней специализации, приучает смотреть на свою область исследования со стороны, вырабатывать критический взгляд и способность к пересечению субдициплинарных и дисциплинарных границ. Верно и обратное: студентам никогда не будет скучно на лекциях преподавателя, который может предоставить не только выводы исследования, но и рассказать и показать его «кухню».

Такая позиция встретила понимание со стороны руководства петербургского филиала чуть больше полутора лет назад, и это весьма нас приободрило. Именно поэтому инициативная группа с самого начала запланировала создание Центра исторических исследований вместе с факультетом и приглашение Евгения Анисимова на роль научного руководителя факультета. Тогда были заложены основы для нескольких научно-исследовательских проектов и направлений:

  • сравнительное изучение империй, колониализма и национализма (Александр Семенов и Елена Павлова);
  • изучение феномена границы, истории транспорта и коммуникаций (Адриан Селин, Александра Бекасова);
  • экологическая история (Юлия Лайус);
  • современная история (Татьяна Борисова);
  • диалог между социальными науками и историографией (Виктор Каплун).

Санкт-Петербург — место, где находится новый факультет истории, — бывшая столица Российской империи и балтийская столица современной России. Именно Балтийский регион Европы — полигон для многих исследовательских проектов факультета, и именно в этом регионе факультет начинает формировать свои международные связи.

 

Каковы его основные принципы? В чём его отличие от исторических факультетов других вузов?

Созданный факультет отличает междисциплинарность исследований его сотрудников. Междисциплинарность нынче в моде. Она чересчур модна. Тем не менее нам кажется, что есть пути осмысленного и даже необходимого междисциплинарного диалога. К какому цеху мы отнесем Н. М. Карамзина? К историческому или к филологическому? Получается, что рождение истории как современной научной дисциплины невозможно понять без уяснения общего пространства гуманитарного и социального знания. Как можно понять развитие современного исторического знания, если не видеть огромное влияние социологии и затем — антропологии на становление социальной истории и культурной истории? С другой стороны, современный мир всё меньше напоминает нам биполярное пространство XX века, также нет и признаков появления единой нормативной модели политического и общественного уклада. Характерные для социальных наук формальные и внеисторические модели критикуются изнутри, растёт спрос на те исследовательские модели, которые приспособлены для учёта вариативного опыта, различных темпоральностей социальных и политических процессов, культурно-региональной специфики. В сложившейся ситуации могут быть полезными выработанные исторической наукой методы описания исторического опыта и критического отношения к обобщающим теоретическим моделям. Таким образом, междисциплинарный диалог может быть осмысленной научной работой, а не модной вывеской.

Другой отличительной характеристикой созданного факультета является его ориентированность на сравнительную историю, акцент на регионоведении (постсоветское пространство, Латинская Америка, Северная Европа) и уход от базового разделения на российскую и всеобщую историю. Это разделение привело к плачевным результатам: в большинстве исторических программ России имеет место значительный дисбаланс в сторону российской истории, происходит самоизоляция исторической профессии, а также из поля зрения исчезает исторический анализ сравнительной и глобальной перспективы. А ведь именно историки должны хорошо помнить увещевание Сеймура Липсета о том, что тот, кто знает только одну страну, не знает ни одной.

 

Каковы планы по дальнейшему развитию факультета?

Сегодня мы открываем программу для бакалавров. Наша задача — дать общее историческое образование с пониманием общей логики гуманитарных наук, своего рода стартовую позицию людям, выбравшим своей специальностью гуманитарное знание. Уже в ближайшее время мы планируем открытие научного семинара «Границы истории» для всестороннего обсуждения кризиса профессиональной идентичности историка, возможностей кросс-дисциплинарного диалога в поле социальных и гуманитарных наук, потенциала сравнительной и глобальной истории и проблемы функционирования исторического знания в современном российском обществе. Мы предполагаем в дальнейшем открыть магистерские и аспирантские программы. Важно, что они будут ориентированы не только на наших будущих выпускников. Мы ждём магистрантов и аспирантов, которые прошли курс бакалавриата в других университетах, а наших бакалавров будем поощрять к продолжению образования в международных образовательных программах.

Международное сотрудничество факультета в образовательной и научной сфере — один из важных приоритетов развития. Для этого у нас есть хороший потенциал, так как все члены инициативной группы факультета имеют опыт международной научной работы или преподавания за рубежом. Это позволит интернационализировать как нашу научную жизнь, так и процесс образования.

 

 Андрей Борисов, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин факультета менеджмента Пермского кампуса НИУ ВШЭ

Как появилась идея о создании направления «История» на факультете менеджмента в Пермском кампусе? Как проходил процесс его организации?

В НИУ ВШЭ – Пермь сегодня нет отдельного факультета истории. Направление «История» также как и направление «Политология» находится на социально-гуманитарном отделении факультета менеджмента. Конечно, это временное явление. В ближайшее время в Пермской «Вышке» открываются еще два новых направления – «Социология» и «Юриспруденция». Идет планомерное движение к открытию социально-гуманитарного факультета.

Что касается направления «История», то его появление было закономерно. Большое внимание гуманитарной составляющей образования на экономических направлениях Пермской «Вышки» всегда уделял зам. научного руководителя НИУ ВШЭ, профессор Л.Л. Любимов. Как известно, Лев Львович отец-основатель Пермского кампуса и его бессменный куратор. В этом качестве он строго следил за качеством гуманитарной подготовки студентов и, соответственно, отбором профессорско-преподавательского состава. В этом его всецело поддерживало руководство Пермского кампуса во главе с директором Г.Е. Володиной.

В итоге, кафедра гуманитарных дисциплин превратилась в центр притяжения молодых, креативных, продвинутых ученых, готовых вкладываться в развитие такого направления как «История». На этом этапе инициативная группа всецело получила поддержку со стороны декана факультета истории НИУ ВШЭ, профессора А.Б. Каменского и его коллег. Здесь было все – многочисленные консультации инициативной группы, помощь в создании учебных планов, проведение адаптационного семинара для новых преподавателей. Достаточно сказать, что Александр Борисович лично прилетал в Пермь, чтобы провести индивидуальное собеседование с каждым вновь принимаемым на кафедру гуманитарных дисциплин профессором и доцентом. Так в Пермском кампусе появилось направление «История».

Кстати, факультет истории не оставляет Пермь без внимания и сейчас. Студенты до сих пор не могут забыть блистательных лекций Игоря Николаевича Данилевского – профессора, заведующего кафедрой истории идей и методологии исторической науки и Михаила Анатольевича Бойцова – профессора кафедры политической истории, заведующего лабораторией медиевистических исследований, которые работали в Пермской «Вышке» в апреле этого года. Одновременно Александр Борисович провел ряд установочных совещаний с профессорско-преподавательским составом и сотрудниками исследовательских центров.

Так сложилось, что сегодня костяком историков в Перми являются ученые, чьи интересы связаны с зарубежной историей. Это группа антиковедов – специалистов по древним Греции и Риму. Я о них еще скажу отдельно. Это специалисты по новистике, среди которых были полонист, испанист и американист. Что касается российской истории, то здесь также есть уникальные специалисты. Чего стоит только профессор О.Л. Лейбович, разрабатывающий проблематику российской истории повседневности. Этого ученого знают не только у нас в стране, но и за ее пределами.

 

Каковы его основные принципы?

Клонировать традиционную историческую модель образования бессмысленно, она существенно отстает от западных аналогов. Конечно же, когда замышлялось открытие направления «История» в НИУ ВШЭ – Пермь, была изначальная установка создать образовательную систему, которая была бы открыта миру, состыковывалась бы с образовательными программами ведущих зарубежных университетов и, одновременно, конкурировала бы с ними. Для этого основной упор должен был быть сделан на различные исследовательские и профессионально-дискурсивные практики студентов. Эти практики реализуются не только в исследовательских семинарах, но и во внеучебной деятельности студентов.

В рамках направления «История» активно работает клуб любителей античности, клуб путешественников, дискуссионный клуб «Полития». Это клубы открытого типа, куда с удовольствием ходят старшеклассники, и даже ребята из основной школы. Дискуссионный клуб «Полития» известен своей работой по всему Пермскому краю. На сегодняшний день уже существует очередь, в которой образовательные учреждения бьются за право принимать у себя заседания клуба. Студенты выступают в качестве модераторов, проводя в школьных аудиториях различные дискуссии по актуальным социальным проблемам. Они сами определяют тему, сами приглашают экспертов, но перед этим им, конечно же, предстоит серьезная подготовительная работа, углубленное чтение непростой по содержанию литературы философского, исторического и политического характера. В этой деятельности формируются профессиональные компетенции студентов.

Сильной стороной исторического образования в «Вышке» является формирующаяся сетевая структура взаимодействия кампусов. Как известно, в этом году открывается факультет истории в Санкт-Петербургском филиале НИУ ВШЭ. Появляется возможность проводить совместные практики, обмениваться учебными курсами и т.д.

 

Каковы планы по развитию направления «История»?

Историкам в Пермском кампусе необходимо поднимать уровень научных исследований. Хотя и в этом плане уже предприняты определенные шаги. Созданы две активно работающие лаборатории – лаборатория антиковедения и лаборатория изучения истории советской повседневности. В рамках лабораторий ведется не только научная работа, но и работа со студентами и школьниками. Лаборатории также вовлечены в клубную студенческую деятельность. Регулярно проводят научные семинары. Это серьезный задел, но на этом нельзя останавливаться. Необходимо работать над открытием новых лабораторий с широким выходом на международное сотрудничество. В ближайшей перспективе у нас имеются планы развивать связи с университетом Эссекса, который является вузом-партнером Пермского кампуса.

Также необходимо работать над открытием магистерских программ по истории. Такая работа уже ведется с учетом деятельности исследовательских лабораторий.

Важно отметить, что историки Пермского кампуса будут проводить Летнюю школу «Политические режимы античности: сущность и рецепция».

Изучение политических режимов античности (как демократических, так и недемократических) является актуальным научным направлением, данные сюжеты привлекают внимание российских и зарубежных исследователей. В период проведения Летней Школы предполагается обсуждение вопросов, связанных с эволюцией политических режимов античности, а также рецепция античный политических идей и форм в настоящее время. Поднимаемая тема находится на стыке гуманитарных дисциплин и может быть определена как междисциплинарная.

Как представляется, востребованность современной исторической науки определяется тем, что она, реконструируя прошлое, выводит людей на проектирование позитивного будущего. Историческая наука активно вовлечена в процессы социальных трансформаций и при определенных обстоятельствах способна на них влиять.

15 мая, 2012 г.