В конце августа в Вышке стартовала программа развития навыков преподавателей для чтения курсов на английском языке. Она разработана специалистами Teaching and Learning Centre Лондонской школы экономики и сертифицирована Академией высшего образования Великобритании. Программа рассчитана на один год. Подобные программы существуют во многих университетах, а их прохождение часто является необходимым условием получения должности преподавателя. Программа сочетает педагогическую теорию и практику. Уникальность данной программы состоит в том, что впервые подобная программа предлагается в очно-дистанционном формате - семинары чередуются с виртуальными «встречами» в Skype и выполнением домашних заданий. Программа специально адаптирована под потребности Высшей школы экономики, соответствуя при этом мировым стандартам. По окончании курса его участники получат сертификат ассоциированных членов Академии высшего образования.
Отбор на программу проходил в несколько этапов. На первом этапе кандидаты должны были подать заявку и на английском языке написать заявление (Opening Statement), в котором следовало сформулировать свою философию как преподавателя и объяснить свою мотивацию участия в программе. Всего было подано более 20 заявок, все кандидаты были приглашены на интервью, по результатам которых были отобраны 14 лучших. Группа объединила преподавателей разных факультетов: социологии, экономики, права, философии, психологии, бизнес-информатики с разным опытом преподавания.
Обязательным условием участия в программе была подготовка программ и учебных материалов и, в перспективе, чтение своих курсов на английском языке. Программа началась с недельного вводного интенсивного курса, который проходил в Москве с 29 августа по 2 сентября. Темами занятий стали проведение семинаров и работа в малых группах; цели и задачи обучения; теории обучения и их практическая реализация.
В третий день записывались предварительно подготовленные участниками курса пятиминутные отрывки первого занятия, а затем происходило их обсуждение. В течение года преподавателям предстоит освоить большое количество научной и методической литературы, выполнить два больших письменных задания, в которых нужно продемонстрировать как педагогическая теория отражается в практической работе преподавателя, а именно в процессе преподавания и процессе обучения, и затем в создании программы курса в целом. Помимо выполнения заданий, запланировано несколько посещений занятий коллегами из Teaching and Learning Centre и посещение преподавателями занятий друг друга (peer review). Раз в месяц будут проходить видеоконференции и сеансы связи по Skype, во время которых участники смогут задать вопросы и рассказать о ходе выполнения заданий и обменяться опытом своей работы в аудитории. Итогом работы станет подготовка портфолио, в которое войдут все наработанные за год материалы и которое будет представлено экзаменационной комиссии.
Безусловным преимуществом программы является ее практическая ориентированность, адресная помощь преподавателям, что лежит в основе всей деятельности Teaching and Learning Centre. Программа нацелена на совместный поиск путей повышения качества преподавания (finding your own voice), и, что важно, выработку дисциплинарного и институционального видения происходящего. Также, важно, что русскоязычные преподаватели ВШЭ имеют возможность не только повысить педагогическое мастерство, но и улучшить знания английского языка.
Наталья Колядина
Татьяна Караечук, доцент факультета социологии
Я знала, что существуют методики преподавания в высшей школе и что это отдельная отрасль знаний, но не предполагала, насколько она широка и огромна. Этот курс крайне полезен, за первую неделю интенсива я уже пересмотрела свое поведение в аудитории и решила для себя несколько проблем, с которыми ранее сталкивалась на занятиях. Нам очень повезло получить такого опытного преподавателя, как Джейн Причард, так каклюбой ее совет оказывался крайне полезен не только для преподавателя, поднявшего вопрос, но и для всех остальных. Мы поняли, что круг проблем, с которыми сталкиваются преподаватели с разных факультетов различается не слишком сильно, поэтому с интересом работали в группах над общими проблемами, пытаясь обогатить друг друга и своим опытом. В целом, я абсолютно уверена, что этот курс повышения квалификации не только поможет повысить качество моего преподавания, но также способствует моему личному развитию и совершенствованию как преподавателя-исследователя.
Елена Мандрикова, старший преподаватель факультета психологии
Участие в данной программе стало для меня профессиональным подарком - это было не просто повышение квалификации, а передача педагогического мастерства, формирование и структурирование моей личной философии преподавания.
Несмотря на то, что группа состояла из представителей разных факультетов, каждому из нас удалось привнести специфику своих предметов в процесс обсуждения, в рамках которого поднимались общеуниверситетские вопросы, разгорались жаркие споры, приходили идеи по совершенствованию не только индивидуальных тактик и стратегий преподавания, но и образовательной траектории НИУ ВШЭ, в целом.
Уже на начальном этапе (на вводном семинаре) среди коллег удалось обнаружить единомышленников, сотрудничество и общение с которыми выйдет за пределы участия в данной программе. Как мне кажется, одним из самых важных факторов успеха данной программы является тщательный многоступенчатый отбор участников, который позволил выделить наиболее мотивированных сотрудников, стремящихся к формированию/повышению/ оттачиванию своего преподавательского мастерства. Обучение в этой программе обещает быть насыщенным, интересным и плодотворным. Благодарю организаторов курса, нашего преподавателя Джейн Притчард и талантливых коллег за готовность и возможность обмениваться опытом и идеями, совершенствовать свои навыки и ориентироваться на лучшие практики в области обучения и преподавания!