• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая программа повышения квалификации: Учителя садятся за парту

Диплом о высшем образовании дает право имено­ваться лишь «бакалавром», «магистром» или «спе­циалистом». Получение квалификации «преподаватель высшей школы» сопряжено с освоением программы дополнительного профессионального образования объ­емом более 1000 часов. Необходима ли специальная педагогическая подготовка преподавателю или же для успешного преподавания ему достаточно быть профес­сионалом в своей дисциплине?

В конце августа в Вышке стартовала программа развития навыков преподавателей для чтения курсов на англий­ском языке. Она разработана специалистами Teaching and Learning Centre Лондонской школы экономики и сертифицирована Академией высшего образования Великобритании. Программа рассчитана на один год. По­добные программы существуют во многих университетах, а их прохождение часто является необходимым условием получения должности преподавателя. Программа соче­тает педагогическую теорию и практику. Уникальность данной программы состоит в том, что впервые подобная программа предлагается в очно-дистанционном форма­те - семинары чередуются с виртуальными «встречами» в Skype и выполнением домашних заданий. Программа специально адаптирована под потребности Высшей шко­лы экономики, соответствуя при этом мировым стан­дартам. По окончании курса его участники получат сер­тификат ассоциированных членов Академии высшего образования.

Отбор на программу проходил в несколько этапов. На первом этапе кандидаты должны были подать заявку и на английском языке написать заявление (Opening Statement), в котором следовало сформулировать свою философию как преподавателя и объяснить свою моти­вацию участия в программе. Всего было подано более 20 заявок, все кандидаты были приглашены на интер­вью, по результатам которых были отобраны 14 лучших. Группа объединила преподавателей разных факультетов: социологии, экономики, права, философии, психологии, бизнес-информатики с разным опытом преподавания.

Обязательным условием участия в программе была подготов­ка программ и учебных материалов и, в перспективе, чтение своих курсов на английском языке. Программа началась с недельного вводного интенсивного курса, который проходил в Москве с 29 августа по 2 сентября. Темами занятий стали проведение семинаров и работа в малых группах; цели и зада­чи обучения; теории обучения и их практическая реализация.

В третий день записывались предварительно подго­товленные участниками курса пятиминутные отрывки первого занятия, а затем происходило их обсуждение. В течение года преподавателям предстоит освоить большое количество научной и методической литературы, выпол­нить два больших письменных задания, в которых нужно продемонстрировать как педагогическая теория отража­ется в практической работе преподавателя, а именно в процессе преподавания и процессе обучения, и затем в создании программы курса в целом. Помимо выполнения заданий, запланировано несколько посещений занятий коллегами из Teaching and Learning Centre и посещение преподавателями занятий друг друга (peer review). Раз в месяц будут проходить видеоконференции и сеансы свя­зи по Skype, во время которых участники смогут задать вопросы и рассказать о ходе выполнения заданий и об­меняться опытом своей работы в аудитории. Итогом ра­боты станет подготовка портфолио, в которое войдут все наработанные за год материалы и которое будет пред­ставлено экзаменационной комиссии.

Безусловным преимуществом программы является ее практическая ориентированность, адресная помощь преподавателям, что лежит в основе всей деятельности Teaching and Learning Centre. Программа нацелена на совместный поиск путей повышения качества препода­вания (finding your own voice), и, что важно, выработку дисциплинарного и институционального видения проис­ходящего. Также, важно, что русскоязычные преподава­тели ВШЭ имеют возможность не только повысить педа­гогическое мастерство, но и улучшить знания английского языка.
Наталья Колядина

Татьяна Караечук, доцент факультета социологии

Я знала, что существуют методики преподавания в высшей школе и что это отдельная отрасль знаний, но не предпола­гала, насколько она широка и огромна. Этот курс крайне по­лезен, за первую неделю интенсива я уже пересмотрела свое поведение в аудитории и решила для себя несколько про­блем, с которыми ранее сталкивалась на занятиях. Нам очень повезло получить такого опытного преподавате­ля, как Джейн Причард, так каклюбой ее совет оказывался крайне полезен не только для преподавателя, поднявшего вопрос, но и для всех остальных. Мы поняли, что круг про­блем, с которыми сталкиваются преподаватели с разных факультетов различается не слишком сильно, поэтому с интересом работали в группах над общими проблемами, пытаясь обогатить друг друга и своим опытом. В целом, я абсолютно уверена, что этот курс повышения квалифика­ции не только поможет повысить качество моего препода­вания, но также способствует моему личному развитию и совершенствованию как преподавателя-исследователя.

Елена Мандрикова, старший преподаватель факультета психологии

Участие в данной программе стало для меня профес­сиональным подарком - это было не просто повышение квалификации, а передача педагогического мастерства, формирование и структурирование моей личной филосо­фии преподавания.

Несмотря на то, что группа состояла из представителей разных факультетов, каждому из нас удалось привнести специфику своих предметов в процесс обсуждения, в рамках которого поднимались общеуниверситетские во­просы, разгорались жаркие споры, приходили идеи по совершенствованию не только индивидуальных тактик и стратегий преподавания, но и образовательной траекто­рии НИУ ВШЭ, в целом.

Уже на начальном этапе (на вводном семинаре) среди коллег удалось обнаружить единомышленников, сотрудни­чество и общение с которыми выйдет за пределы участия в данной программе. Как мне кажется, одним из самых важных факторов успеха данной программы является тщательный многоступенчатый отбор участников, кото­рый позволил выделить наиболее мотивированных со­трудников, стремящихся к формированию/повышению/ оттачиванию своего преподавательского мастерства. Обучение в этой программе обещает быть насыщенным, интересным и плодотворным. Благодарю организаторов курса, нашего преподавателя Джейн Притчард и талант­ливых коллег за готовность и возможность обмениваться опытом и идеями, совершенствовать свои навыки и ори­ентироваться на лучшие практики в области обучения и преподавания!

23 сентября, 2011 г.