Предновогодний номер «Окон роста» и выпуск «Географии Вышки» посвящены главным образом рассказам о различных возможностях, которые существуют в нашем университете, для того, чтобы развить свои профессиональные навыки. Эта тема выбрана не случайно, поскольку повышение квалификации фактически является краеугольным камнем Программы развития Вышки. Это направление развития нашего вуза всегда являлось одним из наиболее приоритетных, и с этой целью в Вышке были организованы различные механизмы и структуры, позволяющие регулировать и стимулировать процесс роста квалификации сотрудников. Так, у нас существует, с одной стороны, большой блок дополнительного профессионального образования, то есть разного рода институтов и центров, ориентированных на обучение специалистов со стороны на платной основе. С другой стороны, в НИУВШЭ повышением квалификации занимаются многие кафедры и институты. Но в последнем случае этот процесс происходит не на системной основе.
Наконец, в Вышке есть собственно Центр повышения квалификации (ЦПК), который как раз ориентирован на то, чтобы способствовать повышению квалификации сотрудников Вышки. Ему и будет посвящён этот сюжет.
Центр появился в 2006 году в рамках ещё существовавшей тогда Инновационной образовательной программы (ИОП). Уже тогда у него были практически те же функции, что и сейчас. В конце 2007 года программа закончилась, а с ней закончилось и бюджетное финансирование повышения квалификации. В 2008 и 2009 году была сделана попытка переориентировать ЦПК на организацию обучения сотрудников других вузов нашими специалистами. Идея была хороша, но из-за недостаточного платёжеспособного спроса вузов так до конца и не была реализована: за полтора года было организовано всего пять курсов. Со второй половины 2009 года как раз и начала реализовываться вышеупомянутая Программа развития, благодаря которой ЦПК получил серьёзную поддержку.
Организационно ЦПК устроен следующим образом. Существует вышестоящий орган - Совет по повышению квалификации, куда входят руководители Вышки по всем ключевым направлениям этой деятельности. Этот Совет принимает основные стратегические, финансовые и организационные решения. В этом отношении ЦПК выполняет функцию исполнителя решений Совета. Когда Совет принимает решение о проведении тех или иных курсов повышения квалификации, он при этом утверждает их программу и размеры финансирования. Далее уже непосредственно ЦПК объявляет конкурс и собирает заявки, которые сводятся в единый список и выносятся на рассмотрение Совета. После этого Совет утверждает окончательный состав каждой из групп.
Организация обучения происходит на бесплатной основе за счёт средств Программы развития. Обучение на курсах ЦПК проходят только сотрудники Вышки, работающие на штатной основе, - таково было принципиальное решение и ректора, и первого проректора. Вообще таких ограничений самой Программой развития прямо не предусматривалось, но это было сделано специально для того, чтобы дать дополнительный стимул преподавателям, работающим по совместительству, для перехода на постоянную работу в Вышку.
Также недавно произошло событие, которое несколько изменило статус ЦПК. А именно, в этом году вышел приказ ректора № 6.18.1-06/2803-06, согласно которому весь профессорско-преподавательский состав раз в три года обязан проходить повышение квалификации п ной специализации. Важной о за является то, что в случае сотрудник лишается надбавок, естественно, сыграла свою чении сотрудников к участию в
Всю деятельность ЦПК делить на три блока программ квалификации. Каждый из спецификой, форматом самостоятельный оттенок различных способов качества профессиональной деятельности в нашем университете:
I. Развитие общих компетенций и навыков
В данном блоке подобраны такие курсы, которые не вязаны к конкретной п метной специализации шателя. Слушателями одних тех же курсов могут быть совершенно разными профессиональными интересами, разным уровнем квалификации. К курсам такого рода относятся занятия по английскому языку, по работе с компьютерным и корпоративным программным обеспечением, курсы по практической психологии, базовым управленческим навыкам, навыкам эффективной коммуникации и т. д. Все эти курсы проводятся исключительно на групповой основе.
II. Развитие специальных предметных навыков и компетенций в рамках курсов на групповой основе
Этот блок призван быть основным функционалом ЦПК, магистральным направлением в развитии системы повышения квалификации в Вышке. Основное число слушателей курсов - это, как правило, профессорско-преподавательский состав и административно-управленческий персонал. Однако здесь существуют естественные ограничения посещаемости курсов отдельными категориями сотрудников Вышки. Одна из проблем состоит в том, что некоторые коллеги считают, что, обладая многочисленными научными чинами и званиями, вообще не нуждаются в каком-либо повышении своей квалификации, получении новых знаний и навыков. Другая проблема заключается в чрезвычайной загруженности многих порой наиболее активных и перспективных сотрудников, которые, несмотря на большое желание, не могут ходить на курсы из-за отсутствия свободного времени.
Занятия на курсах данного блока также проводятся на групповой основе, но уже по специальным предметным дисциплинам и компетенциям. В частности, курсы данного блока посвящены развитию академических навыков, навыков преподавания на английском языке, изучению прикладной эконометрики, экономики труда, теории контрактов, проектами и т. д. Как правило, здесь инициатива по организации курсов исходит от подразделений. Факультеты и кафедры сами выходят на ЦПК и предлагают проведение того или иного
III. Развитие специальных предметных НАВЫКОВ И КОМПЕТЕНЦИЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОСНОВЕ
Особенность этого блока состоит в том, что здесь имеет место точечная организация обучения, ориентированная на повышение квалификации конкретного человека в конкретной предметной области. Обучение здесь проводится на конкурсной основе. Все конкурсы длятся в течение всего года. Они объявляются в январе и закрываются в декабре. Также, в отличие от других блоков, здесь задействуются эксперты по различным направлениям, которые помогают ЦПК в оценке представляемых сотрудниками университета заявок.
Данный блок состоит из четырёх конкурсных программ.
Чтобы понимать масштабы деятельности ЦПК в целом, достаточно привести следующие цифры: в 2010 году обучение по различным программам повышения квалификации в рамках ЦПК прошли 1568 слушателей, в 2011 году - уже 2329 слушателей.
Подробнее о центре, объявлениях о текущих конкурсных программах и курсах, формах и требованиях к заявкам, их экспертизе вы можете узнать здесь.
Материал подготовлен при участии Михаила Рожкова, заместителя первого проректора, и. о. директора Центра повышения квалификации