• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЦПК, или Рассказ о том, где и как можно повысить свою квалификации

Предновогодний номер «Окон роста» и выпуск «Географии Вышки» посвящены главным образом рассказам о различных возможностях, которые существуют в нашем университете, для того, чтобы развить свои профессиональные навыки. Эта тема выбрана не случайно, поскольку повышение квалификации фактически является краеугольным камнем Программы раз­вития Вышки. Это направление развития нашего вуза всегда являлось одним из наиболее приоритетных, и с этой целью в Вышке были организованы различные механизмы и структу­ры, позволяющие регулировать и стимулировать процесс роста квалификации сотрудников. Так, у нас существует, с одной сто­роны, большой блок дополнительного профессионального об­разования, то есть разного рода институтов и центров, ориен­тированных на обучение специалистов со стороны на платной основе. С другой стороны, в НИУВШЭ повышением квалифика­ции занимаются многие кафедры и институты. Но в последнем случае этот процесс происходит не на системной основе.

Наконец, в Вышке есть собственно Центр повышения ква­лификации (ЦПК), который как раз ориентирован на то, что­бы способствовать повышению квалификации сотрудников Вышки. Ему и будет посвящён этот сюжет.

Центр появился в 2006 году в рамках ещё существовавшей тогда Инновационной образовательной программы (ИОП). Уже тогда у него были практически те же функции, что и сей­час. В конце 2007 года программа закончилась, а с ней закончилось и бюджетное финансирование повышения квалификации. В 2008 и 2009 году была сделана попытка переориентировать ЦПК на организацию обучения сотруд­ников других вузов нашими специалистами. Идея была хо­роша, но из-за недостаточного платёжеспособного спроса вузов так до конца и не была реализована: за полтора года было организовано всего пять курсов. Со второй половины 2009 года как раз и начала реализовываться вышеупомя­нутая Программа развития, благодаря которой ЦПК получил серьёзную поддержку.

Организационно ЦПК устроен следующим образом. Суще­ствует вышестоящий орган - Совет по повышению квалифи­кации, куда входят руководители Вышки по всем ключевым направлениям этой деятельности. Этот Совет принимает основные стратегические, финансовые и организационные решения. В этом отношении ЦПК выполняет функцию испол­нителя решений Совета. Когда Совет принимает решение о проведении тех или иных курсов повышения квалификации, он при этом утверждает их программу и размеры финанси­рования. Далее уже непосредственно ЦПК объявляет конкурс и собирает заявки, которые сводятся в единый список и вы­носятся на рассмотрение Совета. После этого Совет утверж­дает окончательный состав каждой из групп.

Организация обучения происходит на бесплатной основе за счёт средств Программы развития. Обучение на курсах ЦПК проходят только сотрудники Вышки, работающие на штатной основе, - таково было принципиальное решение и ректора, и первого проректора. Вообще таких ограничений самой Программой развития прямо не предусматривалось, но это было сделано специально для того, чтобы дать дополнитель­ный стимул преподавателям, работающим по совместитель­ству, для перехода на постоянную работу в Вышку.

Также недавно произошло событие, которое несколько изменило статус ЦПК. А именно, в этом году вышел при­каз ректора № 6.18.1-06/2803-06, согласно которому весь профессорско-преподавательский состав раз в три года обя­зан проходить повышение квалификации п ной специализации. Важной о за является то, что в случае сотрудник лишается надбавок, естественно, сыграла свою чении сотрудников к участию в

Всю деятельность  ЦПК делить на три блока программ квалификации. Каждый из спецификой, форматом самостоятельный оттенок различных  способов качества профессиональной деятельности в нашем университе­те:

I. Развитие общих компетенций и навыков

В   данном   блоке   подобраны такие курсы, которые не вязаны   к  конкретной   п метной    специализации шателя.  Слушателями одних тех же курсов могут быть совершенно   разными профессиональными    интереса­ми, разным уровнем квали­фикации. К курсам такого рода   относятся   занятия по английскому языку, по работе с компьютерным и корпоративным    программ­ным   обеспечением,   курсы по практической психологии, базовым  управленческим навыкам, навыкам эффективной коммуникации и т. д. Все эти курсы проводятся исключительно на группо­вой основе.

II. Развитие специальных предметных навыков и компетенций в рамках курсов на групповой основе

Этот блок призван быть основным функционалом ЦПК, магистральным направлением в развитии системы повышения квалификации в Вышке. Основное число слушателей курсов - это, как правило, профессорско-преподавательский состав и административно-управленческий пер­сонал. Однако здесь существуют естественные ограничения посещае­мости курсов отдельными категориями сотрудников Вышки. Одна из проблем состоит в том, что некоторые коллеги считают, что, обладая многочисленными научными чинами и званиями, вообще не нужда­ются в каком-либо повышении своей квалификации, получении новых знаний и навыков. Другая проблема заключается в чрезвычайной за­груженности многих порой наиболее активных и перспективных сотруд­ников, которые, несмотря на большое желание, не могут ходить на кур­сы из-за отсутствия свободного времени.

Занятия на курсах данного блока также проводятся на групповой осно­ве, но уже по специальным предметным дисциплинам и компетенциям. В частности, курсы данного блока посвящены развитию академиче­ских навыков, навыков преподавания на английском языке, изучению прикладной эконометрики, экономики труда, теории контрактов, проектами и т. д. Как правило, здесь инициатива по организации курсов исходит от подразделений. Факультеты и кафедры сами выходят на ЦПК и предлагают проведение того или иного

III. Развитие специальных  предметных НАВЫКОВ И КОМПЕТЕНЦИЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОСНОВЕ

Особенность этого блока состоит в том, что здесь имеет место точечная организация обучения, ориентированная на повышение квалифи­кации конкретного человека в конкретной предметной области. Обучение здесь проводится на конкурсной основе. Все конкурсы длятся в течение всего года. Они объявляются в январе и закрываются в декабре. Также, в отличие от других блоков, здесь задействуются эксперты по раз­личным направлениям, которые помогают ЦПК в оценке пред­ставляемых сотрудниками университета заявок.

Данный блок состоит из четырёх конкурсных программ.

  1. Организация обучения по программам институтов и центров ДПО университета. В принципе большин­ство программ ДПО организуется на платной основе и ориентировано на обучение внешних специалистов. В данном случае, если кто-то из н а ш их сотруд никовтоже хочет учиться по той или иной программе ДПО, то ЦПК организует и оплачивает ему такое обучение.
  2. Организация обучения по программам российских вузов, научных центров и специализированных организаций. Речь идет о направлении сотрудников Вышки на повышение квалификации, организуемое другими вузами, центрами и институтами, в которых либо имеется более сильная научная школа по определённой предметной специальности (для профессорско-преподавательского состава), либо проводятся курсы и семинары по нововведениям в области законодательства, финансов, IT-сферы (для административно-управленческого персонала). В 2010 году участие в данных программах приняло 28 человек, в 2011 году - уже 36 человек.
  3. Стажировки в зарубежных университетах и научных центрах, а также летние школы. За последнее время центром окончательно был развеян миф о том, что сотрудники ездят за границу по этим программам с целью отдыха. Сейчас довольно жёстко контролируется целесообразность и качество получаемых в рамках каждой такой поездки компетенций. В этом году на стажировки направлено 106 человек. У Совета по повышению квалификации сформировалось чёткое видение того, что должна представлять собой полноценная стажировка. Так, например, не принимаются заявки на участие в конференции, так как принципиальная позиция Совета заключается в том, что участие в конференции не является полноценным повышением квалификации. Ежегодно Советом определяются приоритеты в направлении сотрудников Вышки на стажировки. Так, в 2011 году таким приоритетом являлись поездки с научными целями, в том числе для подготовки статьи в зарубежном реферируемом журнале или подготовки диссертации, а заявки на обучение методикам преподавания отходили на второй план.
  4. Программы магистратуры и PhD в ведущих университетах мира. Это новый конкурс, который запущен только в этом году, и спрос на него пока невелик. Конечно, поездки на обу­чение по программам магистратуры и PhD не являются абсолютно бесплатными, но ЦПК оплачивает все основ­ные расходы: проезд, проживание, страховку и текущие (суточные) расходы. Ввиду длительных сроков пребывания за границей и существенного размера суточных в случае оформления обычной командировки расходы для универ­ситета могут быть весьма серьёзными. Поэтому ситуация с суточными разрешается следующим образом. На период обучения сотрудник уходит в неоплачиваемый отпуск за свой счёт, но ему ежемесячно выплачивается стипендия в размере 30 тысяч рублей. Специфика этого конкурса также состоит втом, что с обучающимся заключается специаль­ный (ученический) договор, согласно которому он обязу­ется по окончании аспирантуры отработать определённое количество времени в Вышке (в зависимости от количе­ства месяцев обучения).

Чтобы понимать масштабы деятельности ЦПК в целом, достаточно привести следующие цифры: в 2010 году обучение по различным программам повышения квалификации в рамках ЦПК прошли 1568 слушателей, в 2011 году - уже 2329 слушателей.

Подробнее о центре, объявлениях о текущих конкурсных программах и курсах, формах и требованиях к заявкам, их экспертизе вы можете узнать здесь.

 

Материал подготовлен при участии Михаила Рожкова, заместителя первого проректора, и. о. директора Центра повышения квалификации

27 декабря, 2011 г.