• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профессиональный рост и вызовы времени

Система повышения квалификации во многом определяет способность ВУЗов отвечать на вызовы времени. Опыт ГУ-ВШЭ в этом смысле может быть показателен. Как менялись программы с изменением социально-экономических условий? Какие программы существуют сегодня? Кто выступает инициатором их создания? Является ли участие в этих программах добровольным? Мы попросили ответить на эти вопросы первого проректора ГУ-ВШЭ Вадима Радаева.

Наш университет всегда уделял программам повышения квалификации особое внимание. Давайте возьмем три временные точки — 2000, 2006 и 2010 годы. Что, на Ваш взгляд, изменилось, а что является константой?

Действительно, у нас богатая история программ повышения квалификации.

На первом этапе мы повышали квалификацию преподавателей, командируя их в ведущие зарубежные университеты. Это позволяло нашим коллегам «переформатировать» свой background и подготовить новые курсы. Кроме того, в ГУ-ВШЭ приезжало множество западных профессоров и, слушая их, коллеги повышали свою квалификацию.

В тот же самый период наш университет активно занимался программами повышения квалификации преподавателей других ВУЗов. Мы считали это своей миссией. Сотрудники Вышки получали новые знания, и тут же  передавали их преподавателям других российских ВУЗов.

Первый этап закончился, когда мы уже взяли определенную планку. Базовые, а иногда и продвинутые курсы уже были построены. Потребность в повышении квалификации отошла на второй план. В это же время закончились многие международные гранты на образование для преподавателей ВШЭ и других университетов. На этом фоне программы повышения квалификации постепенно свертывались.

Затем появился национальный проект «Инновационная образовательная программа», в рамках которого были выделены значительные средства. Они расходовались нами не только на сотрудников ВШЭ, но и на преподавателей других ВУЗов. Мы вернулись к выполнению своей миссии, начали заниматься «обогреванием» российского образовательного пространства. Этот проект одновременно позволил нам по-новому осознать проблему содержания образования, задуматься о том, какие навыки, собственно говоря, нужны современному специалисту. Пришло понимание того, что наряду с узкопрофессиональными компетенциями необходимо развивать базовые академические, информационные и лингвистические навыки. Мы всем этим активно занимались, пока длилась Инновационная образовательная программа (в 2006 – 2007 годах).

В 2008 г. финансирование было резко прекращено, и на повышение квалификации, в том числе, нам было выделено 0 рублей 0 копеек. Мы должны были направить собственные ресурсы университета на то, чтобы сохранить созданную нами структуру, с лабораториями, центрами, новыми программами. Мы же не могли их бросить! При этом мы были вынуждены в 2008 г. временно закрыть многие программы повышения квалификации для наших сотрудников. Повышение квалификации сотрудников других ВУЗов мы перевели тогда на коммерческую основу. Деятельность Центра повышения квалификации, который был создан в рамках Инновационной образовательной программы, в то время была сведена к небольшому числу программ.

Когда трудный 2008 год закончился, у ВШЭ появились дополнительные средства, и повышение квалификации наших преподавателей и сотрудников вновь сделалось одним из приоритетов. А в 2009 г. соответствующая статья закрепилась в бюджете в немалой степени благодаря тому, что мы попали в число национальных исследовательских университетов (НИУ). Повышение квалификации является в таких университетах одной из пяти приоритетных статей расходования средств. К сожалению, у нас нет права расходовать выделяемые нам целевые средства на сотрудников других университетов. С нашей направленной вовне миссией снова придется повременить.

С 2009 г. число программ повышения квалификации для сотрудников ВШЭ резко выросло. В Центр повышения квалификации пришли новые сотрудники (Михаил Рожков, Сергей Грейбо), дело было поставлено на поток.

Сейчас у нас есть программы, направленные на сопровождение академической работы – например, освоение электронных библиотек. Есть курсы компьютерных навыков. Огромной популярностью пользуются курсы иностранных языков. Кроме того, у нас есть программы, посвященные непосредственно развитию академических навыков, “academic writing” в широком смысле слова. Наконец, у нас имеются и собственно профессиональные курсы, часть из которых мы проводим в сотрудничестве с Российской экономической школой.

Наряду с внутриуниверситетскими курсами существуют и выездные программы, по большей части, зарубежные. Поездок по России, к сожалению, по-прежнему мало, хотя мы всегда готовы поддерживать внутрироссийскую мобильность.

 

Должно ли участие в программах быть добровольным, или у нас есть обязательные программы?

В ряде случаев, когда речь идет о навыках, которые мы считаем необходимыми для преподавателя, должны вводиться обязательные программы. Например, это курсы по освоению библиотечных баз данных. Преподаватель обязан получить сертификат по этим курсам, и более двухсот человек уже имеют его. К сожалению, активность сотрудников оказалась не очень высокой, и нам приходится прибегать к административным рычагам, что не всегда эффективно. Проблема здесь заключается также и в том, что преподавателей, которые хорошо знают базы библиотечных данных, не так много. Мы привлекаем преподавателей извне, но для того, чтобы всех обучить, потребуется время.

Приведу еще один пример. Сотрудники факультетов не всегда правильно интерпретируют те нормы, которые мы устанавливаем, внедряя образовательные инновации. Мы дорабатываем нормативные акты, но, как институционалисты, мы знаем, что закон остается абстракцией, если он не сопрягается с практиками. Поэтому мы решили устроить повышение квалификации работников учебных частей. Для определенной категории сотрудников оно будет обязательным.

 

Как реагирует Центр повышения квалификации на запросы преподавателей?

Мы идем навстречу тем, кто выступает с инициативами. Сейчас их появляется много, например, кафедра английского языка экономического факультета предложила провести курс по использованию компьютерных технологий в преподавании языка. Мы сразу ухватились за это предложение и тут же попросили автора программы, Наталью Катасонову, провести первые такие курсы.

Мы внимательны и к инициативам, и к заявкам. Один из наших основных принципов – открытость. Все конкурсы на повышение квалификации открыто объявляются на корпоративном сайте. Любой сотрудник может подать заявку, а дальше решение принимает экспертный совет. Собирается он не реже одного раза в месяц.

Сейчас нам поступает большое количество заявок от преподавателей и сотрудников, и Центр повышения квалификации работает очень интенсивно.

 

Вопросы задавала Мария Юдкевич

17 мая, 2010 г.