• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рубрика «Методический неформат»

В исследовательском университете нет жесткой границы между преподаванием и наукой: преподавательские практики оказываются тесно переплетены с исследовательскими. Преподаватель экспериментирует, и это порождает разного рода «методический неформат». Он, в свою очередь, может оказаться очень удачным, выигрышным «новым форматом».Мы открываем рубрику  «Методический неформат». Надеемся, что знакомство с находками коллег поможет вам в вашем собственном творчестве.

 «Непосредственное участие» - выигрышный формат

О том, как метод демонстрационного эксперимента использовался на Зимней школе для поступающих в магистратуры, рассказывает Алексей Белянин, заведующий научно-учебной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики

Участники зимней школы - благодарная аудитория. Они охотно идут на контакт, с удовольствием участвуют в любых интерактивных видах деятельности. На этом последнем как раз и специализируется наша лаборатория экспериментальной экономики.

Помимо решения чисто исследовательских задач, эксперименты представляют собой один из самых удобных способов наглядно объяснить то или иное понятие из экономической теории (а иногда и ее ограниченность, что лишний раз заставляет подумать: а какой должна быть теория, чтобы она соответствовала реальности?) 

Мой опыт подсказывает, что такой формат “непосредственного участия” (participant observation) в учебном процессе позволяет не только заинтересовывать ребят, но и развивает их творческие способности, что в полной мере подтвердилось и в ходе Зимней школы.

Сотрудники нашей лаборатории с помощью студентов МИЭФ провели с участниками школы два эксперимента. Один из них носил скорее учебный характер – мы сравнивали эффективность различных механизмов торгов и старались понять, в каком случае общественные потери от участия в торге будут минимальными. Стратегии большинства из участников в условиях закрытых торгов оказались неоптимальными – они тратили больше ресурсов, чем следовало бы. С другой стороны, нельзя не отметить тот  отрадный факт, что многие из участников попытались вывести оптимальные ставки в ходе эксперимента, по окончании которого мы разобрали с ними правильное решение этой задачи.

Второй эксперимент носил более исследовательский характер: мы организовали двусторонние торги и исследовали, до какой степени их участники будут верны данному ранее слову вести себя кооперативно, если у них есть стимулы нарушить это обещание. С обязательностью дело обстояло «не очень»: лишь трое из 16 участников в точности сдержали данное ранее слово.

С экономической точки зрения такое поведение вполне объяснимо (оно максимизирует индивидуальный выигрыш), однако с точки зрения общественного интереса эта стратегия, очевидно, ведет к потерям. Результаты этого эксперимента были подведены там же, в Конобеево, и вызвали не только немалый интерес у участников школы, но и дали нам полезную информацию для развития наших исследований.

 

Институциональная экономика на конкурсной основе

Почему мы решили участвовать в конкурсе методик проведения семинаров, который проводил Фонд образовательных инноваций? Во многом, потому, что те семинары, которые мы сейчас проводим по курсу «Институциональная экономика» на факультете экономики - это дело не одного дня, и даже не одного года. На протяжении нескольких лет мы работали над содержательной, организационной, и, немного, развлекательной составляющими семинаров, чтобы разнообразить изучение курса, наполнить его примерами и реальными ситуациями наравне с серьезными статьями и сложными задачами. И хотелось, с одной стороны, получить дополнительную оценку проделанной работы, а, с другой стороны, поделиться тем, что у нас получилось, с коллегами-преподавателями, а также студентами, которые не ходили на наши семинары.

О чем мы рассказали в своей заявке на участие в конкурсе? О том, какие эксперименты мы проводим, чтобы дать студентам возможность проверить некоторые теоретические утверждения, а не просто поверить в них. О том, что мы собрали и продолжаем собирать коллекцию небольших кейсов, которые используем вместо тестов для текущей проверки знаний студентов. О том, во что, из простого пересказа статьи, превращается доклад, если добавить к нему двух докладчиков, powerpoint презентацию, оппонентов и активное участие слушателей. О том, как ролевые игры, которые мы проводим на семинарах, объединяют в себе все три составляющие: реальные ситуации, эксперименты и презентации с обсуждением.

 

Анна Бальсевич, Научно-учебная лаборатория институционального анализа экономических реформ (ЛИА)

Елена Подколзина, кафедра институциональной экономики

 

Познакомиться с лучшими результатами конкурса образовательных инноваций-2009 можно здесь. А о том, как попасть в число победителей конкурса-2010, можно узнать тут. Заявки принимаются до 15 апреля.

19 марта, 2010 г.