Оксана Черненко
В рамках новой конкурсной программы мы акцентировали внимание на поддержке тех курсов по развитию академических навыков (Listening, Writing, Reading), которые позволяют реализовать цели и задачи, заложенные в новой концепции преподавания английского языка в НИУ ВШЭ. Кроме этого, мы поддерживаем создание различных образовательных продуктов на платформе LMS, которые позволяют перенести процесс обучения в новую интерактивную среду. Все эти инструменты разрабатываются, главным образом, для того, чтобы дополнить аудиторную работу преподавателя со студентами.
На данный момент, существует масса учебников, компакт-дисков, Интернет-ресурсов, предназначенных для обучения английскому языку. В этой ситуации оригинальность данных курсов состоит в том, что преподаватель отбирает из всей этой массы ресурсов те, которые, на его взгляд, более подходят для целей его курса, уровня подготовленности студентов.
Если приводить примеры (оригинальные материалы, поддержанные программой «Фонд образовательных инноваций» можно посмотреть здесь: http://www.hse.ru/org/hse/iff/methodics_2011), то можно упомянуть, например, методику, разработанную нашими коллегами из Санкт-Петербурга, – «Becoming a critical reader». Суть этой методики состоит в обучении навыкам критического чтения. В рамках этого курса студентам рассказывают о том, что такое критическое чтение, как работать с ресурсами, как их отбирать, как оценивать их академичность, каким образом оформлять на них ссылки, как работать с литературой, как делать конспекты прочитанного и т.п.
Создавая такую номинацию в конкурсной программе, мы хотели подать коллегам сигнал о том, что университет всерьёз заинтересован в совершенствовании методов преподавания иностранных языков. Для нас также важно сделать эти разработки достоянием университетского сообщества.
Наталия Колядина
Особенно хотелось бы выделить программы, которые направлены не только на развитие навыков владения академическим и профессиональным английском языком, но и на то, чтобы научить студентов применять их на практике (например, путём развития навыков критического мышления). В этом смысле оригинальность самих курсов определяется их содержанием, используемыми ресурсами и теми целями, которые ставит преподаватель.
Если говорить о новых подходах, то под таковыми, в первую очередь, подразумевается использование Интернет-технологий для преподавания английского. Это позволяет, помимо всего прочего, оптимизировать и структурировать самостоятельную работу студентов.
«Окна роста» попросили участников данной программы рассказать о своих проектах
Екатерина Талалакина, доцент кафедры иностранных языков факультета мировой экономики и мировой политики
Сегодня всё большее число преподавателей по всему миру говорят о том, что студенты перегружены новыми технологиями (различными гаджетами, программами и социальными сетями). Однако я считаю, что так называемый CALL (Computer Assisted Language Learning) может и должен быть продуктивным, если его количество и качество методически обосновано.
В своей практике преподавания английского языка студентам факультета мировой экономики и мировой политики я уже несколько лет внедряю интерактивные (асинхронные и синхронные) средства построения дистанционной аутентичной среды обучения. Под этим подразумевается использование письменных и устных форумов с американскими студентами в рамках совместных проектов.
В частности, с сентября 2009 года наша кафедра присоединилась к образовательной инициативе колледжа Шамплейн (Champlain College, Vermont) под названием Global Modules (http://www.globalmodules.net/). В рамках этого интернет-проекта в течение чётырёх недель группа американских и российских студентов работает над одной темой. Как показала практика, координация тем для обсуждения и мониторинг процесса не представляет особой трудности. Кроме того, многочисленные исследования показали, что данная программа способствует не только развитию у студентов навыков письма на английском языке, но и повышению у них мотивации для изучения как иностранной, так и собственной культуры.
Что касается синхронных технологий, то с января 2011 года на нашей кафедре успешно реализуется пилотный проект по использованию видеоконференций в учебном процессе. В весеннем и осеннем семестрах были проведены две серии видеодебатов с американскими студентами из Университета Бригама Янга (Brigham Young University, Utah). До и после проекта российские студенты проходили тестирование устной и письменной речи, и его результаты показали то, что их уровень владения языком значительно вырос. Помимо этого, дебаты в формате видеоконференций позволили выработать методику развития критического мышления, которая может применяться и без использования новых технологий.
На мой взгляд, очень важно осознавать, что использование новых технологий в обучении должно быть не целью, а лишь средством повышения качества различных его составляющих. Только методически оформленное внедрение новых технологий может дать реальный результат. Иначе, их использование так и останется всего лишь ещё одной «фишкой» образовательного процесса.