• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектно-учебные группы в филиалах: изучаем опыт первопроходцев

Вы уже знаете о том, что в сентябре 2009 года в Вышке впервые были созданы проектно-учебные группы (ПУГ). Шесть групп-первопроходцев успешно завершили свою работу в декабре. О том, на что вам нужно будет обратить внимание, если вы решите создать ПУГ, рассказывают Надежда Сироткина (Нижний Новгород) и Марина Матецкая (Санкт-Петербург).

Нижний Новгород: проектно-учебная группа усовершенствовала технологию работы с госзаказом

Система государственного заказа – сложная и постоянно реформируемая сфера государственного и муниципального управления. Начиная с 2005 года, основной закон, регламентирующий её, изменялся 19 раз. Естественно, непрерывное изменение «правил игры» вызывает массу проблем как у государственных заказчиков, так и у представителей бизнеса. Мы решили создать проектно-учебную группу, которая помогла бы заказчику выработать оптимальную технологию работы с госзаказом.

Целью нашего проекта было исследование существующей в Нижегородской области практики размещения заказов и разработка новых технологий управления закупочными процедурами.

Мы со студентами проанализировали результаты размещения заказов для государственных нужд Нижегородской области за 2009 год. Было обработано более 7000 пакетов документов, каждый из которых включал конкурсную документацию или документацию об аукционе, протоколы заседания комиссий, контракты. Но, несмотря на большой объем достаточно однообразной работы (а в нее были вовлечены все без исключения студенты ПУГ), именно эта работа помогла взглянуть на проблемы системы госзаказа «изнутри».

Не менее полезными оказались семинары, проводимые в рамках проекта. Так, семинар, организованный для поставщиков продукции для государственных нужд, проходил в форме диалога со слушателями, и студенты имели уникальную возможность услышать все «претензии» представителей бизнеса к государственным структурам.

Наиболее ответственным этапом проекта стал отчет перед руководителем Управления по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области С.В. Грачевым. Порадовало серьезное отношение представителя заказчика к результатам исследований, а также содержательная дискуссия по поводу направлений реформирования системы госзаказа.

Информация о ходе реализации и результатах проекта представлена на сайте ГУ-ВШЭ в разделе Академическое развитие.

Надежда Сироткина, руководитель проектно-учебной группы «Исследование региональной системы государственного заказа», заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления, Нижний Новгород.

Санкт- Петербург: проектно-учебная группа помогла оценить эффективность организаций культурной сферы

ПУГ оказалась такой формой работы, в которой можно решить настоящую исследовательскую задачу и при этом дать размах творчеству. В нашем случае сама постановка проблемы была интересной – взаимоотношения экономики и культуры – это всегда нетривиально. Например, впечатлениями делится одна из участниц группы, студентка 4-го курса Елена Веретённик: «Можно жить в городе, который считается культурной столицей России, и при этом не догадываться о том, насколько сложно многим культурным учреждениям адекватно оценить итоги своей деятельности. Участие в ПУГ «Экономика культуры» предоставило возможность попасть на «кухню» процесса оценки экономической эффективности таких учреждений: проанализировать текущее состояние дел, сравнить российскую и зарубежную практику оценок, совместными усилиями сгенерировать предложения по возможным улучшениям и обсудить их со специалистами из Института Культурных Программ».

За четыре месяца проекта мы многое узнали и обсудили, посетили музеи и пообщались с практиками в культуре, перечитали классиков менеджмента… Поняли, что такое муки творчества, когда работали над системой показателей, причем так увлеклись, что вместо предполагаемых 7 показателей написали 40... По отзывам ребят, именно групповая работа в рамках проекта показалась им полезной и успешной.

Очень важными оказались встречи с представителями заказчика – Института культурных программ, чувствовалась их заинтересованность и готовность делиться информацией и советами.

Сначала было сложно организовывать встречи ПУГ каждую неделю после занятий и работать, а потом еще и писать стенограммы встреч – каждый раз кто-то из ребят назначался «секретарем». Однако впоследствии брифы дискуссийочень помогли нам в анализе проблемы, а тексты стенограмм становились все более содержательными, некоторые мы даже выложили на свой сайт. В общем, нам было интересно, и мы надеемся продолжить эту работу.

М.В. Матецкая, старший преподаватель кафедры менеджмента,                           

В.Э. Гордин, профессор, руководители проектно-учебной группы «Экономика культуры».

 
27 февраля, 2010 г.