Этой осенью на Покровке открылась библиотека, которая стала самой большой в НИУ ВШЭ. Она расположена на трех с половиной этажах и способна принять до 500 посетителей. По-настоящему революционной для российской академической и городской среды станет открытость библиотеки для всех желающих 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Преподаватель Школы культурологии Александр Сувалко размышляет о том, какой должна быть библиотека исследовательского университета, и рассказывает об устройстве библиотечной системы в Рурском университете.
Появлению этого текста способствовало несколько обстоятельств. Во-первых, он представляет собой продолжение дискуссии, которую в одном из выпусков «Окон роста» начал заместитель декана факультета гуманитарных наук Алексей Вдовин. В своей статье Алексей Владимирович критиковал правила работы университетской библиотеки, которые не позволяют преподавателю брать книги на дом. Во-вторых, проведенная Школой культурологии ВШЭ в 2015 году конференция «Библиотека и архив сегодня: традиционные функции vs новая идентичность», в рамках которой обсуждалась роль научных и публичных библиотек в современной культурной среде. Специально для этой конференции Виталий Куренной сделал видеосообщение, посвященное библиотечной системе Рурского университета, на которое я также буду опираться. В-третьих, в прошлом году в качестве аспиранта и стипендиата фонда президентских грантов мне удалось поработать в университетских библиотеках Рурского, Гёттингенского и Кёльнского университетов, Национальной библиотеке в Лейпциге и библиотеке Марбахского литературного архива, а также в городских библиотеках в Бохуме и Штутгарте. По некоторым вопросам, которые затронуты ниже, я консультировался с Сергеем Стекановым, сотрудником отдела обслуживания и информации библиотеки Рурского университета, и Екатериной Фадейкиной, ведущим библиотекарем Центральной библиотеки имени Н.А. Некрасова.
Новая библиотека в корпусе на Покровке может соответствовать статусу научной библиотеки исследовательского университета. Поскольку «Окна роста» – это еще и площадка для дискуссии относительно развития университета, то здесь, следует поставить вопрос о возможных направлениях обновления библиотечной системы в нашем университете. В качестве примера удачной организации современной университетской библиотеки, я расскажу об устройстве наиболее знакомой мне библиотечной системы в Рурском университете.
Библиотека – основа университетской жизни
В Марбахском архиве, где я в прошлом году работал с наследием учеников Иоахима Риттера (1903-1974), мне встретился неопубликованный текст самого Риттера «Университет и библиотека. Проблемы, задачи и перспективы» (1967). Машинописный текст, возможно, был основанием для какого-то его доклада, который, как и многие аналогичные тексты, мог иметь значительное внутреннее влияние на ход университетской реформы, проходившей в Германии в 1960-х годах. Стоит пояснить, что Иоахим Риттер входил в состав комитетов по учреждению новых университетов в Бохуме, Констанце и Дортмунде и был членом научного совета по проведению реформы – был, так сказать, экспертом по философии реформы новых университетов Германии. Этот текст является настоящей апологией значения научной библиотеки для исследовательского университета. Наличие библиотеки – неотъемлемое условие существования университета, для членов которого она столь же необходима, как для крестьянина «Дом прежде всего и супруга, и бык-землепашец» (здесь Риттер цитирует слова Гесиода, приведенные в «Политике» Аристотеля). То есть научная библиотека – эта основа «экономики» университета – в античном смысле слова «эйкос» (домохозяйство), основание всей его жизни и деятельности. Эта библиотека, подчеркивает Риттер, должна быть посвящена исключительно двум вещам – исследованию и преподаванию – и освобождена от других задач обычной публичной библиотеки (Landesbibliothek).
Центральная библиотека университета
Сегодня в Рурском университете существует центральная библиотека и множество отдельных библиотек, относящихся к факультетам, институтам и исследовательским центрам, которые располагаются в различных корпусах на территории кампуса. В чем-то это похоже на сложившуюся в нашем университете систему, за тем исключением, что основная библиотека расположена так, что находится в самом центре кампуса – в зоне наилучшей доступности. По замыслу архитекторов внушительных размеров здания Рурского университета, выполненные в брутальной стилистике послевоенного бетонного конструктивизма, – это корабли, сам университет – «порт в море знаний», библиотека же в нем – главный узел этого порта. На крыше библиотеки установлена внушительных размеров светящаяся надпись Universitätsbibliothek (университетская библиотека), а у одного из входов установлена репродукция картины «Герника» Пикассо. Эта репродукция, кстати, имеет собственную историю. В 1980-е она была установлена силами студентов-медиков в студенческом городке и лишь потом перенесена на здание библиотеки. Библиотека представляет собой очень просторное многоуровневое здание с большим числом самых разнообразных пространств для работы – за установленными компьютерами, за столами в залах с книжными фондами, в отдельных пространствах, в которых установлена очень комфортная мягкая мебель, где можно уединиться в отдельном кресле или совместно работать в небольшом кругу за общим столом.
Как это работает
При существовании множества других публичных пространств на территории университета центральная библиотека пользуется большой популярностью. Режим работы центральной библиотеки максимально комфортный и гибкий – как для жаворонков, так и для сов. С понедельника по пятницу библиотека работает с 8:00 до полуночи, в субботу – с 10:00 до 20:00, а в воскресенье – с 10:00 до 18:00.
Роль читательского билета в библиотеке выполняет идентификационная карточка. Без нее можно свободно войти в библиотеку и пользоваться фондами. С помощью этой карточки можно самостоятельно «пробить» книги у специальной стойки самообслуживания, чтобы взять их домой. Не так давно в библиотеке появились специальные автоматы, которые позволяют «пробивать» книги целой стопкой.
О популярности библиотек у студентов говорит следующее библиотечное правило. Каждый, кто занял себе место за столом и хочет на время отойти, должен указать на специальной картонной открытке с пластиковыми часами время, когда он вернется. Если же человека в указанное время нет, то его место может занять другой. Особенно это актуально во время сдачи письменных работ, когда уже в 10 утра невозможно найти свободное место ни на одном из четырех этажей.
Специализированные библиотеки, расположенные в разных зданиях университета, часто интегрированы между собой внутренними переходами – с одного этажа здания на другой. Это очень удобно: в рамках подготовки своих учебных курсов я нередко поднимался на несколько этажей выше, где находятся библиотеки историков, искусствоведов или религиоведов. В некоторые специализированные библиотеки, относящиеся к сравнительно небольшим исследовательским центрам, их сотрудники могут попасть в любое время по электронной карте, там даже нет библиотечных сотрудников.
Книжные фонды как центральной, так и других библиотек – открытые, и читальные залы устроены таким образом, что посетителей практически всегда окружают книги. Проходя вдоль открытых стеллажей, вы можете краем глаза зацепиться за неожиданную находку, что невозможно при закрытых фондах.
Интерьер библиотек отдельных институтов устроен по-своему – это видно и по общему дизайну пространства, выбору мебели и стеллажей, и по оригинальным предупреждающим стикерам с просьбой сохранять тишину (например, в виде поросенка с мобильником). Организация и систематизация книжного фонда в отдельных специализированных библиотеках может быть весьма оригинальной и даже нести дополнительную содержательную информацию. Например, основоположники фонда философской библиотеки упорядочили его не в алфавитном, а в хронологическом порядке – по году рождения мыслителя. И когда вы берете с полки книгу Германа Люббе, вы тут же видите, что его сверстник – это Мишель Фуко.
Несмотря на эти различия, в каждой специализированной библиотеке есть компьютеры для занятий и для проведения групповых встреч. Розетки во многих библиотечных пространствах инсталлированы в пол, как в современных бизнес-центрах. Ни в одной российской библиотеке я ничего подобного не видел.
При входе в библиотеку есть локеры (шкафчики) для хранения вещей, которые запрещено проносить в библиотеку (верхняя одежда, зонты, напитки и т.д.). В центральной библиотеке шкафчики есть и внутри, там вы можете оставить на время книги и свои вещи. Ключ от такого шкафчика можно получить на стойке у входа. Очень строго в библиотеке действует запрет на любые напитки (за исключением воды) и еду. Меня однажды отчитали за то, что я умудрился пронести в читальный зал холодный зеленый чай. Впрочем, посетители иногда украдкой шуршат фольгой от шоколадки. В центральной библиотеке, впрочем, есть буфет, где можно купить, например, свежий номер Der Spiegel и кофе.
Отдельного упоминания заслуживают выставки, организуемые центральной библиотекой. Регулярно, раз в семестр, обновляется выставочное пространство библиотеки, когда на ее стенах и специальных стендах демонстрируются фотографии из исследовательских поездок в Африку или проводится выставка агитационного плаката Северной Кореи. Когда я связывался с директором, поклонницей русской культуры, с предложением провести выставку фотографий экспедиций Школы культурологии, она сообщила, что на ближайшие два года все их выставочные площади уже зарезервированы.
У центральной библиотеки есть и своя образовательная программа. Например, там проводятся курсы по техникам поиска литературы и работе с библиотечными менеджерами (Citavi, EndNote и т.д.).
Библиотечный фонд
За формирование библиотечного фонда отвечают референты-специалисты (Fachreferent/in), основу которых составляют люди с высшим библиотечным образованием и с высшим образованием по отдельным научным специальностям – географы, историки и т.д. Именно они ответственны за комплектование фондов с учетом пожеланий отдельных институтов, студентов, а также книжных новинок и последних тенденций в каждой научной сфере. Уровень соответствующих специалистов очень высокий. Например, долгие годы за пополнение фондов в философской библиотеке отвечал Ульрих Дирзе, философ, редактор многотомного Исторического словаря философии. Сейчас он уже на пенсии, но его регулярно можно встретить в библиотеке – уже как ее пользователя. То есть книжный фонд библиотеки комплектуется прежде всего представителями самого научного сообщества, причем делается это в рамках специальной должностной позиции.
В случае если я считаю, что какая-то книга должна находиться в библиотечном фонде, я могу установить специальную галочку на сайте университетской библиотеки, и со временем эта работа будет закуплена библиотекой. Эта система поразила меня больше всего, особенно после нашей практики, когда сотрудник, желающий заказать необходимую книгу, должен заполнить специальный бланк, среди полей которого – обязательно пояснение насчет того, в рамках каких курсов необходимы эти книги, а также получить визу руководителя структурного подразделения. Таким образом, речь идет не о закупке научной литературы, а прежде всего о закупке книг, которые необходимы для обеспечения учебного процесса. Стоит задуматься о том, что цикл длительности научного проекта, например по программе ЦФИ, – один год. Вопрос о том, может ли такой проект оперативно быть обеспечен необходимой научной литературой силами библиотеки нашего университета, является, очевидно, риторическим. Поэтому либо научный проект вообще обходится без таковой, если не считать ограниченную выборку баз данных, доступных в университете, либо происходит то, что я вижу по своим коллегам: в целях оперативности, без которой немыслимы современные исследования, они просто покупают за свой счет, просят сделать копии своих зарубежных коллег или пользуются другими онлайн ресурсами.
Библиотека подключена к системе межбиблиотечного обмена с университетскими, городскими и научными библиотеками по всей стране. На сайте библиотеки каждый студент может самостоятельно заказать книжку, которая отсутствует в библиотеке, и либо эту книгу привезут с другого конца Германии за небольшие деньги, либо отсканируют – за плату – часть книги (по правилам – не больше 10%). Первой услугой я пользовался постоянно: доставка книги из другого университета редко обходилась дороже 1,5–3 евро. Разумеется, поездка в библиотеку обошлась бы в десятки раз дороже.
Цифровые технологии
Опущу здесь рассказ о цифровом каталоге или электронных базах данных, о которых могу сказать только то, что в Рурском университете они намного богаче в части гуманитарных наук. Отмечу только, что все библиотеки университета оборудованы планетарными сканерами. В центральной библиотеке можно насчитать около пары десятков подобных сканеров. Вообще трудно себе представить библиотеку современного немецкого университета без такого сканера, которым бесплатно может воспользоваться любой желающий. Все сканеры элементарны в обращении, и за несколько подходов вы можете научиться пользоваться ими в режиме профи. В таком случае вы научитесь без труда сканировать необходимые вам печатные материалы с распознаванием текста, что сильно упрощает работу с ними, позволяет использовать их для обработки разными методиками Digital humanities, чего, конечно, нельзя добиться, если вы орудуете фотокамерой своего мобильного телефона. Почему же нужен именно планетарный сканер, когда в наших библиотеках есть обычные сканеры? Именно планетарный сканер дает возможность делать это быстро, не нанося вред ни книгам, ни документам. С помощью планетарного сканера можно загружать отсканированные документы в PDF на флешку и распознавать текст на разных языках.