• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вавилонская библиотека Вышки

Алексей Вдовин, доцент Школы филологии НИУ ВШЭ – Москва

Помню, как на заре моей работы в Вышке меня поразил совет всем подающим заявки на внутренние гранты нашего университета: «Прежде чем просить денег на поездки в зарубежные библиотеки, проверьте электронную подписку Вышки: она богаче, чем вам кажется». Смысл был примерно такой. В самом деле, каждый, кто хотя бы раз пользовался богатой подпиской Вышки, вряд ли пожалуется. Благо сейчас есть самые разные способы, как добыть нужную тебе книгу или статью. Это вопрос лишь времени и ресурсов.

Я, впрочем, хотел привлечь внимание к другой, как мне представляется, не менее важной проблеме – доступа преподавателей и сотрудников университета к богатствам бумажного библиотечного фонда, поскольку уже несколько лет подряд сталкиваюсь с одной и той же патовой ситуацией: научные книги из читальных залов на дом не выдаются даже преподавателям (куда уж там студентам). Предупреждая возражения, сразу уточню, что выдаются на дом (и студентам тоже) только книги со специальной маркировкой, внесенные в учебные программы дисциплин и стоящие на полочке в нескольких экземплярах. Но это, как правило, самые ходовые пособия, энциклопедии, которые тебе и так хорошо известны. Остальные же научные монографии, в том числе на иностранных языках, можно смотреть только в читальном зале. И в первую очередь те, какие ты сам заказываешь ежегодно для своих курсов и исследований.

Ну и что? Сиди себе да читай, как в РГБ, Историчке, Публичке или библиотеке РАН… Однако библиотека Вышки тем и отличается, что она – университетская. Это другая атмосфера, иной тип контакта между исследователем и книгой (я бы назвал его «интенсивным» и более интимным). А значит, преподаватели, сотрудники и студенты, как мне кажется, вправе рассчитывать на то, что она снабжает «своих» книгами на иных, чем в публичных библиотеках, условиях. По крайней мере, в любой университетской библиотеке Европы или США дело поставлено именно так. У тебя есть выбор: либо взять книги на дом, либо читать их в зале. Ни в одной библиотеке, где мне довелось бывать, я не замечал, чтобы залы пустовали из-за того, что у студентов и преподавателей есть право «проглатывать» книги в домашнем кресле. Там проблема иная – книги теряются. Пометка “missing” в электронном каталоге или отсутствие книги на полке под ее шифром – обычное дело, например, для такой крупной и богатой библиотеки, как Bobst Library (New York University). Но трудность эта там преодолевается быстро и легко: вы бесплатно заказываете книгу по МБА из ближайшего хранилища или идете в городскую Публичную библиотеку.

А теперь давайте встанем на место наших библиотекарей, перенесемся, так сказать, из гоголевского «прекрасного далека» в наши грешные земли, нашу инфраструктуру и, как говорится, «конъюнктуру». Рискну допустить, что сама идея разрешить преподавателям брать книги на дом может вызвать сопротивление. Аргументы понятны: кто может гарантировать, что дорогие книги на иностранных языках будут возвращаться в срок и не оседать на руках у читателей? Можно ответить на это двумя соображениями. Во-первых, книги выдаются не абы кому, а сотрудникам университета, которые – не иголка в стоге сена: у каждого есть мейл, телефон, руководитель, репутация и преподавательский рейтинг, в конце концов. Кажется, легко можно отладить систему оповещения и штрафных баллов (или денежных штрафов, как в Германии) за невозврат книги в срок. Если книга нужна кому-то еще и нуждающийся встал на нее в очередь, программа может рассылать оповещения (именно так сделано в западных библиотеках). Во-вторых, такие крупнейшие городские публичные библиотеки Москвы, как Тургеневка, например, уже давно выдают научную литературу на дом (не всю, правда, но довольно значительный ее массив).

Наконец, сакраментальный, самый главный вопрос: а зачем книги читать дома, когда можно делать это в читальном зале? Мне кажется, это риторический вопрос, ответ на который очевиден. Привычки и навыки чтения у всех разные. Для исследований или подготовки курса тебе подчас необходимо прочесть десятки толстых монографий за короткий срок, и делать это кому-то удобнее дома, кому-то в библиотеке. Более того, помимо опций «дома» и «в читальном зале» есть опция «в офисе/на личном рабочем месте» (у большинства сотрудников Вышки их нет, но в нашем случае это неважно). Кто-то предпочитает работать именно там (как известно, в Германии профессора часто просят ассистентов заказать себе в рабочий кабинет тележки, наполненные библиотечными книгами). Главное – возможность выбора тех условий, какие позволяют тебе с минимальными затратами написать статью или книгу.

У нас на факультете гуманитарных наук, что на Старой Басманной, часто и места тебе в читальном зале нет: студентов в здании учится больше тысячи, и они предсказуемо и счастливо проводят много времени в небольшом читальном зале, рассчитанном на 30–40 мест (надо сказать, зал оборудовали замечательный, удобный и атмосферный, с мягкими креслами).

Одним словом, в длинной цепочке производства научного знания в Вышке, как кажется, отсутствует, подобно нужной книге на полке, очень важный элемент.

Автор текста: Вдовин Алексей Владимирович, 12 сентября, 2018 г.