• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академический новый год

Елена Шакина

 

В университете мы живем в других временных тактах. Те, кто заканчивает в июне свои дела, строит планы на новый учебный год с сентября – меня, наверное, поймут. В конце июня наш академический новый год: мы подводим итоги, думаем о том, что удалось, а что не очень, обещаем в новом году не повторять ошибок уходящего года. То есть все, что все остальные делают 31 декабря.

Сейчас для меня и для многих из вас именно такое время – ожидание долгожданного отдыха и время немного остановиться и подумать. И почему-то именно в этом мае-июне ко мне постоянно возвращается мысль о том, почему я осталась работать в университете. Как меня, которая когда-то мечтала стать врачом, потом юристом, потом еще кем-то (не помню точно), жизнь привела именно сюда? Помню точно, что выросшая в семье, где в каждом поколении были учителя, всегда говорила родителям, что буду кем угодно, но не им… не учителем. А теперь, пройдя по достаточно витиеватой дороге, чувствую себя счастливым человеком, потому что очень люблю свое дело. И несмотря порой на усталость, множество пропущенных дедлайнов и угрызения совести, с этим связанные, понимаю, насколько мне повезло. «Повезло» – это неслучайное слово. Ведь когда-то 15 лет назад, оканчивая университет, я не делала осознанный выбор, не знала изнанку преподавательской профессии и даже не представляла, насколько сильно изменится Вышка, с которой я в итоге связала свою жизнь.

Сегодня я хотела бы поделиться своими размышлениями о том, почему считаю академическую профессию одной из самых интересных, не позволяющей погрязнуть в рутине, всегда дающей новый источник вдохновения. При этом – почему она подходит далеко не каждому. Почему вокруг меня оказалось много разочарованных в ней людей. Которые после многих лет в университете стали искать новый путь, и некоторые его в итоге нашли, но уже за пределами академии.

Первое и самое, на мой взгляд, важное: в университете у нас есть все возможности проектировать и воплощать то, что нам больше всего нравится. Это касается и нового авторского курса, и новой написанной статьи, любой новой идеи, которая может улучшить жизнь студентам и коллегам. Обратной стороной огромного выбора, от которого иногда даже может вскружить голову, является почти всегда невозможность спрогнозировать результат. Действительно, неопределенность университетской среды близка к максимальной. И даже опыт далеко не всегда может решить эту задачу. Просто нужно понимать, что бóльшая часть того, что мы пишем в статьях, заявках на гранты, о чем рассказываем студентам, окажется невостребованной, и мы никогда не узнаем причину этого. Более того, обратная связь, которую мы получаем, достаточно часто имеет высокий градус: либо восторженные похвалы студентов и коллег, либо очень жесткая критика с той же стороны. К этому приходится привыкать, перестать реагировать болезненно и не останавливаться.

Второе важное преимущество: мы, не отвлекаясь от работы, постоянно учимся. Познание нового встроено в среду университета, а нам просто нужно этому не сопротивляться и с максимальной открытостью воспринимать все новое, что преподносит наша профессия. Но потом перед нами встает важный вопрос и необходимость выбора: мы либо должны специализироваться и становиться экспертами в какой-то узкой области, либо, напротив, параллельно заниматься множеством проектов, менять свою деятельность, постоянно находясь в поиске равновесия между ограниченными возможностями/ресурсами и получением реальных результатов. Опять же, как показывает мой опыт, бóльшая часть коллег выбирает второе. Почему это происходит, объяснить сложно. Но, как мне кажется, многие из тех, кто будет читать эту колонку, увидят здесь самих себя. А ведь именно этот, второй вариант карьеры несет высокий риск недостижения результатов и того уровня профессионализма, который мы хотели бы. С другой стороны, большое количество разнообразных проектов и тем, которыми мы интересуемся, дает основу развития, не позволяет упустить ни одной возможности, знакомит нас с новыми людьми, а главное – позволяет сохранить свою ценность для университета даже при резко изменившейся среде вокруг.

И, наконец, третья важная особенность академической профессии, которую я бы не называла преимуществом, так как далеко не каждый стремится к публичности. А ведь именно публичность лично для меня стала одним из самых сложных вызовов в течение всей моей карьеры в Вышке. Обычно публичность в университете ограничена и не несет таких «драматичных» последствий, как многие более «медийные» профессии, но есть одно «но». Все, что ты говоришь, о чем пишешь, и даже то, как ты живешь, формируют твой образ, репутацию, развивают харизму. По прошествии времени именно они позволяют нам быть услышанными, прочитанными, успешными. И если все складывается хорошо, мы понимаем, что выбрали правильный путь, и получаем от работы в университете огромное удовольствие и самореализацию. Но иногда даже незначительные ошибки, которым мы не придаем большого значения, могут помешать нам на этом пути. Как я сказала, у меня на пути они случались, и я уверена – будут и в будущем. Но я желаю всем и, конечно, себе никогда не разочароваться в своей интересной, захватывающей и такой непредсказуемой профессии!

Автор текста: Шакина Елена Анатольевна, 14 июня, 2018 г.