• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Digital Natives

Елена Шакина


Эта колонка, наверно, отличается от всего того, что я писала раньше. И впервые я не знала, о чем буду писать, пока наконец не решилась закрыться в своем кабинете, не отвлекаться на поток бесконечных дел, приближающихся дедлайнов, кофе с коллегами и многое другое, что я бесконечно люблю, но что иногда не позволяет остановиться и просто подумать, осмыслить то, что происходит вокруг.

И именно сегодня мне очень хотелось бы поговорить о том, что нас окружает, становясь каждый день источником знаний, идей, открытий, но при этом влияет на нас и иногда может исказить наше восприятие реальности. Я хочу поговорить об информации, которая все бóльшим потоком врывается в нашу жизнь.

Мое поколение еще помнит мир, который не был столь насыщен ей, когда преимущества получали те, кто по той или иной причине имел доступ к информации, недоступной другим. Я помню, что, когда только поступила в университет, мы искали книги, записывали за преподавателями лекции, затем копировали их и распространяли среди друзей и однокурсников. Тогда весь процесс учебы становился увлекательным квестом, а мы искали, делились тем, что удалось раздобыть и узнать. Мы были открыты абсолютно ко всему, не подвергая сомнению ничего, что нам приходилось прочесть или услышать. Я очень хорошо помню учебник, который был переведен на скорую руку с английского языка. Мы получили новые, только что отпечатанные в типографии экземпляры и были очень счастливы. В этом учебнике, как мы выяснили позже, было огромное количество орфографических и содержательных ошибок, опечаток. Но мы не замечали ничего. Потому что эта книга – единственный для нас на тот момент источник знаний.

Прошло всего 15 лет, и мы живем в совершенно новом мире, мы больше ничего не ищем, все само плывет к нам в руки, и, кажется, теперь нет никаких проблем за секунды получить ответ на любой волнующий вопрос. Но в чем же опасность нового информационного цифрового общества? А в том, что мы просто не способны обработать тот информационный поток, в который окунаемся каждый день. Мы не можем отделить факты от мнений, истину – от ее интерпретации. От нас, как никогда ранее, требуется критичность мышления. Причем это должно стать нашим помощником, а ни в коем случае не препятствовать восприятию всего нового и того, что не вписывается в наши представления о жизни. Но выросли и сформировались многие из нас совсем в другом обществе. Мы настолько научились ценить новую информацию и не искать ей альтернативу, что рискуем серьезно заблудиться в этом лесу. Совсем другой пример показывает поколение, которое называют сейчас digital natives. Это поколение, которое не знало мир без интернета и ориентируется в потоке информации гораздо лучше тех, в жизнь которых он вошел постепенно и уже в осознанном или даже взрослом возрасте. Сейчас почти все наши студенты – представители digital natives.

Итак, примеры событий, которые стали особенно яркими инсайдами для меня в последнее время. В этом году я достаточно много преподавала. Передо мной в аудитории сидели бакалавры, магистранты, студенты других факультетов, иностранные студенты, которые приехали в Вышку по обмену. Действительно великое разнообразие. Но несмотря на это разнообразие было одно характерное для всех моих студентов качество. Почти все мои слова и мысли подвергались критике. Любой факт, который аудитории казался спорным, они тут же «гуглили» и через минуту выдавали порой противоположные факты, доказательства и мнения, не давая мне продолжить лекцию и меняя сценарий наших занятий. Были моменты, когда меня это даже раздражало и злило. Ведь я просто к такому не была готова. В своей голове я обвиняла студентов в отсутствии уважения и даже этики. Вспомнила, как мы когда-то сидели на лекции и впитывали как губки все, о чем там говорилось. Пока ко мне не пришло понимание. Понимание того, что для сегодняшних студентов я теперь просто один из множества информационных источников, и у них нет никакой причины доверять мне больше, чем всему остальному. Что диалог и постоянный процесс критики – это и есть тот новый процесс познания, который для цифрового поколения стал естественным и наиболее правильным. И дело здесь совсем не в этике и воспитании. Они именно так взаимодействуют с новым миром, а мы, преподаватели, лишь являемся его частью. И даже то, что мы постепенно меняем подходы к преподаванию, понимая, что теперь наша задача – стать не источником знаний, а лишь гидом в этом огромном информационном мире, мы НЕ ПОМЕНЯЛИ свое отношение. Критика, а иногда достаточно прямое и резкое несогласие с тем, что мы говорим, до сих пор болезненный и неприятный процесс. Для меня, по крайней мере, это именно так. Но несмотря на то, что этот опыт для меня не самый простой, я очень благодарна своим студентам, ведь они нас учат ничуть не меньше, чем мы их.

Не уверена, что студенты Вышки читают эти колонки, но, если вдруг это произойдет, я буду рада донести до них эту благодарность и сказать, что именно студенты для нас становятся главным стимулом к развитию. Что именно они станут причиной того, почему преподаватели, университет и наша роль в нем будет существенно меняться.

Автор текста: Шакина Елена Анатольевна, 12 апреля, 2018 г.