• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Вышке четверть века


Елена Шакина
, заведующая Международной лабораторией экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ в Перми

 

Рискуя быть неоригинальной, я тем не менее решила посвятить первую свою колонку в новом учебном году самому ожидаемому событию – антиюбилею Вышки.

25-летняя веха – это очень важное событие, особенно для тех, кто стоял у истоков. Появился замечательный повод подвести первые итоги этого, безусловно, очень успешного проекта, услышать много добрых слов, пожеланий и напутствий. Многие, и в этом я почти уверена, скажут о том, что достигнутые за четверть века результаты превзошли даже самые оптимистичные ожидания, которые вдохновляли тех, кто запускал проект в очень тяжелое и нестабильное для страны время – в начале 90-х. При этом за свой достаточно юный для университета возраст Вышка прошла через множество серьезных преобразований. Она смогла перерасти из относительно небольшой экономической школы в Москве в мультидисциплинарный распределенный университет, который вошел в первую лигу российских университетов с сильным брендом и репутацией. А в последние годы успешно выходит и на международный академический рынок.

Но я хотела бы рассказать о том, как моя судьба когда-то пересеклась, а потом тесно сплелась с этим университетом. Оглядываясь назад, сложно поверить, что из прошедших двадцати пяти лет Вышки двадцать моих лет связаны с этим университетом. Впервые я узнала о его существовании случайно, когда оканчивала 10-й класс. Тогда Вышка была окружена весьма противоречивыми слухами… 1997 год – период, когда вокруг появлялось много частных сомнительного качества учебных заведений, бóльшая часть предлагала получить НОВОЕ экономическое и финансовое образование, которое было бы востребовано для экономики, вступившей на путь серьезных преобразований. Я жила в Перми, где Вышка открывала филиал и приглашала стать ее первыми студентами. И хотя на фоне других зарекомендовавших себя пермских вузов ВШЭ была темной лошадкой, ей удалось собрать сильный коллектив преподавателей и принять хороших студентов. Многие мои сокурсники теперь очень успешные люди, и, я уверена, они благодарны сами себе и Вышке за правильно сделанный когда-то выбор. Мои первые пять лет здесь я вспоминаю с особой теплотой. Ведь именно благодаря им я не захотела уходить из Вышки и еще во время учебы на третьем курсе приняла решение остаться в университете. После получения диплома стала работать ассистентом на кафедре и писать диссертацию. Не могу сказать, что все складывалось просто и гладко, ведь Вышка, как и все мы, испытала на себе проблемы молодости и неопытности, добиваясь признания, конкурируя за ограниченные ресурсы, просто совершая ошибки и пытаясь потом их исправить. Мне довелось учиться и работать в Перми, Москве, а теперь Санкт-Петербурге. И хотя все кампусы Вышки очень разные, во всех сформированы ее особая идентичность и уникальная среда, которую можно распознать в любом уголке нашего университета.

________________________________________

Но вот что всегда было для меня удивительным – в Вышке самые амбициозные и на первый взгляд нереалистичные цели достигались, а за ними возникали еще более амбициозные. Вышка приняла участие в самых серьезных проектах, взяв на себя обязательства и риски, на которые далеко не все бы решились. И в итоге перед нами молодой исследовательский университет, который хорошо известен и в России, и за ее пределами.
________________________________________

Итак, теперь я могу сказать, что, получив когда-то диплом еще не известной никому пермской Вышки, теперь я принадлежу к числу выпускников очень престижного университета. И, ежегодно встречаясь со студентами на последнем курсе, я начинаю разговор с того, что у них есть совершенно уникальная возможность, которой нет у студентов классических университетов с длинной историей: они могут, продолжая вкладывать в развитие и репутацию Вышки после ее окончания, существенно увеличить ценность полученного ими образования.

25 лет для человека – это переход от беззаботной юности, когда открыты все возможные пути и все надежды связаны с будущим, к осознанной, но еще достаточно молодой зрелости. Когда особую важность приобретают расстановка приоритетов, ответственность и выбор собственного уникального пути. Мне кажется, именно в этот этап вступает наш университет. И я с нетерпением жду того момента, когда мы через следующие 25 лет будем подводить итоги второго очень важного этапа, празднуя полвека нашей Вышки.