• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как создать команду

Великие возможности приходят ко всем, но многие даже не знают, что встретились с ними.

У. Чэннинг 


 


Свой первый маленький юбилей – пятую колонку – я бы хотела посвятить своему самому главному проекту – Международной лаборатории экономики нематериальных активов (https://idlab.hse.ru). В этом году мы с моими дорогими коллегами по лаборатории подводили первые итоги нашей совместной работы. Закончились первые три года нашего проекта, и мы пытались осознать, что было сделано и куда идти дальше. Неожиданно для всех нас именно этот момент стал особенно ценным. Ведь, оглядываясь назад в очень динамичный и насыщенный множеством событий период, можно понять, что сделало нас по-настоящему хорошей командой. И почему сейчас этот проект стал таким важным для каждого из нас.

Когда в 2013 году мы принимали решение испытать свои силы во внутривышкинском конкурсе, мы очень скромно оценивали свои шансы на успех. Из-за высокой конкуренции, из-за молодости нашей команды, из-за отсутствия опыта участия в крупных проектах до этого момента… Причин был множество. Но мы решили подать заявку. И когда выиграли – долго не могли в это поверить… А когда вышли из оцепенения –стали работать. Не понимая в тот момент, сможем ли мы решить задачи, о которых не боялись мечтать, когда готовили заявку.

А теперь о результатах нашей рефлексии. А точнее, о том, что, мы считаем, может стать полезным для других молодых исследовательских команд и каких ошибок, на наш взгляд, можно и стоит избегать.

 1.     Первое и самое важное условие успешного исследовательского проекта – формирование ядра команды со схожими или взаимодополняющими ценностями, т.е. причинами, по которым люди приняли решение работать вместе.

В случае нашей лаборатории стало очевидно, что молодая вышкинская часть команды вошла в проект с очень понятным запросом – учиться и выйти за пределы локального российского академического рынка, узнать, как делать самостоятельные и востребованные проекты, как их продвинуть в академическом сообществе. В то же время наши зарубежные коллеги из Испании и США, а их было четверо, хотели делиться своим опытом. Каждый из них, уже реализовав задачи своей карьеры, стремился вырастить новое поколение исследователей, которые бы сформировали экспертную площадку, известную в своей сфере. В этом состояли их уже зрелые академические амбиции.

2.     Второе важное условие – постоянный поиск новых ресурсов.

Наличие ресурсов не только позволяет развивать человеческий капитал, что, безусловно, важно. Привлечение ресурсов, особенно извне, –это ключевой признак того, что вы движетесь в правильном направлении. И потенциал проекта очевиден не только вам, но и рынку.

Большая часть заявок на проекты и гранты, которые мы когда-либо делали, разумеется, не была поддержана. И именно отказы позволили нам переосмысливать наши идеи и их реализацию. Но и успешный опыт тоже был. Выигранный два года назад грант РНФ дал нам очень важный импульс для развития.

3.     Исследовательские проекты, в особенности в социальных науках, всегда должны иметь прикладное воплощение.

Фундаментальные исследования – основа развития знаний, но механизм, через который они могут повлиять на среду вокруг себя, весьма сложен. Поэтому сами исследователи должны позаботиться о том, чтобы результаты стали полезны и повлияли на развитие той сферы, где они создают это новое знание.

На одну идею, которую мы вынашиваем уже несколько лет, мы делаем основную ставку. Это информационная платформа, агрегирующая информацию о компаниях, ту информацию, которая не раскрыта в стандартных отчетах. Назвав прототип нашей системы «Монитор интеллектуальных ресурсов компаний» и показав его базовые возможности, мы ищем инвесторов, которых бы мог заинтересовать коммерческий потенциал этот идеи. Пока не могу похвастаться успехами на этом пути, но останавливаться мы не собираемся.

 

И наконец, по поводу ошибок, которых стоит избегать.

Не рассеивайте свои человеческие, временные и финансовые ресурсы на множество идей и проектов, не имеющих явную синергию от совместной реализации. Именно это стало основным антидрайвером нашей лаборатории. И теперь каждую новую инициативу мы пропускаем через грубый фильтр такой потенциальной синергии. Если ее нет – мы принимаем решение расставаться с иногда очень привлекательными на первый взгляд идеями.

 

Это наш опыт, и мы его очень ценим. Возможно, написанное здесь покажется совсем не новым. А для кого-то окажется ценным, если вы проведете параллели со своими проектами.

И последнее: ОГРОМНОЕ СПАСИБО моей лаборатории и моей команде! MUCHAS GRACIAS! THANKS A LOT!

Автор текста: Шакина Елена Анатольевна, 17 марта, 2017 г.