• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дороги, которые мы выбираем

Елена Шакина, заведующая Международной лабораторией экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ в Перми

Свою очередную колонку я хочу посвятить не совсем обычной для себя теме, на которую меня отчасти вдохновил замечательный текст Ирины Шафранской, совсем недавно вступившей в ряды колумнистов «Окон роста». Коллеги и друзья по Вышке знают, что мои интересы в университете были в бо́льшей степени связаны с академическим развитием. Занимаясь программой кадрового резерва в Перми, департаментом и лабораторией, я в меньшей степени была вовлечена в развитие и продвижение образовательных программ. Все стало меняться в прошлом году, когда я стала академическим руководителем бакалаврской программы по международному бизнесу в Санкт-Петербурге. Слово, которое точно отражает для меня этот проект, – BIG CHALLENGE. Наверное, до этого момента я не могла до конца оценить труд тех людей, которые стали академическими лидерами вышкинских программ. Теперь я понимаю, что это одна из самых сложных и интересных задач в университете.

Но сегодня я бы хотела написать об очередном открытии, которое я сделала для себя, общаясь не со студентами и не с преподавателями и даже не с административным офисом программ, а с родителями наших абитуриентов. На проводимых регулярно днях открытых дверей мы общаемся именно с ними. И, поучаствовав уже в нескольких таких мероприятиях, я, как мне кажется, увидела место, в котором я работаю уже достаточно давно, глазами мам и пап наших будущих студентов. На родителях лежит действительно огромная ответственность, ведь они помогают принять своим детям очень важное решение, которое определит их дальнейшую жизнь – их профессию, карьеру, окружение, друзей. Я вижу их переживания, сомнения. Разговаривая с ними, понимаю, как они боятся совершить ошибку, направляя уже повзрослевших, но еще не вставших прочно на ноги, чад. И каждый раз я вижу такую картину: обычно с вопросами подходит глава семьи, за которым стоит мама с дочерью или сыном и внимательно слушают, ловят каждое слово из уст тех, кто рассказывает о том, как мы учим, в чем преимущества Вышки и с какими рисками они могут столкнуться в процессе учебы. Иногда рассказы родителей абитуриентов действительно очень трогательные, ведь они говорят про свою молодость, про то, от чего им пришлось отказаться, чтобы выбрать именно ту профессию, в которой они сейчас. Как кто-то отказался от своей мечты стать артистом, художником, врачом. А некоторые, наоборот, очень благодарны тому своему выбору. Потому что сейчас понимают, что пошли навстречу призванию и теперь счастливы. А сейчас этот выбор делают их дети, и это еще более важный этап в жизни родителей. Несколько таких разговоров я помню в каждой детали, особенно те, в которых родители делились своим разочарованием, «зря потраченным временем», а главное, невозможностью обернуть время вспять и изменить выбор, сделанный много лет назад.

Теперь я особенно понимаю, что, если эти ребята придут к нам, мы должны приложить очень много усилий. Мы, преодолевая естественную для их возраста критичность ума, максимализм их молодости и амбиции, которые присущи тем студентами, которые приходят в Вышку, должны не только дать им знания для их будущей профессии, но и создать условия, при которых они смогут стать взрослыми осознанными людьми, научиться выстраивать правильные отношения со своими коллегами и руководителями, рисковать, если есть такая необходимость. А самое главное, поддержать те ценности, которые в них закладывали родители: быть честными, ответственными, инициативными, а главное, счастливыми. Ведь именно такими все мы хотим видеть своих детей.

И вот наконец мое маленькое открытие. Иногда, а возможно, достаточно часто в университет приходят студенты, которые в силу своего возраста не сделали самостоятельный выбор. Их подтолкнули обстоятельства и родители, а поэтому они пока не осознают и пока не любят свою будущую профессию, потому что, возможно, из-за этого решения им пришлось отказаться от чего-то более интересного и важного для них в этот самый момент. Многие воспринимают учебу как жертву, которую они приносят ради воли своих родителей. И что самое важное, они действительно в этом убеждены. Но говорить об этом, безусловно, не принято, поэтому иногда это выражается в протесте против всего, что происходит. Мы же, выходя в аудиторию, убеждаем их в том, что знания, которые они здесь получают, очень важны для той их будущей «НЕЛЮБИМОЙ» профессии. Когда-нибудь они, безусловно, это поймут и будут благодарны своим учителям и родителям, особенно тем, кто был достаточно строг с ними. Но, конечно, не сейчас, когда все противоречит тому, что им «действительно нужно в жизни». И в чем же здесь наша роль? Мне кажется, в том, чтобы объяснить, что в жизни нет одной единственно верной дороги, что можно полюбить только ту работу, в которую ты вложил достаточно усилий и труда, а именно та профессия является призванием, где ты стал лучшим. И чаще приводить свои личные примеры, вспоминая о том, как когда-то большинство из нас сделали такой же, как нам казалось, «неправильный выбор», а теперь сделали свою профессию делом всей свой жизни и счастливы стоять перед аудиторией молодых талантливых людей и передавать им знания, которые, возможно, станут полезными в их жизни.

Автор текста: Шакина Елена Анатольевна, 8 февраля, 2018 г.