• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наука и медиа



Александр Павлов
, доцент факультета гуманитарных наук, - про особенности одной академической традиции и последствия ее отмены.


Надеюсь, так или иначе все в нашем университете знают, что такое кадровый резерв. Но если даже и не все, то постоянные читатели «Окон роста» уж точно должны быть осведомлены о его наличии и деятельности. Например, у кадрового резерва есть семинары, на которых обсуждаются самые разные темы – от просто интересных и полезных до очень интересных и невероятно важных. Так, осенью нынешнего года состоялся семинар, на котором обсуждался вопрос о том, что надо сделать ученым из нашего университета для того, чтобы «продать» медиарезультаты своих исследований. Присутствовали на мероприятии, за исключением экспертов, именно те, кто заинтересован явить городу и миру итоги своей кропотливой работы.

В этой колонке я хотел бы поднять несколько вопросов, связанных с главной проблемой семинара, но которые обычно не артикулируются ясно, а также коснуться нескольких тем, тоже вроде бы очевидных, но, возможно, четко не проговоренных. Мы начнем с общих проблем и подойдем к частностям. Этот текст предназначен не для тех, кто «сами с усами», но тех, кто лишь собирается стать «медиаученым».

Прежде всего, с чего возникла такая тема. Мы уже все привыкли к наукометрии и знаем о необходимости публиковаться как можно чаще и выдавать как можно более качественные работы. Иначе, как мы с вами знаем, «смерть». Что ж, не исключено, что в ближайшем будущем высшую школу (не только НИУ ВШЭ, но как таковую) обяжут присутствовать в медиа. В этом плане НИУ ВШЭ играет на опережение.

В целом нет ничего плохого в том, что университет регулярно фигурирует в публичном пространстве. В некоторых научно-учебных учреждениях медиаактивность сотрудников даже поощряется. И, более того, есть серьезные университеты, где пресс-служба сидит и думает, как бы сделать так, чтобы пропихнуть в то или иное медиа своего эксперта. То есть нужно понимать, что вопрос о необходимости присутствовать в медиапространстве рано или поздно может стать реальностью. В этом смысле интерес университета понятен.

Однако зачем это нужно конкретно научным сотрудникам? Здесь может присутствовать самая разная мотивация – от желания быть полезным обществу и до понимания своего карьерного трека (всем известно, что символический капитал иногда может конвертироваться в другие виды капитала, причем не только в финансовый). Ну, или, как рассказала одна из участниц семинара, ей хочется «наконец объяснить мужу, чем она занимается». Вместе с тем, как выяснилось на мероприятии, некоторые сотрудники хотят быть в медиа просто так, не вполне осознавая, с какими подводными камнями они могут столкнуться.

И вот что это за подводные камни.

Во-первых, от единственного появления в медиа лично ученому эффекта никакого не будет. И если уж вы решили связать свою судьбу с этим родом деятельности, то должны понимать, что это не просто сложно, но и занимает много времени, которое в некоторых обстоятельствах можно потратить на науку, семью, хобби. Во-вторых, всегда есть риск, что те коллеги, которые не присутствуют в медиа, могут осуждать вас за «упрощение», «популяризацию» и т.д. той дисциплины, с которой вы отправляетесь к общественности. Да, такого может и не быть, но все же нужно готовиться и к подобным вещам. В-третьих, чтобы быть в медиа, нужно наращивать толстую кожу. Не так давно в сети появился ролик с нашей коллегой из Школы истории: разного уровня хамских комментариев под видео было немало. Да, модераторы в итоге много удалили, но ученая все это успела прочитать. Согласны на такое?! Тогда идем дальше. Поэтому в-четвертых: надо быть готовым, что вы не понесете свои идеи в массы, но всего лишь станете комментатором тех или иных информационных поводов. Или просто будете вынуждены «подверстывать» свои исследования под запросы медиа, опять же идя на компромиссы и соглашаясь на игровую форму подачи материала. А как вы еще хотели? Платон в чистом виде никому не нужен.

Хотя это лишь часть вопросов, на которые вам предстоит ответить самим, в принципе риски уже ясны. И если вы готовы сделать ставку на медиа, то вот как лучше сделать. Прежде всего, как я сказал, придется ориентироваться на СМИ. Если вы филолог из нижегородского кампуса и занимаетесь Драйзером, то комментировать вас попросят не его, но новость о вручении Нобелевской премии по литературе, а написать колонку – о новом романе Донны Тартт. Например, наш филолог Алексей Вдовин, который занимается русской литературой XIX столетия и только что выпустил биографию Добролюбова в ЖЗЛ, когда читал публичную лекцию в ЗИЛе, решил рассказать не о Некрасове, но об экранизациях «Дракулы», благо тогда в прокат вышла картина «Дракула». А мой коллега философ и историк Александр Марей рассказывает школьникам не про средневековую политическую философию, но про «Игру престолов». Но это все в лучшем случае. В худшем – придется комментировать рэп-баттлы. Простите, что я привожу примеры из гуманитарных наук, – это мне ближе. Думаю, что в социальных и гуманитарных науках есть свои нюансы, но принцип работы медиа примерно один.

В общем, если вы все же решили встать на путь лишений, то, возможно, лучший способ начать его с не самых слабых ресурсов НИУ ВШЭ. Кроме прекрасного портала, на котором могут быть опубликованы результаты ваших исследований и которому посвящен этот выпуск «Окон роста», есть ресурс IQ HSE. Новый главный редактор странички Владислав Моисеев имеет большой опыт работы в медиа и знает, как сделать специфический ресурс нормальным СМИ. Владислав открыт любым предложениям. Так что если вдруг у вас что-то есть, то можно обращаться к нему. Удачи!

И, конечно, всех с Новым годом!

Автор текста: Павлов Александр Владимирович, 21 декабря, 2017 г.