Александр Павлов , доцент факультета гуманитарных наук, - про особенности одной академической традиции и последствия ее отмены.
Кажется, я уже писал для «Окон роста» о проблеме автора, на плечи которого ложится тяжелая ноша высказать мнение по тому или иному вопросу. Однако, если мне не изменяет память, тогда я рассуждал в том смысле, что глаза разбегаются, как хочется написать про пирожки, конкурс красоты или идею вернуть кафедры в стены нашего университета. Теперь же речь о другом. Я про то, как важно не прогадать с темой.
Ведь трудность состоит совсем не в том, чтобы сказать, как автор думает про ту или иную вещь (в самом деле, кого это может испугать?), но в том, чтобы сформулировать сам вопрос, который необходимо обсудить. Но и здесь трудности не заканчиваются. Во-первых, этот вопрос должен касаться всего университетского сообщества, а не его части, и, во-вторых, он должен быть актуальным. Ну в самом деле, кому сейчас, в конце октября, будет интересно узнать что-то об итогах летней сессии? Наконец, в-третьих, не я один такой умный: мои уважаемые коллеги тоже пишут о важном. Хоп-хоп – глядишь, а все крутые темы уже разобрали другие уважаемые колумнисты нашего любимого издания «Окна роста». И что тогда остается?
Одним словом, надеюсь, вы понимаете, насколько непросто приходится автору колонок...
Итак, самое трудное – выбрать тему. В этот раз я растерялся настолько, что обратился к редактору «Окон роста» (крайняя степень отчаяния), который по должности обязан держать руку на пульсе и понимать, про что пишут коллеги. На мой вопрос, какие темы в настоящий момент беспокоят наше дружное университетское сообщество и нет ли случаем каких громких скандалов, которые я мог бы обсудить, я получил развернутый ответ.
Редактор признался, что скандалов, к сожалению, нет (клянусь, я удивлен точно так же, как и вы), но: «…есть интересные сюжеты... Например, принято положение о собственных ученых степенях НИУ ВШЭ, близится антиюбилей Вышки, скоро откроется корпус на Покровке (ожидаем кролика в столовой [сложная референция к одному из моих предыдущих текстов, исключительно для фанатов. – А.П.]), в аудиториях на Старой Басманной частично вставили окна, в одном из кабинетов ИГИТИ наконец-то отмыли кофейную лужу, в корпусах обострилась проблема отсутствия маркеров для досок (тема очень острая, цензура может зарезать текст)...».
Я понимаю, насколько вы расстроены, прочитав все это. Все такое вкусное! Что ни вопрос, то требует комментария. Даже если вы не проводите время на Старой Басманной, уверен, что вам, с «Кирпича» вы или «Мяса», важно знать, как там у нас обстоят дела с окнами. Как видите, вставлены частично! И это уже прогресс. А вот отмытая кофейная лужа в кабинете ИГИТИ – тема хотя и важная, но все же местечковая. Тем не менее мы, разумеется, все рады за коллег! Рады в том случае, правда, если эта лужа не была каким-то важным историческим памятником. Не знаю, может быть, ее знаменитый историк Карло Гинзбург оставил после себя отечественным коллегам, а тут взяли да отмыли…
Про кролика на Покровке я уже писал, про антиюбилей я не писал, но, кроме меня, писали все. Остаются ученые степени и проблема с маркерами. Но и здесь трудность! Писать про маркеры – ходить по острию ножа. А про ученые степени мы еще мало знаем, зато очень хотим узнать. Я бы подождал со степенями и предоставил более детальный анализ, но коллеги же опередят! Так что сейчас выскажусь по двум пунктам. Ведь острых тем нельзя бояться.
Начнем с менее важного – про ученые степени. Во-первых, вы сейчас держите в руках номер, в котором вам все подробно про это рассказывают. Так что бросайте эту колонку, открывайте разворот и наслаждайтесь чтением! Но возвращайтесь непременно!
Вернулись? Тогда во-вторых. Поздравляю наш университет с этим важным и ответственным шагом. Хотя в положении не все ясно, мы одними из первых пойдем по этому пути. А, как известно, кто первым идет через колючие кусты, прокладывая дорожку, тот получает больше всех царапин. Но быть первым – значит быть первым. В конце концов, ВШЭ всегда предлагала смелые идеи, а потом на себе же их апробировала. Ясно одно: университет отдаляется от организации защит, какими они были в России, и приближается к защитам, какими они являются на Западе. Мне кажется, и это немало. Вопросы есть, но, наверное, они как-то будут разрешены. А если есть те, кому это совсем не понравится, они всегда могут защититься в другом совете по старым правилам.
И по маркерам. Вам, вероятно, кажется, что они тут ни при чем, но они еще как при чем. Вот почему. Скажем, в МГУ им. Ломоносова тоже есть положение о собственных ученых степенях. Но знаете, чего там нет? Маркеров! Но не как у нас, а хуже. Я уже какое-то время там не появлялся. Но помню, какой был разительный контраст, когда я из МГУ приходил во ВШЭ. Там на меловой доске лежали обгрызенные кусочки мела, старые намоченные тряпки, которыми мел с доски нельзя было стереть, но лишь развозюкать. Да и мел-то был таким, которым что пиши на доске, что нет – все одно. Ничего не видно. А во ВШЭ можно было взять черный маркер и аккуратно разрисовывать им доску, не испытывая чувства отвращения от соприкосновения с повидавшей виды меловой тряпкой.
Не знаю, у кого там маркеров не хватает, но я с собой всегда ношу личный маркер, чтобы не доверять свою судьбу в руки слепой фортуны, которая сегодня тебе приветливо улыбается, а завтра отворачивается и уходит со своими маркерами в другую аудиторию к более молодому преподавателю. Наконец, даже тогда, когда я по собственной вине не приношу маркеры, студенты, нехотя пошуршав в карманах, достают их мне десятками, сотнями на выбор, лишь бы изобразить им что-то на доске для пущей наглядности. Так что проблема эта не такая уж и острая, как кажется моему редактору. Или даже так: решение проблемы очевидно!
Вы все еще удивляетесь, при чем здесь ученые степени? А при том. Представьте, в МГУ до сих пор на досках пишут мелом (которого, кстати, там тоже нет). Ну и что там они у себя напридумывать могли с защитами? Это такой в хорошем смысле традиционный вуз, чтящий седую старину. Наверное, внутренний ВАК у себя организуют. А ВШЭ, выходит, вуз инновационный. И потому, хотя мы пока не знаем, как у них там, очевидно же, что мы придумаем что-то более новаторское и удобоваримое. Как и с маркерами. Можно быть уверенными. Так что поздравляю!