• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Финансовая БЖД


Сергей Левин
, доцент департамента социологии (Санкт-Петербургская школа социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ), – о важности персональной страницы сотрудника университета

 

Некоторые опасности кажутся нам чем-то давно пройденным, тем, на что уже выработался иммунитет. Например, сетевые финансовые пирамиды: вроде бы все уже знают о том, как они устроены.

____________________________________________________


Тем не менее университет – это такое место, куда каждый год приходят люди, которые многого не знают: их называют студентами. Недавно я с удивлением обнаружил, что у некоторых студентов вновь популярны «сетевой маркетинг» и разнообразные «курсы личностного роста и лидерства». Даже получил от одного студента прошлых лет приглашение поучаствовать в выгодном проекте. Это навело меня на мысль, что в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» не лишне было бы освещать проблемы личной финансовой безопасности, в частности знакомить студентов с самыми распространенными схемами мошенничества.
_____________________________________________________

Декларируемой целью данной дисциплины является подготовка студентов к опасностям, которые их поджидают в жизни: техногенная катастрофа, террористические атаки, ядерная война, нормативно-правовая база обучения в университете и др. При этом вероятность столкнуться с пирамидами кажется большей, чем с ядерным взрывом, а денег, нервов и времени на них можно потратить немало.

В классической финансовой пирамиде участнику обещают сверхдоход от его вложений, который должен обеспечиваться постоянно растущим притоком новых денег. В более распространенной среди студентов сетевой схеме к денежным затратам добавляются еще и трудовые. Благодаря этому у жертв создается впечатление, что они строят свой бизнес и результат зависит от их усилий. Суть заключается в том, что нужно внести деньги, чтобы стать участником, и потом привлекать новых людей, которые будут делать то же самое. Получите ли вы за свои деньги «пассивный доход», восточные травы, участие в схеме кэшбека, приглашение на альфа-бета-семинар или жидкие витамины (sic!) – совершенно не важно. Продукт, который предлагается распространять, может быть осязаемым или неосязаемым, возможно, это будет услуга по «психологической прокачке». Важно то, что основную прибыль предполагается получать за счет привлечения других распространителей, «создания команды». Если привлеченные вами распространители также привлекут кого-нибудь, то вы получите еще больший доход. Каждый новый «партнер» должен выстроить цепочку поставщиков, для того чтобы получать процент со следующих звеньев. Чем длиннее цепочка поставщиков, тем более высокий статус можно получить: начинаете всего лишь с платины, а дойти сможете до «дважды бриллиантового директора».

Данная схема имеет множество неустранимых препятствий. Во-первых, она противоречит стремлению любого продавца и покупателя к сокращению количества посредников. Имея возможность покупать лучшую в мире биодобавку прямо у производителя, минуя пять рядов бриллиантовых директоров, любой рациональный покупатель постарается купить товар без тройной наценки. А любой рациональный производитель будет максимизировать свои продажи. И никакая клятва на маркетинговой крови не будет удерживать покупателей и продавцов от этого стремления. Конечно, существуют системы продаж, в которых люди получают вознаграждение от нескольких человек. Однако это не означает, что цепочки вознаграждения могут тянуться сколько угодно. Что приводит нас к следующему вопросу о том, какой длины цепочку поставщиков предлагается построить.

В рекламе пирамид подчеркивается, что если вы приведете новых участников, а они приведут знакомых, то будете получать доход не только от них, но и от знакомых своих знакомых. Однако в рекламных буклетах не говорят, что для результативной работы их схемы потребуется превращение в дистрибьюторов всего населения земли. Например, если один «уровень» включает в себя семерых участников, то всего через девять уровней количество потенциальных дистрибьюторов больше чем в два раза превысит общее количество жителей России. Та же реклама всегда приводит примеры успешных участников, поэтому каждый новый участник будет далеко не первым и даже не пятым в пищевой цепочке. А значит, чтобы стать даже слабеньким однократным жемчужным директором, точно придется «собрать команду» из всех россиян, включая стариков, грудных детей и даже обитателей тюрем.

Все это было бы чрезвычайно смешно, если бы жертвами мошенников не становились те, кто несет туда последние деньги. Особенно странно, если современные студенты вместо того, чтобы заниматься учебой или любой другой полезной деятельностью, тратят время на изучение и продвижение откровенной ерунды. Не знаю, поможет ли включение в курс БЖД темы финансовых пирамид, но надеюсь, что все, кто прочитал данную колонку, смогут объяснить потенциальным дистрибьюторам, что их положение хуже, чем у Буратино. Ведь от Буратино для получения прибыли требовалось лишь закопать золотые монеты на поле чудес, а вот будущему дистрибьютору нужно будет еще и найти десяток таких же несчастных.

Автор текста: Левин Сергей Михайлович, 7 декабря, 2017 г.