• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Домашнее задание: между идеалами и реальностью


Сергей Левин, доцент департамента социологии (Санкт-Петербургская школа социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ), – о том, сколько задавать студентам на дом.


 

Домашняя работа – это неотъемлемая часть обучения не только в школе, но и в современном университете. Веселая жизнь от сессии до сессии несовместима с настоящим образованием. Самостоятельная работа в библиотеке в течение года зачастую важнее того, что студенты делают в аудитории. В связи с этим у преподавателя возникает вопрос о том, сколько задавать и какого уровня сложности должен быть материал.

Первой мыслью преподавателя может быть задать как можно больше. Ведь тогда студент больше узнает, а значит, преподаватель выполнит свою миссию по сеянию разумного, доброго, вечного. Однако в действительности, на мой взгляд, это выливается в поток заведомо невыполнимых заданий, что негативно сказывается на эффективности образовательного процесса в целом. Бывают случаи, когда студентам задают прочитать к занятию по 200-300 страниц научного текста на английском. Понятно, что такого рода задания никогда не будут выполнены полностью. Главное, неясно, как такой объем информации можно проработать на семинаре в течение одного часа двадцати минут в аудитории на 30 человек, даже если найдутся те, кто все сделает. 

 

_________________________________________ 
Бывают случаи, когда студентам задают прочитать к занятию по 200-300 страниц научного текста на английском.
_________________________________________


Осложняется ситуация тем, что несколько предметов идут у студентов одновременно, и нужно делать поправку и на другие задания. Как-то я из любопытства спросил у коллеги, сколько она обычно задает к семинарам. Она ответила, что задает 50 страниц и считает, что за неделю студенты вполне могут это осилить. Действительно, 50 страниц не представляют проблемы, если только не учитывать, что за день у студентов бывает по четыре-пять пар, из которых три семинара. Легко посчитать, в какой объем работы это превращается каждый день.

Отдельно стоит вопрос о сложности текста. Недавно я наконец-то нашел подходящий вводный текст по философии языка для нефилософских специальностей. Это была глава “Language and Meaning” из книги Shand, J. (Ed.). (2009). Central issues of philosophy. Wiley-Blackwell. Обзорная глава – на 12 страниц, написана, как мне показалось, очень ясно и доходчиво. На всякий случай я решил проконсультироваться у одного коллеги, который предложил мне поставить себя на место среднестатистического первокурсника и представить, как он будет воспринимать этот текст про принцип кооперации в речевой коммуникации.

Стало очевидно, что без специальной подготовки только половина текста может быть объяснена и понята в течение одного занятия. Остальное для адекватного усвоения требует больше времени. Там затрагивается слишком много тем, и, как выразился коллега, «только в свете другой литературы понимаешь, что какой-то пример или небольшой пассаж – это отголосок большой дискуссии». А без знакомства с другой литературой перечисление многочисленных тем сливается в бессмысленную кашу.

_________________________________________
Судя по публикационной активности педагогических работников, они сами зачастую пишут меньше, чем задают студентам.
_________________________________________


Больше всего меня лично удивляют столь популярные в российских вузах рефераты с требованием написать под 50 страниц оригинального текста. Несмотря на то что от рефератов не требуется оригинальность идеи, 50 страниц вычитанного академического текста – это очень много, даже если это обобщение или пересказ источников. Судя по публикационной активности педагогических работников, они сами зачастую пишут меньше, чем задают студентам.

Чрезмерные задания вредны. Они закладывают привычку к профанации, когда высокий уровень декларируемого отличается от фактического исполнения. Каков критерий чрезмерности? Предлагаю использовать модифицированную версию категорического императива: задавай столько, сколько можно выполнить, если столько же будут задавать по всем предметам. Представляя количество курсов, можно приблизительно рассчитать объем домашнего задания. При этом следует помнить, что помимо заданий у молодых людей могут быть и другие (без шуток) не менее важные дела. Также стоит учитывать год обучения, специальность и обратную связь, менять объем и сложность задания в соответствии с пожеланиями. Ведь если про часть заданий студенты пишут, что не выполняют их из-за объема, то, значит, дело может быть и правда в неправильно подобранном задании, а не только в лени. Уверен, что полностью освоенный и понятый материал меньшего объема важнее имитации обширных познаний. Поэтому каждый раз, когда я думаю о том, что должны знать идеальные студенты, я стараюсь возвращаться на землю и думать о студентах реальных.