• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Спор факультетов, или Об ученом незнании

Сергей Левин, доцент департамента социологии (Санкт-Петербургская школа социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ), – о том, как Кьеркегор сподвиг его на соломоново решение.



Замечал неоднократно, что ученые и академические работники любят высказывать оценочные суждения про другие дисциплины. И нельзя сказать, что хвалят. Приходишь в университет – храм науки, слушаешь коллег, и сразу неясно становится, зачем  там столько ерунды на разных факультетах изучают. Чтобы не нагнетать, не буду рассказывать, как экономисты ругают социологов, социологи – историков, а историки – вообще всех. Расскажу только про один случай, когда не за глаза ругали.

Началось с того, что однажды я задержался в аудитории. Такое часто бывает, особенно в конце модуля. У некоторых студентов в это время просыпается дремавшая тяга к знанию, и они спешат задать вопросы по предмету. Знаете, на семинары человек почти не ходил, а потом написал проверочную, видит, что накопительная скоро, и переживает внутреннее преображение. Остается после занятий на консультации, узнает про дополнительный материал. На корню пресекать такие душевные порывы тяжело, поэтому задерживаешься и подробно отвечаешь, терпеливо даешь ценнейшие рекомендации. Пока это делаешь, в аудиторию иногда заходит следующий преподаватель и просит перенести консультацию в другое место, так как ему здесь занятия вести. В таких случаях я себя неудобно чувствую. То ли оттого, что чужую площадь занимаю, то ли оттого, что меня выгоняют, хотя и на законных основаниях. В тот раз, про который я хочу рассказать, самым неудобным образом получилось.

Зашел в аудиторию профессор, доктор точных наук, и поздоровался официально. Сказал, что у него сейчас здесь пара, и вежливо спросил, что за предмет мы тут обсуждаем. Так многие преподаватели делают, когда аудиторию передают следующему. Спрашивают, что за предмет до них шел, и учтиво кивают, когда узнают. В этот момент по негласному этикету все суждения про другие дисциплины, кроме комплиментарных, придерживают, и принято уважение проявлять или хотя бы неуважение не проявлять. Всегда радуюсь таким диалогам, называю их междисциплинарными.

В этот раз тоже так началось, ничего беды не предвещало. Представитель точных наук спросил меня, что за предмет и какая тема занятия. Ответил как есть: «Философия, обсуждали Сёрена Кьеркегора и смысл жизни». Гость приободрился, заулыбался сразу, и я тоже обрадовался, понадеялся, что будет хвалить меня, а я отвечу, что проектор выключил. Не тут-то было! Неожиданно мне заявляют, что болтовня это всё и что, когда цифр нет, и знания нет, что, пока формулу не нарисуешь, не поймешь ничего. Вроде как в шутку, но вроде и серьезно.

В этой ситуации понятно было, что лучше не плодить раздор и просто сказать, что я проектор уже выключил, и пойти консультировать в другое место. Как символ примирения я даже взял стопку старых проверочных и демонстративно выкинул в корзину. То есть показал, что от Кьеркегора отрекаюсь и иду скорее формулы составлять, благо что умею, только дай повод.

Профессор увидел, что я листочки выбрасываю, понял, что это символ, и одобрил: «Правильно! Туда им и дорога! Кьеркегор, Кьеркегор! Все проблемы от этих французов!» Тем самым поставил передо мной сложную этическую дилемму.

С одной стороны, я согласен, что проблемы от французских интеллектуалов могут быть, но не все же проблемы, и требуется уточнение. Поправлять профессора неприлично при студенте, но, с другой стороны, Кьеркегор из Дании, и вдруг студент неправильно запомнит и еще другим передаст. Взвесил я эти альтернативы и принял соломоново решение, то есть нашел «остроумное решение, ловкий выход из трудного или щекотливого положения». Что конкретно сделал, я не скажу, пусть каждый сам догадается, но по своему опыту советую теперь всем соломоново решение как универсальное.

В результате из ситуации я вышел очень достойно (благодаря соломонову решению), но задумался. Вдруг, думаю, каждый раз, когда специалисты в одной дисциплине критикуют другую дисциплину, они также коллег перед сложным выбором ставят? Вдруг каждый раз наши суждения про то, в чем мы совсем не разбираемся, звучат так, как будто мы судим про то, в чем совсем не разбираемся? Вопросы мне показались не праздными, и я рассудил, что впредь с коллегами буду суждения выносить только про урбанистику.

 

Автор текста: Левин Сергей Михайлович, 5 апреля, 2017 г.