Я уже писал для «Окон роста» о том, как сильно люблю корпоративную почту. И хотя проверять ее ежедневно предписывают требования академической этики, я делаю это по доброй воле и с удовольствием. Тем более что, должен признаться, я не всегда имею возможность реагировать на полученную корреспонденцию, то есть не полностью следую императиву «отвечай на письма».
Но вот был случай. Не так давно, 7 февраля, получил теплое письмо, которое было адресовано лично мне. И знаете, что там было написано? Предлагали работу! Настоящую. Хотя и с гибким графиком, но с хорошей оплатой. Вы простите, но я процитирую целиком. Там все по делу.
_______________________________________________________________________
«Добрый день, Александр Владимирович!
ООО Международный издатель – это крупнейшая в России компания по публикации статей в зарубежных журналах. 8 офисов в России. В штате более 50 человек: главные редакторы, редакторы, авторы, технические редакторы и другие. Вне штата более 2000 авторов, которые публиковали свои статьи в Скопус. Внешние рецензенты (1200 человек) из зарубежных стран, с которыми мы работаем.
2700 ученых быстро опубликовали свои статьи с нашей помощью за 1,5 года (2015-2016 гг.).
МЫ публикуем статьи В ВЫСОКОРЕЙТИНГОВЫХ ЖУРНАЛАХ с ГАРАНТИЕЙ публикации. Журналы Q1 и Q2, а также Web of Science.
Нам нужен человек, который будет координировать публикации в университете.
Гибкий график, хорошая оплата. Возможно оформление по законодательству, оплачиваемый больничный, отпуск и т.д. Офис в Москва-сити. Открыт с 8-00 до 23-00. В любое время можно приехать и поработать в офисе. Главное быть на связи (на телефоне и по электронной почте).
Если Вы заинтересованы – сообщите нам. С Вами свяжется представитель в Вашем регионе.
С уважением, Ярослава».
________________________________________________________________________
Прочитал я это письмо и остался в противоречивых чувствах. С одной стороны, именно мне предлагают искать в нашем университете ученых, которых можно было бы заманить на сторону зла, соблазнить, совратить их всякими посулами. То есть это как именно обо мне думают? Что вот я буду коллег вербовать. Писать знакомым из Школы филологии: «Леша, Паша! Есть тема! Публикация в «Скопусе» с гарантией. Первый квартиль. Недорого, получите крутую надбавку, все окупится. У нас в штате 50 человек и восемь офисов в России! Сообщите своим, кому интересно». С другой стороны, ведь именно мне же предлагают, а не Леше с Пашей – видимо, сразу ясно, что они не справятся, ну или не знаю, какие там мотивы были у Ярославы, когда она им не писала. Приятно.
С одной стороны, очень обидно: обычно Вышка впереди других вузов по многим показателям, а здесь у организации восемь офисов в России, в штате главные редакторы, редакторы, авторы и технические сотрудники, а с Вышкой не работали. Ну как так-то? Почему до сих пор не нашли сотрудника, который бы координировал работу в нашем университете? С другой – вот именно мне и предлагают все наладить, найти достойных людей, которым надо писать и публиковать статьи, а некогда. То есть предлагают помогать коллегам и не за просто так. И я не хочу думать, что такое многим писали. Вдруг Леша и Паша из Школы филологии тоже такие письма получили – в таком случае я не особенный, а лишь один из многих.
Знаете, я очень люблю мечтать. Ну как мечтать – фантазировать. И вот в этих самых противоречивых чувствах я слегка поднял глаза вверх, зафиксировал легкую улыбку (так гораздо лучше мечтается), какая бывает, когда думаешь о чем-то приятном, и начал воображать. Представил, как написал Ярославе, чтобы со мной связался их «представитель в моем регионе», созвонился с ним, поехал в офис в Москва-сити (с 8 до 23) на собеседование, там показал себя с лучшей стороны, убедил всех, что лучше других справлюсь с деятельностью агента зла в НИУ ВШЭ. Оформился бы по законодательству! Хотя вроде как по законодательству как раз и нельзя. Обговорил бы больничный, отпуск, условия оплаты. На следующий день приехал бы в офис в Москва-сити, в свой личный кабинет, и получил бы тайную информацию о крупнейшей в России организации по публикациям статей в журналах «Скопус». Стал бы узнавать больше. Копал бы. Как в сериале «Родина», работал бы агентом во вражеском стане, или как в фильме «Афера под прикрытием» с Брайаном Крэнстоном. Да что там как в «Афере» – как Джеймс Бонд утаскивал бы флешку с адресами наших ученых. А потом бы опубликовал изобличительную статью про ООО «Международный издатель», проведя настоящее журналистское расследование.
А потом я прекратил мечтать. Решил, что вместо эпического журналистского расследования в образе Джеймса Бонда напишу колонку в «Окнах роста», как Кэрри Брэдшоу. Про то, как я мечтал что-то сделать, а в итоге не сделал ничего. И, пренебрегая императивом академической этики отвечать на письма, я просто не ответил Ярославе.
Просто мне кажется, что необязательно внедряться в организацию со штатом свыше 50 человек, чтобы потом ее изобличать. Будет достаточно, если ни я, ни Леша, ни Паша из Школы филологии – если, конечно, им писали – не станем отвечать Ярославе. И было бы неплохо, если бы на такие письма не отвечали вообще. В других вузах в том числе. Но публиковали бы статьи в иностранных журналах самостоятельно. Или не публиковали бы. Потому что, как пел когда-то Александр Буйнов, «лучше уж никак вместо как-нибудь».