• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Милосердие в учебном плане?

В сегодняшней колонке заместитель начальника экспертно-аналитического отдела, ведущий юрисконсульт НУЛ политических исследований Полина Шевчук поднимает вопросы бесплатной социальной работы как обязательной части учебного процесса.

25 января в День российского студенчества в «Шухов Лаб» состоялась встреча мэра Москвы Сергея Собянина со студентами Высшей школы экономики. Поскольку идея мероприятия заключалась в построении диалога между инициативным студенческим сообществом и региональными органами власти, существенная часть встречи была отведена под вопросы аудитории. Обсуждаемые темы касались раздельного сбора и утилизации мусора, разработки чат-ботов, реконструкции улиц, будущих профессий для школьников и др. Отрадно то, что студенты готовы не только спрашивать об актуальной повестке дня, но и на основе собственного опыта предлагать решения по улучшению городского ландшафта, созданию удобного для проживания города.

Помимо прикладных задач участники мероприятия обсуждали и фундаментальные. В частности, ученица Лицея НИУ ВШЭ, рассказав об участии ребят в социальной деятельности (посещение детских домов, приютов для животных и пр.), поинтересовалась, насколько в общеобразовательных учреждениях важна практика участия в волонтерском движении в целях воспитания доброты и милосердия и стоит ли сделать ее обязательным условием обучения? Дав сдержанный ответ, Сергей Семенович аргументировал свою позицию возможным снижением интереса к этому в связи с появлением некоего долга и важностью сохранить душевный порыв к совершению благих дел.

Разделяя мнение о ценности сердечного отношения к социальной работе, но видя и иные цели, которых можно достичь с ее помощью, рассматриваю в позитивном ключе международный и российский опыт включения в университетское образование подобной практики. Во многих странах известен феномен юридической клиники – структурного подразделения университета или некоммерческой организации, обеспечивающих сочетание теоретического и практического обучения студентов в целях оказания консультационных услуг по правовой поддержке населения на безвозмездной основе.

Известный латинский термин pro bono («на благо общества»), используемый в различных контекстах, в сфере юриспруденции подразумевает оказание бесплатных юридических услуг. Участие в pro bono активности является неотъемлемой частью жизни юриста в ряде зарубежных стран (США, Бангладеш, Великобритания, Венгрия, Германия, ЮАР, Уганда, Филиппины, Польша, Сингапур и пр.). В частности, American Bar Association’s Model Rules of Professional Conduct содержит указание на то, что у каждого юриста есть «профессиональная обязанность оказать бесплатные юридические услуги лицам, неспособным оплатить подобные услуги».

Наиболее показательными являются образовательные программы pro bono в Stanford Law School и Harvard Law School, которые включают в себя 50 часов обязательной бесплатной юридической работы. Программа разделена на определенные практики, в рамках которых функционируют независимые подпрограммы, в которых могут участвовать студенты, прошедшие обязательную подготовку (это могут быть студенты любого курса бакалавриата и магистратуры). Согласно статистическим данным, 75% выпускников Harvard Law School 2016 года участвовали в работе как минимум одной клиники. Оказание бесплатной юридической помощи возможно как в юридической клинике, являющейся подразделением университета (внутренняя клиника), так и в правительственных и частных социально ориентированных организациях (внешняя клиника).

На территории Российской Федерации в настоящее время также функционируют клиники при высших учебных заведениях, оказывающие бесплатную правовую помощь. Наиболее показательны примеры клиник при юридических факультетах МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета и МГЮА им. О.Е. Кутафина. Как правило, деятельность отечественных юридических клиник ограничивается оказанием личных и дистанционных консультаций, взаимодействием с НКО и представителями малого бизнеса. Гораздо реже встречаются примеры юридических клиник, занимающихся просветительской деятельностью (организация бесплатных лекций, семинаров для определенных групп граждан). При этом в волонтерской деятельности важно сохранять принцип «не навреди», что означает, что для допуска студента к работе с клиентами ему необходимо освоить ряд обязательных учебных дисциплин, касающихся введения в юридическое клиническое обучение, анализа дела и выработки позиции по нему и пр. Помощь в юридической клинике оказывается под руководством куратора – преподавателя или практикующего юриста, который в течение всей консультации помогает студентам правильно решить дело.

Для университетов, осознающих свою роль не только как образовательного научного центра, но и как ресурса для создания нового качества городской среды, создание и развитие юридической клиники способствует достижению нескольких целей:

1) образовательной (подготовка студентов к самостоятельной практической деятельности, воспитание осознания социальной значимости юриспруденции и собственной миссии как представителя профессии);

2) социокультурной (юридическая помощь студентами-волонтерами малозащищенным и малообеспеченным слоям населения, реализация публичных семинаров по разъяснению законодательной базы жителям г. Москвы, проведение совместных с горожанами мероприятий по выявлению и устранению локальных городских проблем).

Относясь к работе в юридической клинике во время своего студенчества лишь как к инструменту профессионального роста, в настоящее время я существенно изменила свое отношение к этому институту. При использовании прогрессивного подхода к организации деятельности юридической клиники, т.е. когда не ограничиваются оказанием помощи лишь малообеспеченным людям, очевидны дополнительные возможности для проактивных студентов: шанс менять среду вокруг себя, повышая юридическую грамотность людей, качество сервисной службы, а также, возможно, поиск ответа на вопрос, а что полезного ты сделал в жизни.

 

P.S. Хочу выразить благодарность коллегам из Лаборатории политических исследований, принявшим участие в подготовке данного материала.

Автор текста: Шевчук Полина Павловна, 10 февраля, 2017 г.