• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академическое лето, или Элегантность ежика

Что такое академическое лето в понимании административных сотрудников и преподавателей университета, выясняет в своей колонке «Окон роста» заместитель начальника экспертно-аналитического отдела НУЛ политических исследований Полина Шевчук.

С наступлением сентябрьских дней вспоминаются школьные годы, когда в первую неделю учебного года мы писали сочинения на тему «А как я провел лето». Университетская жизнь, как и школьная, тоже имеет свое лето, но не каникулярное, а академическое. О том, что это такое в представлении сотрудников университета, и пойдет речь в сегодняшней заметке.

Чтобы взгляд на тему был более широким и не сводился лишь к моей позиции, я опросила около 30 коллег (с преобладанием сотрудников из ВШЭ) из 4 вузов, в том числе зарубежного, занимающихся преподавательской, научной и административной деятельностью.

В большинстве случаев у коллег не возникало вопроса, что такое академическое лето, тем не менее ряд сотрудников попросили уточнить понятие. Итак, академическое лето – «это маленькая жизнь» сотрудников университета с начала июня по конец августа.

 

Первое наблюдение, которым хочу поделиться: административные сотрудники чувствуют отрыв от преподавательского и научного состава даже в сфере отдыха. Имея опыт участия в академическом и административном кадровых резервах, обратила внимание на то, что администраторы зачастую не чувствуют свою социальную интегрированность в ядро коллектива. Однако я совсем не ожидала удивления на мой вопрос и ответа: академическое лето представляется чем-то вроде поездок, исследований академических сотрудников, а «мы-то административные работники». Возможно, проработав в университете на разных должностях, я воспринимаю всех сотрудников внутри Вышки как единый организм, тем не менее в сознании других коллег присутствует отрывочность.

 

Второе наблюдение – разное восприятие времени в летний период. С наступлением июля для меня оно замедляется: учебный год завершен, преподаватели уходят в приятно долгий отпуск, административные сотрудники сменяют друг друга, также отправляясь в ежегодные отпуска, а значит, интенсивность взаимодействия с коллегами снижается. Даже привычные звуки университета в это время меняются. Но для ряда коллег время в этот сезон бежит стремительно и хаотично. Оно ассоциируется с жаркими сессией и приемной кампанией, выпускными, сменой более монотонного и распланированного режима работы менее предсказуемыми летними мероприятиями, подготовкой материалов к новому учебному году.

 

Третье наблюдение – понимание лета как возможности профессионального роста и даже прорыва. Неожиданным показалось то, что достаточно высокий процент опрошенных связывает лето с работой, не вспоминая про отдых. Вместе с тем приведу в обобщенном виде все полученные ответы. Академическое лето – это время:

1)     профессиональных возможностей (погружение в научную работу, проектную деятельность кадрового резерва, поездки на зарубежные конференции, летние школы, стажировки, командировки);

2)     личной жизни (встречи с академическими и не только друзьями, чтение литературы, занятие спортом, планирование жизни в замедленном состоянии, завершение накопившихся дел);

3)     творческого вдохновения и мощного заряда позитива на целый год;

4)     летнего отпуска и экспериментов;

5)     саморефлексии над рабочими и личными вопросами;

6)     способности взглянуть на неизменные вещи и явления с другого ракурса и сфокусировать внимание на едва заметных деталях, которые невидимы за рабочей суетой в другие сезоны года.

Были и непохожие суждения о том, что центром академического лета являются студенты и любые мероприятия, где они могут закрепить или получить дополнительные знания, совмещая летнюю «учебу» с отдыхом на природе или поездкой в другую страну. Коллега из зарубежного вуза отметила, что не связывает академическое лето с привычным пониманием времени года, а ассоциирует его с освобождением от ежедневных рабочих функций и переключением на исследовательскую работу.

 

В своей первой заметке я оценивала важность благоприятной рабочей среды в университетах как фактора максимизации потенциала сотрудников и повышения уровня корпоративной культуры. На мой взгляд, академическое лето также оказывает существенное влияние на эффективную деятельность работников, а значит, и университета в целом. По этой причине хочется пожелать коллегам вне зависимости от занимаемой должности не забывать об отдыхе, проживая это ресурсное время в своем темпе.

 

P.S. Думаю, у читателя может остаться вопрос, какое отношение к теме об академическом лете имеет элегантность ежика? «Элегантность ежика» Мюриель Барбери – одна из книг моего академического лета, сравнимая с сочным взрывом спелого арбуза…

P.P.S. Выражаю благодарность коллегам, уделившим внимание и время моему опросу. 

Автор текста: Шевчук Полина Павловна, 15 сентября, 2016 г.